ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Сергей Дебрер: Гастарбайтеры больше гостят, чем работают?

Сергей Дебрер: Гастарбайтеры больше гостят, чем работают?


28-09-2009, 17:38. Разместил: Цвет

Гастарбайтеры больше гостят, чем работают?


Десятилетиями проводимая ФРГ интеграционная политика оказалась неудачной, а ее последствия будут драматичными. Немецкие правящие элиты переоценили потребность страны в иностранной рабочей силе. И теперь присутствие здесь миллионов иммигрантов не только не способствует поддержке действующей системы соцобеспечения, а напротив – грозит ее обрушением.


акие выводы содержатся в вышедшем на днях немецком издании книги обозревателя New York Times Magazine Кристофера Колдуэлла (Christopher Caldwell) «Размышления о революции в Европе: иммиграция, ислам и Запад». Труд этот стал итогом более чем 10-летнего изучения автором процессов иммиграции в Европе (как он сам пишет, «от Мальме до Рима и от Дублина до Дуйсбурга»). По мнению Колдуэлла, «государству всеобщего благоденствия европейского образца грозит распад, а европейскому секуляризму (т. е. принципу отделения церкви от государства) брошен вызов со стороны ислама. Европа не может остаться Европой, если в ней уже живут другие люди».

«Решение пригласить иммигрантов, – пишет Колдуэлл, – принималось в трудный момент, когда после войны Европа лежала в развалинах. Но инициаторы приглашения полагали, что речь идет о кратковременной мере: никто не рассчитывал на значительный приток иммигрантов, думая, что прибудет их не больше, чем нужно для закрытия бреши, образовавшейся в результате людских потерь во время войны. Никто не думал и о том, что иммигранты станут претендовать на получение социальной помощи.


А то, что они принесут с собой культуру и уклад своих деревень, семейную клановость и мечети – это вообще казалось нелепостью. Но Европа переоценила свои требования к работоспособности иммигрантов. Экономическая польза от них, по мнению автора книги, оказалась минимальной, да и та носила временный характер. В итоге так называемый рационализм массовой иммиграции в Европу оказался химерой».

«В настоящее время в немецких городах гастарбайтеры (в частности, турки) составляют до 40% безработных, – пишет далее Колдуэлл. – Поэтому аргумент, часто выдвигаемый немецкими политиками, что иммигранты необходимы для поддержания функционирования системы соцобеспечения – несостоятелен. По расчетам Фонда ООН в области народонаселения, для устранения диспропорции, вызванной старением коренного населения Европы и падением рождаемости, необходим 701 миллион иммигрантов, что больше, чем все коренное население стран ЕС!

Что же касается Германии, то здесь число иммигрантов с 3 млн. в 1971 году увеличилось до 7,5 млн. в 2000-м. Но число работающих так и осталось на уровне 2 млн. При том, что если в начале 1970-х годов работающие составляли 65% от общего числа иммигрантов, то уже в 1983-м их доля упала до 38%».

В связи с этим Колдуэлл делает следующий вывод: иммигранты получают от системы соцобеспечения гораздо больше, чем сами привносят в нее. Что же касается перспектив интеграции, то их он оценивает скептически, а проводимые в Германии исламские конференции (встречи представителей мусульманских общин и местных властей) считает наивными.

«Фатальная смесь из немецкого и общеевропейского чувства вины, вызванного Второй мировой войной, нацизмом и колониальным прошлым, не может противостоять гипертрофированному чувству собственной идентичности у иммигрантов-мусульман», пишет Колдуэлл, и в подкрепление этого тезиса цитирует слова судьи Конституционного суда ФРГ Удо Ди Фабио (Udo Di Fabio): «Зачем этой живой мировой культуре интегрироваться в культуру западную, носители которой не воспроизводят достаточно потомства, а сама она уже не располагает никакой трансцендентальной идеей и движется к своему концу?»

В первой четверти ХХ века сенсацией стало появление труда немецкого философа Освальда Шпенглера (Oswald Spengler) «Закат Европы» (Der Untergang des Abendlandes), где он утверждал, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может, что каждой культуре заранее отмерен определенный (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла.

Весь ХХ век Европа худо-бедно продержалась. Что ждет ее в ХХI веке? Если верить Колдуэллу и Ди Фабио, перспектива для европейцев мрачна. Но глава федерального МВДВольфганг Шойбле (Wolfgang Schuble) на вопрос газеты Die Welt – как это может быть, что демократия, вопреки явно выраженной воле большинства населения, десятилетиями «продавливает» процесс иммиграции? – бодро ответил: «Чем лучше удается интеграция, тем меньше неприязнь к иностранцам. Людям следует постоянно объяснять, что различие между представителями разных культур является не угрозой, а взаимным обогащением».

Понятно, что в канун назначенных на 27 сентября выборов в Бундестаг от деятелей масштаба Шойбле иного и не услышать – ведь иммигранты составляют значительную часть электората. Хотелось бы лишь знать, как скоро политику Германии начнут определять, говоря словами Колдуэлла, уже совсем «другие люди»?


Сергей Дебрер ("Русская Германия", Германия)


ИноСМИ.Ru



Вернуться назад