ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Государственный терроризм: поджог планеты
Государственный терроризм: поджог планеты6-06-2013, 08:17. Разместил: VP |
От редакции "РН": Автор Урал Зиятудинович Шарипов — доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, крупнейший специалист по Ближнему Востоку и региону Персидского залива. Данная статья "Государственный терроризм и его активизация в современном международном терроризме" опубликована в журнале "Обозреватель-Observer" №8 за 2012 год. *** В современной идеологической пропаганде для мировой общественности и в международной политике все большее место уделяется проблеме международного терроризма. Поэтому данный "прогрессирующий" болезненный изъян сегодняшней жизни мирового сообщества подвергается глубокому исследованию и обсуждению на различных научных конференциях и межгосударственных переговорах. При этом внимание государственных деятелей, исследователей и работников СМИ стран так называемого "Севера" по существу концентрируется только на одной форме международного терроризма — на самодеятельных и эпизодических вылазках отдельных личностей или группировок. Хотя проблематика международного терроризма по своей природе весьма сложна и во многом закамуфлирована, в ней целенаправленно анализу подвергается, по существу, лишь одна ее сторона. Причем к такому варианту оценки террористической деятельности большую заинтересованность проявляют именно те силы, которые и являются зачинателями и проводниками международного терроризма, а именно — современные мировые державы. *** Объективно главным действующим фактором осложнений в международных отношениях можно считать именно государственный терроризм.
Прежде чем давать сравнительную оценку этой системе терроризма, целесообразно рассмотреть в целом характер международных отношений между сильными в военном отношении мировыми державами, с одной стороны, и их значительно более слабыми оппонентами на мировой арене — с другой. Не останавливаясь на негативных сторонах колониального и постколониального наследства прошлых столетий, которые в принципе продолжают сохраняться в жизни международного сообщества и сегодня, отметим, что, когда в мирохозяйственных и политических отношениях возникают процессы, а также политические фигуры, угрожающие нарушить сложившееся неравенство между двумя мирами — "Севером" (или иначе — Западом) и "Югом" (или иначе — развивающимися странами), — именно развитые страны, используя свое военное и технологическое превосходство, прибегают к форс-мажорным средствам — к масштабным агрессивно-военным кампаниям против строптивых оппонентов — для наведения "на местах" удобного им порядка вещей. В последние десятилетия к ним наиболее часто прибегали, в частности Соединенные Штаты Америки. В качестве наиболее ярких примеров назовем войну во Вьетнаме; тесное военное сотрудничество с Израилем, полная поддержка устремлений последнего в арабо-израильском противоборстве; операции по уничтожению иранских военно-морских судов в Персидском заливе с угрозой расширения своего военного вовлечения в ирано-иракскую войну на стороне Багдада; развертывание масштабной войны против режима Саддама Хусейна в период так называемого ирако-кувейтского конфликта в 1990-1991 гг. Развал Советского Союза на ряд самостоятельных государств и ликвидация мировой социалистической системы привели к тому, что Вашингтон провозгласил США единственной супердержавой, которая ответственна за геостратегическую судьбу современного мира. Именно в этих новых политических условиях современности и родилась концепция неоглобализма, распространившая "зону жизненных интересов" США, а вслед за ними и других западных держав на весь мир. "Неоглобализм" — это широкий набор идей и мер по переустройству мира. Он наполнен не столько экономическими и политическими средствами, сколько военно-полицейскими доктринами и практическими мерами их применения.
В рамках статьи не представляется целесообразным заниматься рассмотрением всех аспектов неоглобализма — наше внимание сосредоточено на её крайней агрессивности и практическом допущении вседозволенности действий государственного, т.е. имперского, терроризма. Мировому сообществу, невзирая на сложившиеся веками в различных странах свои национальные, политические, экономические и культурные традиции, структуры внутренних социальных взаимоотношений, стали всемерно навязываться угодные Вашингтону и Западу принципы, "порядки" государственного и внутриобщественного функционирования, в том числе "правила" ведения внешнеполитических курсов. Причем "неоглобализм" односторонне существенно расширил возможности силового решения различных международных проблем. Таким образом, диапазон и формы проявления (завуалированного или откровенно явного) государственного терроризма включают как меры политического и экономического давления на страны, их правящие режимы и народные массы, так и применение вооруженного насилия. В конце XX и в первое десятилетие XXI в. державный неоглобализм затронул ряд государств мусульманского региона Азии и Африки, так как руководители США и западноевропейских стран заявили о своем неотъемлемом праве обеспечить себе решающее влияние в государствах третьего мира. Идеологическим организатором такой политики выступает патологический эгоизм правящих неоколониалистских социальных групп в державах, которые идут на применение любых мер, чтобы максимально властвовать в мире через эксплуатацию более слабых социальных и государственных образований, чтобы сохранять неравенство и подавлять противников существующих атрибутов неравенства, чтобы продолжать эксплуатацию подавляющей части человечества. Если кратко сказать обо всех формах и методах действий мировых держав в течение последнего столетия, то, по сути, это вся политическая и экономическая история современности: все войны, борьба за сохранение неэквивалентного ценообразования в мировой торговле, деятельность монополий и спецслужб, а также разжигание межрелигиозных противоречий и столкновений. В настоящее время главным державным проводником таких форм международных отношений выступают Соединенные Штаты Америки, их союзники в Европе и в других регионах мира. Для выделения самой опасной на сегодняшний день формы международного терроризма остановимся только на текущих войнах западного мира против слабых народов и политических режимов. В первом и в начале второго десятилетиях XXI в. в регионе Персидского залива и Среднего Востока наблюдается крупномасштабное проявление государственного терроризма. Это — войны на земле мусульманского ареала: вооруженная оккупация Республики Ирак и Исламской Республики Афганистан, грубейший шантаж Исламской Республики Иран при помощи международных санкций и политических угроз. При этом не следует исключать выражение недовольства с намеками на осложнение взаимных связей еще большему кругу стран мирового сообщества, даже в отношении таких сравнительно терпимых к американским деяниям мусульманских государств, как Саудовская Аравия и т.д. Как известно, в начале 2002 г. правительство США провозгласило новую концепцию, в соответствии с которой США наделяли себя правом свергать любое правительство, политика которого, по мнению Вашингтона, угрожала национальной безопасности США. Помощник президента по национальной безопасности К.Райс заявила: "Теперь Вашингтону не требуется даже предлога о нарушении прав человека в той или иной стране, чтобы совершить против нее агрессию или иным путем добиваться смены неугодного для него политического режима".
Для осуществления своих агрессивных акций, нарушающих международное право и суверенитет "неугодных" государств, используются любые подходящие предлоги. Такой, кстати, оказалась спекуляция на террористических актах 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне. Вместо обдуманных объективных действий против истинных преступников, включая и их руководителей, Вашингтон пошел по пути безоглядной реализации своих геостратегических устремлений на Большом Среднем Востоке (БСВ). Без обсуждения даже в рамках Совета Безопасности ООН, без его резолюций, без согласованности с командованием НАТО и своими стратегическими союзниками в Западной Европе американской администрацией были развернуты широкомасштабные военные действия вооруженных сил США в Афганистане и Ираке. А сопутствующие контингенты так называемой многочисленной международной коалиции (в Ираке 39 государств, а в Афганистане — 15) были сформированы впоследствии в результате разных форм давления на правительства ряда стран, начиная от Германии и кончая островами Самоа и Фиджи. В итоге были оккупированы Афганистан и Ирак, свергнуты их законные президенты. Оккупации подверглось около 40 млн чел., а по существу, под военный контроль попало 240-миллионное население Ближнего и Среднего Востока, так как в регионе развернуты 19 военных баз, вокруг барражируют эскадры ВМС США и западных держав, воздушное пространство контролируют всевозможные электронные разведчики, периодически проводятся военные маневры под руководством и при участии внешних сил. За прошедшие годы иностранной оккупации Ирака и Афганистана в совокупности было убито и искалечено около 2 млн чел., в основном мирные жители, включая детей, стариков и женщин. Расстрелы свадеб, похорон, праздничных шествий и других общественных мероприятий стали частыми и обыденными "ошибками" иностранной военщины, и легко списываются как случайности. Народы указанных стран расколоты силовыми методами извне, запуганы и подавлены местными коллаборационистами, опирающимися на полную поддержку оккупантов. Народы Ирака и Афганистана несут огромные потери в собственном жизнеобеспечении, а это чрезвычайно негативно сказывается на важнейших областях внутригосударственного функционирования: развитии производительных сил, просвещении и медицинском обслуживании, развитии национальной культуры и чувства национального достоинства. Более того, в Вашингтоне утверждают о своем законном праве на продолжение своего военного присутствия и в дальнейшем ввиду необходимости гарантирования интересов мирового сообщества в приобретении местных (стратегических по своей хозяйственной и военной значимости) ресурсов (углеводородов, лития и т.д.), а также для сохранения "демократических" государственных структур, навязанных извне, т.е. во имя интересов западных монополий и геостратегических интересов. США и НАТО была сделана заявка, по крайней мере на ближайшее десятилетие, на осуществление вооруженных операций по своему усмотрению в любом регионе мира, а на практике — пока в мусульманских странах. ***
Как известно, на протяжении целого ряда десятилетий после того, как в азиатско-африканском мире возникли и более или менее стабилизировались на национальной основе государственные структуры, мировое сообщество было связано с руководителями, которые долго возглавляли местные страны. Это были монархические, либо диктаторские и полудиктаторские, либо внешне демократические режимы и т.д. Среди них, наряду с феодальными монархическими династиями, "выросли" знаковые фигуры в рамках современного государственного устройства: Саддам Хусейн (Ирак), Муаммар Каддафи (Ливия), Хосни Мубарак (Египет), бен Али (Тунис), Али Абдалла Салех (Йемен), наследственный клан Хафеза и Башира Асадов (Сирия) и т.д. Таким образом, ближневосточный мир представлял собой конгломерат разнообразных политических систем, во многом противоречащих друг другу и социально специфических. Однако с точки зрения глобалистских взглядов Запада наибольшее неприятие у США и европейских держав вызывали так называемые "строптивые" мусульманские режимы. Это те, которые проводили свой независимый политический курс, что противоречило и даже приводило к конфронтации с западными правительствами по многим важным международным и двусторонним проблемам. Как показали события на БСВ в конце XX в., США и другие державы — члены НАТО стали все более склоняться к силовым вариантам осуществления своих интересов в регионе. Если в первом десятилетии к таким методам, в первую очередь, прибегли США, то в 2011 г. военная инициатива по "наведению должного порядка" в регионе Ближнего Востока в основном перешла к западноевропейским державам — Франции, Италии и Великобритании. Учитывая то, что Вашингтон увяз в своих военных (а по сути — оккупационных) кампаниях в Афганистане и Ираке, ограниченно поддержанных многими членами НАТО и зависимыми режимами мира, а ближневосточный театр военных действий стран непосредственно примыкает к Европе, то на первые роли в "решении ряда международных стратегических задач на Ближнем Востоке" вышли европейские натовцы. Дело в том, что, хотя Вашингтону и удалось свергнуть неугодные режимы в Ираке и Афганистане, в арабском регионе по-прежнему сохранилась пестрота политических руководств. Особенно их беспокоило, что существование и укрепление таких правительств, как Муаммара Каддафи в Ливийской Джамахирии и Башара Асада в Сирийской Арабской Республике (при этом не исключалось действие подпольного разрушительного фактора "Аль-Каиды") шаг за шагом вызывало и усиливало социальное брожение в других странах региона. Это могло привести к радикальным политическим и социальным переменам в руководящих эшелонах как в соседних странах, так и в среде аравийских прозападных монархий, включая Саудовскую Аравию и Кувейт. Первые признаки такого процесса уже начались это: свержение власти Зин аль-Абидина бен Али в Тунисе, затяжной период отстранения от власти президента Хосни Мубарака в Египте и президента Али Абдаллы Салеха в Йемене. Будучи весьма расчетливыми, правящие круги западных держав заранее подготавливали условия для оправдания своего агрессивного вмешательства в той или иной стране это прежде всего любые протестные выступления местной оппозиции. *** Стоит отметить, что так называемая "арабская весна" 2011 г. социально-политических брожений и потрясений на БСВ — это многоликий внутриобщественный процесс противоречий Арабского региона. А местные коллизии стимулируются извне: в них в разной степени и формах участвуют спецслужбы, финансовые и политические круги Запада и др.
Каковы итоги политического и вооруженного вмешательства западных держав на БСВ по данным на середину 2012 г.? Уничтожен режим Муаммара Каддафи в Ливии: страна живет противоречивыми отношениями между различными политическими, а также племенными и клановыми силами. В Сирии идет кровопролитная борьба между правящим режимом и оппозицией, которая может перерасти в долговременную гражданскую войну. Иран зажат жесточайшими международными санкциями и подвергается угрозе вооруженного нападения со стороны Израиля при поддержке США.
Источник http://www.rau.suwww.rau.su/observer/N8_2012/057_062.pdf Вернуться назад |