ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Город с дырой в асфальте

Город с дырой в асфальте


3-06-2013, 10:12. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Вспоминая о годах правления в Монреале Жеральда Трамбле, чаще всего хочется называть этот период временем упущенных возможностей. Мы тогда получили выгодные преимущества от федерального и провинциального правительств. Муниципалитет и сам мог взимать повышенные налоги на недвижимость, так как стоимость ее росла и количество новых домов увеличивалось. (Да и налоги росли, прямо скажем, невыносимыми темпами). В 2000-е годы мы пережили очередной бум возведения кондоминиумов и новых кварталов в пригородах, а также на пустырях и в бывших индустриальных зонах. Тем не менее огромная часть прибыли оседала в карманах власть имущих и крупных предпринимателей, стремительно объединившихся в картель, и потому не была решена транспортная проблема, не был проведен насущный ремонт инфраструктуры. В настоящий момент пятая часть водопровода и канализации находится в неудовлетворительном состоянии, о чем вспоминают только тогда, когда в очередном месте «рванет».

Однако возможно, что по сравнению с будущим десятилетием 2000-е годы в Монреале еще покажутся эпохой процветания. Как-никак коррумпированные предприниматели и дело делали. В отсутствие новых проектов кто выплачивал бы им мошеннические надбавки? По идее, в городе, где выполнение любых работ приносит в несколько раз большую прибыль по сравнению с соседями, строительство и реконструкция должны идти как по маслу.

Действительно, перечислять затеянные в 2000-е годы амбициозные проекты можно долго. Их немало и в центре города, и на окраинах. Лаваль, так тот вообще превратился в строительную столицу Канады, и все благодаря мэру-коррупционеру, обвиненному недавно в участии в преступном сообществе. Вдумайтесь: Жиль Вайянкур - первый в Канаде градоначальник, которого вознамерились судить за столь тяжкое преступление! В пользу Вайянкура говорит только одно: как заявил недавно патриарх квебекской политики Бернар Ландри, коррупция в Лавале существовала всегда (собственно, баснословно коррумпированной наша провинция была в 1960-70-е годы), и ему еще в 1976 году, вскоре после его первого избрания в Национальную ассамблею, представители этого муниципалитета пытались вручить конверт с деньгами. Вайянкур тогда еще постигал азы профессии, муниципальным советником он стал в 1980-е, а мэром в 1989 году.

Как полагает следствие, Вайянкур лично присваивал по 2% стоимости каждого контракта, предоставлявшегося городом. Впоследствии он клал крупные суммы на свои счета в Швейцарии, для чего будто бы использовал несовершеннолетних родственников, так как они не подвергались дотошным проверкам.

В настоящее время многие бывшие подчиненные и деловые партнеры Вайянкура выступают на Комиссии Шарбонно, в один голос заявляя о тех самых 2% и свидетельствуя, что ни один контракт с администрацией Лаваля нельзя было заключить по-честному. Пробиться на этот закрытый рынок со стороны было невозможно. Выгоду от строительного бума получали немногие. Похожая ситуация сложилась в Монреале в самых разных сферах. Наши Лаваль и Монреаль выделялись и в стране, и в провинции. Стоимость инфраструктурных работ завышалась в них на 15-30% до 2009 года, когда было образовано полицейское спецподразделение «Молот», занявшееся прослушкой предполагаемых коррупционеров, а затем и их отловом. Вместе с Вайянкуром аресту подверглись почти 40 человек. Двоим из них вменили столь же тяжкие обвинения в причастности к оргпреступности, как и экс-мэру.

Вообще-то, подозревать в сношениях с бандитами больше пристало личностей вроде Роба Форда и его брата Дага Форда (Doug Ford) – соответственно, мэра и муниципального советника Торонто. Видео, на котором мэр курит крэк, по-прежнему недоступно. Его владелец, по некоторым сведениям, убит или предпочел скрыться, распустив слухи о собственной гибели. На связь он не выходит. Полицейские допрашивают людей в окружении Форда, желая выяснить местонахождение скандальной пленки. Сразу видно, что в Торонто не хватает своего «Молота». Разыскивать у подчиненных компромат на босса, причем столь болезненный, совершенно бессмысленно.

Команду Форда покинули 3 ведущих советника, в том числе глава его администрации Марк Тоуи (Mark Towhey), который был уволен со скандалом за критику мэра, хоть и не публичную. Пресса меж тем не унимается. «Глоб энд Мэйл» опубликовала данные, по которым, в 1980-е годы Даг Форд торговал гашишем. Несмотря на потрясения, Роб Форд ведет себя как ни в чем не бывало. Он не утруждает себя оправданиями и в очередной раз допускает площадную ругань в адрес журналистов, на сей раз абсолютно безадресную. В недавнем прошлом Форд еще как-то мог требовать уважения, когда, например, репортер «Торонто Стар» лез к нему на задний двор, пытаясь проверить мелочные обвинения в присвоении нескольких квадратных метров дворовой территории. Сейчас, однако, над Фордом завис гораздо более суровый дамоклов меч. Конечно, не хотелось бы подозревать семейку Фордов в ликвидации неудобного свидетеля или даже в уплате выкупа за злополучное видео. Как бы то ни было, шансы на публикацию ролика, за который сайт Gawker уже смог собрать требуемые 200 тысяч долларов, стремительно падают. Эти деньги обещают перечислить на благотворительность.

Даже учитывая критику в адрес Форда, многие в Торонто продолжают его поддерживать, поскольку он снизил муниципальные налоги. Вот какими способами потенциальному мэру Монреаля надо будет завоевывать популярность.

Предвыборная кампания за этот пост уже началась. В ней участвует крайне активный в социальных сетях Дени Кодерр, который 2 июня складывает с себя полномочия депутата федерального Парламента по округу Бурасса. Кодерру всего 49 лет, но он уже, не сочтите за каламбур, признанный тяжеловес канадской политики. В правительстве Жана Кретьена он был министром спорта, затем – министром иммиграции. Майкл Игнатьев назначил его представляющим интересы Квебека, когда Либеральная партия была в оппозиции.

Кодерр навлек на себя долю критики во время работы Комиссии Гомери. Как любой представитель истэблишмента, он получал дотации и от тех, кто сегодня кается на Комиссии Шарбонно (так, Кодерр дружит с Лино Замбито - первым громогласным разоблачителем, вышедшим из рядов коррупционеров). Надо отметить, что избирательная машина Кодерра в округе Бурасса была и остается одной из самых эффективных в Монреале.
Кодерр - известный любимчик Жана Кретьена. Впоследствии он не сошелся ни со Стефаном Дионом, ни с Майклом Игнатьевым. Не по пути ему и с Джастином Трюдо. Зато Кодерр очень активно общается с населением, являя собой пример типичного современного «онлайн-политика».

Популярность Кодерра сегодня высока, хотя бы просто потому, что его бешеная деятельность создала ему нешуточную славу в Монреале. За него пока готовы проголосовать 30% опрошенных, в то время как каждого из двух его соперников – Луизу Арель и Ришара Бержерона - поддерживают 10-20%. Тем не менее до 3 ноября, когда в Монреале пройдут муниципальные выборы, картина еще может измениться. Примерно 70% опрошенных заявили, что не определились с выбором до конца.

Зато, похоже, окончательно ясно: после выборов мэра Монреаль наконец-то откажется от системы муниципальных политических партий, каковой нет уже нигде в Северной Америке. В любом даже самом крупном городе решения принимает простое большинство советников. Среди них, как правило, всегда есть крепкая группа поддержки мэра, но она никогда не объединяется в партию. Кстати, лидер провинциальной партии CAQ Франсуа Лего предлагает сократить число монреальских муниципальных советников почти вдвое – до 61 с нынешних 103.

Сейчас, несмотря на наличие 2 муниципальных партий, Монреаль фактически управляется широкой коалицией, то есть – беспартийным большинством. Партия Жеральда Трамбле «Union Montreal» расформирована. Дени Кодерр зарегистрировал собственную партию чисто формально, и даже название для нее подбирать не стал, ограничившись банальным «Команда Кодерра» («Equipe Denis Coderre»). Возникшая система устраивает монреальцев, о чем недавно заявили социологи. Как ни странно, подавляющее большинство опрошенных удовлетворено нынешним положением дел в мэрии. Возможно ли это в городе, где на прошлой неделе произошла крупнейшая за столетие авария на водопроводе? Где каждую неделю останавливается метро – то по одной ветке, то все сразу на несколько часов, и в час пик? В городе, в котором, наконец, таинственные вредители злостно саботируют ремонт выбоин в асфальте? Не так давно сообщалось о предпринимателе из небольшого городка Sainte-Alphonse-de-Granby Андре Руа (Andre Roy), который стал заделывать дыры новым, инновационным методом при помощи специальной машины. Его техника работала и в Гранби, и в Труа-Ривьер, и в Шербруке, а вот в Монреале почти половина заплаток разрушилась, поскольку неизвестные злодеи ночью полили их растворителем. Для сравнения Руа залатал дыру в потайном месте, где ее не смогли бы обнаружить, и покрытие устояло. В полицию этот человек обращаться не стал и предпочел поставить крест на амбициозной идее ликвидировать все выбоины в Монреале. В эти же дни Комиссия Шарбонно выяснила: цена асфальта в нашем городе подскочила в 2000 году аж на 80%, после того как производители объединились в картель. Такие прибыли позволяют легко убирать с пути конкурентов. Если ситуация не изменится, мы даже при условии постоянной работы подразделения «Молот» рискуем остаться с перманентной дырой в асфальте и бюджете.

Сергей Голиков
Монреаль

Вернуться назад