Инициатива сербского движения «Двери» о подключении России к переговорам между властями Белграда и лидерами косовских сербов, а также о возвращении косовской проблемы в Совет Безопасности ООН свидетельствует о росте значения в сербском обществе двух важных политических факторов…
Первый фактор связан с растущим недовольством результатами посреднических усилий ЕС в переговорах Белграда с Приштиной, а в более широком смысле – с наличием сильной евроскептической струи. Данный фактор говорит о стремлении значительной части сербского общества переосмыслить нынешние геополитические ориентиры страны и ту политику, которая привела к подписанию Брюссельских соглашений.
Второй фактор - растущий раскол между руководством Сербии, с одной стороны, и косовскими сербами - с другой. Если отношения между двумя частями единого сербского народа уже требуют международных посредников, признаком дальновидной политики Белграда это не назовёшь. Заявление движения «Двери» о том, что посредничество России на переговорах правительства Сербии и косовских сербов необходимо для «зашиты интересов Сербии и сербов в Косове и Метохии», означает не что иное, как растущее и опасное недоверие сторон друг к другу. [1]
Подобная ситуация возникла вследствие двух ошибок. Первая из них связана с молчаливым согласием Белграда на исключительную посредническую роль Европейского союза. Разумеется, основную ответственность за «приход» в Косово ЕС несут прежние власти страны, давшие согласие на развертывание в крае гражданско-полицейской миссии Евросоюза EULEX. Однако нынешнее руководство фактически продолжило прежнюю линию попустительства Евросоюзу, политика которого на сербском направлении слабо отвечает национально-государственным интересам Сербии и сербов.
Вторая ошибка сербских властей – нежелание или неспособность подключить к переговорам лидеров косовских сербов. Белград даже отказался информировать их о содержании дискуссий с Приштиной. Вспомним, что во времена боснийского урегулирования, увенчавшегося подписанием Дейтонского мирного соглашения 1995 года, участие в нем боснийских сербов было куда более активным и содержательным. Получается, что нынешняя демократическая власть испугалась своих соотечественников, оказавшихся по другую сторону даже не государственной, а административной границы, больше, чем авторитарный режим Слободана Милошевича боялся сербов боснийских!
Это резко контрастирует с политикой других балканских стран и ставит сербов в заведомо проигрышное положение по сравнению с албанцами, лидеры которых провозгласили защиту интересов своих соотечественников одним из главных внешнеполитических приоритетов. «Албанский вопрос», говорит профессор публичного права Университета в Приштине Энвер Хасани, охватывает все области Балканского полуострова, где «проживают албанцы», а некоторые из моделей урегулирования этого вопроса «в настоящее время еще неизвестны». [2]
Многолетний премьер-министр Албании Сали Бериши открыто призывает к созданию на Балканах единого албанского культурно-национального пространства. Не далее как в конце 2012 года он вновь заявил о наличии «единой албанской нации», проживающей в настоящее время в пяти различных балканских государствах, а потому нуждающейся в особом «объединительном проекте». [3]
На этом фоне исключение косовских сербов из переговоров по Косову и попытки Белграда заставить их задним числом согласиться с положениями брюссельского документа, подготовленного у них за спиной, выглядят еще более странно. В то время как албанские лидеры говорят о нерешенности «албанского вопроса», власти Сербии всячески пытаются отгородиться от своих соотечественников, проживающих с ними (по Конституции) в одном государстве.
Что же касается согласия Белграда на исключительную посредническую роль в переговорном процессе Евросоюза, то и здесь происходит опасная подмена понятий. Главным триумфатором в процессе развития событий вокруг Косова становится не ЕС, а НАТО. Согласно существующему в Брюсселе негласному правилу, прежде чем вступить в ЕС, та или иная страна должна стать членом Североатлантического альянса. Ситуация с разделенным и порабощаемым в финансовом отношении Кипром рискует повториться с Сербией, которая нужна Западу не в роли равноправного участника единого экономического пространства ЕС, а как антироссийский военно-политический форпост на Балканах.
В сложившейся ситуации именно возвращение косовской проблемы в ООН может стать реальным средством противодействия политике НАТО/ЕС в отношении Сербии и сербов. Другим таким средством является подключение Белграда к интеграционным проектам с участием России. В противном случае под угрозой окажется не только сербская государственность, но и жизнеспособность сербского народа.
[1] http://www.dverisrpske.com/sr-CS/nasa-politika/saopstenja/2013/maj/dveri-traze-posredovanje-rusije.php
[2] Hasani E. The Solution of the Albanian Question as a Precondition for Fruitful Cooperation in the Balkans // Connections. Vol. II. No 2. June 2003. С.46-47.
[3] The Albanian Daily News Bulletin, 05.01.2013
ИСКЕНДЕРОВ Петр Ахмедович, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель радиостанции «Голос России»