Столкновение интересов арктических и всех прочих государств, гонка за арктическими ресурсами и рост напряженности в Ледовитом океане – это миф, который должен быть развенчан. Такова суть высказываний представителя России в Арктическом совете Антона Васильева и его норвежского коллеги Тургейра Ларсена во время "Арктического саммита", состоявшегося недавно в Осло.

 

 В то же время некоторое расширение военного присутствия в регионе вызвано не чем иным, как стремительным таянием арктических льдов. Этот климатический процесс оголяет морские границы и стимулирует рост судоходства, что требует усиления мер безопасности на водных пространствах.

 

 В том, что все это не означает милитаризации Арктики, сошлись во мнении представители всех стран "Арктической пятерки" (России, США, Канады, Норвегии и Дании), включая контр-адмирала американских ВМС  Джонатана Уайта. Главные проблемы всей акватории Северного Ледовитого океана лежат в плоскости глобального потепления и защиты хрупких полярных экосистем.

 

 Между тем понятно, что приведенные выше заключения – не более чем дипломатическая игра. После того, как в 2009 году Геологическая служба США оценила только неразведанные арктические месторождения нефти и газа, как составляющие 13 и 30 процентов соответственно от мировых запасов углеводородов, количество стран, претендующих на полярные богатства, увеличилось на порядок.

 

 Впрочем, активный интерес к этой природной кладовой со стороны различных государств начал проявляться еще раньше – с девяностых годов прошлого века, сразу после распада Советского Союза. До этого момента его доминирующее влияние в Арктике особенно никем не подвергалось сомнению.

 

 В первое постсоветское десятилетие созданная при СССР полярная и заполярная инфраструктура пережила стремительный упадок, вспоминает эксперт Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Владимир Соколов. Снабжение полярных регионов было нестабильным, пришла в негодность практически вся сеть арктических аэродромов, полярная авиация фактически прекратила свое существование.

 

 К началу двухтысячных российское присутствие в высоких широтах почти не ощущалось. В этот период в Арктику начали наведываться все кому не лень – активизировали свою деятельность Канада и Норвегия, в Ледовитом океане появились французы, немцы, итальянцы.

 

 Первоначально все они работали в рамках программ по изучению климатических процессов в регионе. Но с двухтысячного года в Арктику зачастили всевозможные экспедиции, направленные на исследование ресурсной базы региона, отметил в интервью "Голосу России" Владимир Соколов:

 

 "Эта ситуация начала кардинально меняться с 2003 года, когда была возобновлена деятельность дрейфующих станций "Северный полюс". Была воссоздана на коммерческой основе при минимальной поддержке государства дрейфующая станция "Северный полюс-32". А через год Арктический институт принял программу восстановления работы дрейфующих станций уже на государственной основе, которая продолжается и сейчас.


 Так вот, после начала работы дрейфующих станций статус-кво начал восстанавливаться, несколько высокоширотных рейсов научно-исследовательских судов Арктического института в высокие широты, достижение в безледокольном плавании Северного полюса научно-исследовательским судном Арктического института "Академик Федоров" в 2005 году привело к большим эмоциям на различном уровне".

 

Скачать аудио файл 

 

 В 2007 году на Северном полюсе вновь побывал "Академик Федоров" вместе с атомным ледоколом «Россия». Экспедиция осуществила спуск батискафа «Мир» на океанское дно, где российские полярники установили государственный флаг РФ. С этого момента арктическая гонка усилилась, и только набирает обороты, констатирует Владимир Соколов.

 

 Как известно, арктических соседей России возмутили ее претензии на некоторые участки шельфа за пределами исключительной двухсотмильной экономической зоны, такие как Хребет Ломоносова и Хребет Менделеева. Но определенные виды на те или иные сектора шельфа имеются у каждого из пяти полярных государств.

 

 При этом, кстати, большая часть предполагаемых запасов углеводородов залегает в российской исключительной зоне. Однако природа никого из "пятерки" не обделила ценными ресурсами, в большей или меньшей концентрации они распределены по всей акватории Ледовитого океана.  

 

 Именно это привлекает в регион развитые и растущие страны, а также служит объединяющим фактором для арктических держав. "В Арктике нечего делить. 95-97% обнаруженных там ресурсов находятся в исключительных зонах арктических стран", - подчеркнул во время "Арктического саммита" представитель РФ Антон Васильев, и никто из российских соседей по Заполярью ему не возразил.

 

 Морские границы и нормы использования природных ресурсов полярного региона регламентируются Конвенцией ООН по морскому праву, а также Арктическим советом, куда входят шесть арктических государств.

 

 Одновременно Китай, Южная Корея и Япония все более упорно настаивают, чтобы их включили в состав совета на правах постоянных членов. К требованиям этих стран – объявить Арктику международной безграничной зоной – присоединилась Индия. Но если для Индии это вопрос чисто декларативный, а Япония ненавязчиво внедряется на Северный полюс через Аляску при посредничестве США, то Китай действует самостоятельно и напористо.

 

 Поднебесная уже провела пять арктических экспедиций на собственном ледоколе, строит второй ледокол и намерена посещать высокие широты не реже двух раз в год. Еще с 2003 года на Шпицбергене работает китайская станция "Хуанхэ", а Пекин через своего миллиардера Хуана Нубо не оставляет попыток прикупить участок земли в Исландии. Кроме того, китайцы даже не стесняются формулировать свои якобы исторически обоснованные претензии на северную акваторию Тихого океана, включающую побережье Аляски.

 

 На фоне растущего стремления удаленных от Ледовитого океана европейских стран и Китая к Северному полюсу, с их стороны все чаще высказываются пока осторожные подозрения в адрес арктических держав о негласном создании ими своеобразного "Арктического альянса".

 

 В той или иной степени такой альянс уже существует, может быть, в недооформленном виде, заметил в интервью "Голосу России" эксперт по морскому праву Института государства и права Василий Гуцуляк:

 

 "Каждое из пяти приарктических государств фактически имеет права в определенном секторе, вершиной которого является Северный полюс, основанием являются соответствующие побережья государств. Вместе с тем следует учитывать, что правовой режим даже в этом секторе регулируется исключительно нормами международного морского права.


 Другое дело, что если третьи страны проявляют интерес к районам Арктики, которые находятся за пределами юрисдикции вот этих пяти приарктических государств, то понятно, что здесь, наверное, нужно объединять усилия вот этих пяти приарктических государств. Невозможно осуществлять какие-то проекты в Арктике без учета интересов этих пяти приарктических государств".

 

Скачать аудио файл 

 

 Несмотря на существующие, так сказать, внутренние противоречия между странами "Арктической пятерки", за последнее время они приняли целый ряд мер по укреплению своего приоритетного права на присутствие в Арктике.

 

 В 2008 году Россия, США, Канада, Норвегия и Дания приняли Илулиссатскую декларацию, положения которой препятствуют пересмотру международного правового режима с целью открыть для третьих стран свободный доступ в регион. В 2011 году восемь участников Арктического совета подписали Соглашение о сотрудничестве в области спасательных операций в Арктике, которое как раз определило предпочтительные для каждой из стран "пятерки" границы их секторов ответственности.

 

 Также приарктические страны добились урегулирования целого ряда двусторонних спорных вопросов. Так, Россия и Норвегия ратифицировали соглашение о разграничении акваторий в Баренцевом море, а Канада и Дания достигли принципиальной договоренности о делимитации границы в море Линкольна. Кроме того, Россия и Канада, например, вместе последовательно выступают против притязаний Евросоюза на участие в правовом регулировании статуса Арктики.

 

 Надо сказать, что ближайшие и среднесрочные перспективы Арктики вполне определены. На саммите в Осло посол по особым поручениям российского МИД Антон Васильев подчеркнул, что будущее Арктики базируется на широком международном сотрудничестве и сильном Арктическом совете. Представляется, что сказано ёмко и доступно.  

Никита Сорокин