ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > О возможности морской блокады Китая
О возможности морской блокады Китая15-03-2013, 09:42. Разместил: VP |
Journal of Strategic Studies в феврале опубликовал статью американского исследователя Шона Мирски (Sean Mirski) о возможностях США по осуществлению морской блокады Китая в случае войны. Мирски рассматривает блокаду как оптимальный, при некоторых сценариях военного конфликта, вариант боевых действий против КНР, позволяющий разрушить китайский экономический потенциал и заставить китайцев признать поражение.
http://carnegieendowment.org/2013/02/12/stranglehold-context-conduct-and-consequences-of-american-naval-blockade-of-china/fowj
Мирски считает, что сценарий блокады осуществим при «широкомасштабных» боевых действиях между США и Китаем, занимающих промежуточное место между локальным конфликтом и неограниченной войной. Предполагается, что при таком широкомасштабном конфликте речь не будет идти о применении ядерного оружия, но при этом США будут вести борьбу за свои жизненно важные интересы в регионе.
Мирски отмечает высокую зависимость экономики КНР от внешней торговли, на 90% осуществляемой по морю, необходимости для страны импортировать около 60% потребляемой нефти, а также концентрацию более 80% китайского контейнерного грузооборота в 10 крупнейших портах страны. В силу этих факторов длительная, пусть даже не на 100% эффективная блокада может иметь убийственные последствия для китайской экономики.
Китай инвестирует значительные средства в альтернативные транспортные коридоры к Индийскому океану в обход проливов, но в отношении таких стран, как Пакистан, Афганистан или Мьянма США могут эффективно применить политическое давление или нанести военные удары по объектам транспортной инфраструктуры (например, китайским нефтепроводам в Мьянме).
Что касается России, то в ее отношении применение военной силы невозможно в силу ее собственного военного потенциала. При этом РФ не только сама является важным поставщиком нефти в КНР (в случае необходимости, отмечает Мирски, ограниченные возможности нефтепровода ВСТО могут быть дополнены использованием железнодорожного и автомобильного транспорта), но и обладает значительным политическим влиянием на страны Центральной Азии, также поставляющие ресурсы в КНР (среди них Мирски выделяет Казахстан).
Технически Мирски предлагает осуществлять блокаду с применением двух колец: внешнего, кольца дальней блокады ответственного за идентификацию и нелетальный перехват и внутреннего, ответственного за недискриминационное поражение всех целей, зашедших в запретный район. Границей между внешними и внутренними кольцами блокады будет граница прилегающих к КНР морей (т. е. т. н. первая цепь островов вокруг Китая — Японские о-ва, о-ва Рюкю, Тайвань, Филиппины, Борнео).
Структура сил блокады диктуется резким наращиванием китайцами в последние годы сил изоляции района боевых действий, что сделало применение надводных сил в прилегающих к Китаю морях крайне рискованным. Поэтому внешнее кольцо блокады, состоящее из надводных кораблей, будет действовать за пределами дальности китайской авиации и ракет берегового базирования, главным образом в районе ключевых проливов, идентифицируя и досматривая суда, останавливая суда, направляющиеся в Китай или имеющие китайскую регистрацию.
Внутреннее, летальное кольцо блокады, действующее в районе, прилегающем к китайскому побережью и объявленное запретной зоной, будет иметь в качестве ключевого компонента американские и японские подводные лодки (всего два флота имеют 71 подводную лодку, отмечает Мирски). Вторым компонентом внутреннего кольца будет авиация, действующая с баз, расположенных вне зоны действия китайских сил блокады ТВД. ПЛ и авиация будут атаковать суда, получая целеуказание от вышестоящего командования. Третьим компонентом сил ближней блокады могут быть минные постановки.
Мирски опирается на преобладающую в США крайне скромную оценку противолодочных возможностей китайского флота, что в сочетании с гидрографией прилегающих к КНР морей, затрудняющей обнаружение подводных целей, позволит американским и японским ПЛ «свободно действовать в прибрежных водах Китая».
Возможности КНР по противодействию подобной американской стратегии Мирски рассматривает как скромные. Китай не располагает силами по прорыву американской блокады вдали от своих берегов.
В то же время, твердая поддержка Китая Россией ведет к резкому сужению военных и экономических рычагов США по давлению на Китай. Соответственно, российско-китайские транспортные и энергетические проекты должны рассматриваться также и с точки зрения их стратегической важности для двух стран, а не с узко экономических позиций.
Исследование вопросов применения атомных подводных лодок для нанесения ущерба экономике КНР также имеет большое значение для России с точки зрения обеспечения ее безопасности на Дальнем Востоке. Не имея в принципе возможности достигнуть паритета с КНР в сфере сухопутных и наземных вооруженных сил на Дальнем Востоке, Россия сохраняет мощный атомный подводный флот. Учитывая зависимость КНР от морской торговли и трудности в обеспечении надежной ПЛО в прилегающих к Китаю морях, этот флот остается единственным эффективным неядерным инструментом военного сдерживания Китая, доступным России. В свете этого, решения российского руководства по сохранению и развитию базы атомных подводных лодок на Камчатке, значительные инвестиции в атомный подводный флот и планы по размещению на Дальнем Востоке подводных лодок новых типов следует признать абсолютно правильными и крайне важными.
Подготовил Василий Кашин Вернуться назад |