Митт Ромни, будучи кандидатом на пост президента США заявил о России как о главном геополитическом противнике. Прежде всего это, означает, что американский истэблишмент мыслит в геополитических категориях, в которых отождествляет себя с одной из сил, именуемой в классической модели геополитики как Sea Power. Это в свою очередь подразумевает реализацию некоего мегапроекта для продвижения своих интересов, которые, принимая во внимание этноособенность англо-саксов к экспансии и тотальному доминированию, можно отождествить с империализмом.
В рамках интеллектуальных семинаров проводимых Социологическим факультетом МГУ совместно с ЦКИ под названием «Левиафан» были подробно рассмотрены основные тенденции и тренды американской геополитики, в основе которых лежит стремление к переформатированию мирового пространства исходя из собственного геостратегического целеполагания. Если вариативность предлагаемых стратегий привести к общему знаменателю, то мы увидим стремление к исключению России из общемирового исторического контекста.
В своем недавнем заявлении Хилари Клинтон заявила о том, что США не допустят ресоветизации региона и постараются минимизировать, а то и вовсе предотвратить интеграцию постсоветского пространства. Экс-госсекретарь призвала никого не заблуждаться на этот счет, «Мы знаем в чем истинная цель…», - сказала она.
Данное высказывание полностью лежит в русле геополитических концепций и предполагает наличие геостратегических целей, которые были присущи и Российской Империи, и Советскому Союзу, вне зависимости от того, кто находился «у руля». Учитывая географию, становится понятна геополитическая необходимость России в расширении границ, максимально приближая их к контуру континента везде, где это возможно. В качестве основных детерминант можно отметить: выход к тепловодным портам, имеющих доступ к открытому океану, на юго-западе до Карпатских гор, как можно глубже на запад по Среднеевропейской равнине, контроль над Кавказом и центральной Азией. В наши дни стремление России к Евразийской интеграции и построению многополярного мира соответствует продвижению российских интересов и прописано в основополагающих документах.
Концепция внешней политики России, разработанная по поручению Владимира Путина и утвержденная им 12 февраля 2013 года, в качестве приоритетов в решении глобальных проблем видит децентрализацию глобальной системы управления и создание нового полицентрического мироустройства. Новые центры политического влияния будут формировать повестку дня, предлагая региональные интеграционные проекты, которые повышают общую конкурентоспособность региона.
Как отмечается во внешнеполитической концепции, глобальная конкуренция впервые в новейшей истории приобретает цивилизационное измерение и выражается в соперничестве различных ценностных ориентиров и моделей развития. Все более громко заявляет о себе культурно-цивилизационное многообразие современного мира. Исторический Запад утрачивает свое лидерство и в экономике, и в политике, но не прекращает оказывать военно-политическое давление по навязыванию своей системы ценностей, несмотря на то, что растет желание народов вернуться к своим цивилизационным корням.
При этом в самих Соединённых Штатах полагают, что без доминирующей роли Америки в международных отношениях мир захлестнет волна насилия и он скатится в хаос. Данная тема довольно популярна среди американских экспертов и стратегов, что нашло свое отображение в последних работах Роберта Кагана и Збигнева Бжезинского. Так же западное сообщество прогнозирует возникновение проблем с подключением к глобальным процессам региональных держав, которые будут переходить из разряда развивающихся в разряд развитых.
Как указывается в недавнем докладе, опубликованном разведсообществом США «Global Trends 2030: Alternative Worlds», несмотря на рост региональных держав, вряд ли они будут переформатировать сложившийся мировой порядок. Скорее всего, они буду использовать устоявшиеся правила игры для решения своих региональных задач, а ключевым вопросом в международной повестке дня будет противостояние мирового порядка в виде либеральной демократии и национальных капитализмов, подразумевая под этим, прежде всего Китай и Россию.
Тем не менее, как отмечается во внешнеполитической концепции России, желание западных государств сохранить свои позиции, говорит прежде всего о том, что происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, и с появлением в международных отношениях новых акторов нарастает конкуренция, которая, как говорилось выше, носит цивилизационное измерение.
В условиях глобальной турбулентности диверсифицируются вызовы и угрозы, которые приобретают трансграничную природу, в качестве основных МИД России выделяет: международный терроризм, неконтролируемый трафик оружия и боевиков, радикализация общественных настроений, религиозный экстремизм и этноконфессиональные антагонизмы, незаконный оборот наркотиков, региональные и внутренние конфликты, дефицит жизненно важных ресурсов, экологические и санитарно-эпидемиологические вызовы, угрозы информационной и продовольственной безопасности.
Внешнеполитическое ведомство России для решения глобальных проблем предлагает сделать упор на коллективных началах в решении международных проблем, на равноправных и партнерских отношениях между государствами под эгидой ООН как основного регулятора международных отношений. Но, как отмечает Ричард Уильямсон в уже упомянутом докладе «Global Trends 2030: Alternative Worlds», несмотря на то, что ООН и другие международные институты помогают в установке норм международного права и позволяют слабым государствам искать защиты у международного сообщества, тем не менее, Соединённые Штаты со своими союзниками оставляют за собой право действовать в одностороннем порядке.
Так же в докладе «Global Trends 2030: Alternative Worlds» говорится о снижении боеготовности России , ставится под сомнение способность противостоять современным военным угрозам из-за сильного отставания в области войскового управления, коммуникаций, разведки, наблюдения и рекогносцировки (C4ISR). Не трудно заметить обращение западных стратегов к новой концепции ведения войн, разработанной под управлением вице-адмирала Артура К. Сибровски.
При этом в военной доктрине Российской Федерации современные конфликты характеризуются как комплексное применение военной силы и сил невоенного характера, а так же применением новых видов вооружений основанных на новых физических принципах, по своим разрушающим эффектам не уступающие ядерному оружию. Особо хотелось бы выделить такие черты как усиление информационного противоборства и повышение оперативности управления за счет перехода к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием.
Как можно увидеть из документов, стратегическое планирование политики безопасности базируется на стремлении восстановить былое величие России как великой державы. Именно с этих позиций происходит оценка возможных угроз, определение вероятного противника, прогнозирование повышения вероятности возникновения на ряде направлений военных опасностей.
К внешним военным опасностям, способных при определенных условиях привести к военным конфликтам, в доктрине относятся, прежде всего, расширение НАТО к границам России, в том числе за счет принятия новых членов, а так же наделение военного альянса глобальными функциями; развертывание или наращивание военного контингента в сопредельных с Россией государствах; создание и развертывание системы ПРО, милитаризация космоса, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия; эскалация вооруженных конфликтов на сопредельных с Россией и ее союзниками государств; деятельность вооруженных радикальных группировок на границах России и ее союзников.
Что касается непосредственно самой геостратегической цели, восстановление большой России, и оценкой современных конфликтов, которые разворачиваются в четырех основных областях: физической, информационной, когнитивной и социальной, то поэтому поводу существует консенсус в патриотических кругах и не оспаривается. Возникающие разногласия в основном носят дискуссионный характер вокруг фигуры Владимира Путина, справится ли он с исторической миссией. Одни считают, что Путин соответствует задачам, продиктованным временем, другие считают, что Путин «идет на поводу» у олигархов, ориентированных на транснациональный бизнес, и бюрократии, которая разворовывает народное достояние, и подобные задачи ему не по плечу.
Критикуют Владимира Путина с разных сторон, не только слева и справа, но и сверху, со стороны Русской Идеи, один из текстов этому посвятил профессор Александр Дугин. Несмотря на обилие критики, тем не менее, предлагаю вынести ее за скобки и окинуть прагматичным взглядом структурные изменения предпринятые Путиным в сфере безопасности.
Прежде всего, стоит отметить масштабное перевооружение армии, военному ведомству поручено завершить создание полноценных группировок войск на стратегических направлениях исходя из того прогноза, что содержится в военной доктрине, о которой говорилось выше. На недавней коллегии Министерства обороны Владимир Путин поручил Генштабу России в течение 2013 годы определить и детально проработать базовые подходы, идеологию организации обороны страны на перспективу, до 2020 года. По словам президента, Вооружённые Силы России должны выйти на принципиально новый уровень возможностей уже в ближайшие 3–5 лет.
В этом контексте необходимо упомянуть о кадровых изменениях. Несколько месяцев назад произошла смена руководства Министерства обороны и Генерального штаба. Что характерно и Министр Обороны Сергей Шойгу, и начальник Генштаба Сергей Герасимов, говоря о своем видении потенциальных угроз, прогнозируют рост военной опасности для России. Исходя из этого, для повышения коммуникативности и координации усилий Сергей Шойгу создаст центр боевого управления, который охватит все звенья руководства Вооруженных сил.
В качестве ответа на увеличение более чем в пять раз численности спецподразделений Пентагона по кибербезопасности, Владимир Путин поручил создать систему отражения кибератак. Министр обороны Сергей Шойгу заявляет, что новая структура уже создается в Генштабе России и начнет свою работу не позже начала 2014 года, по своим функциям и структуре она во многом повторит американский USCYBERCOM.
В завершении можно отметить, что тут курс, который выбрал Владимир Путин на отстаивание стратегических интересов России, а так же запуск интеграционных процессов, связанных с созданием Евразийского союза, как одного из полюсов многополярного мира, встретит волну сопротивления со стороны Запада. Заявление американских политиков не оставляют никаких сомнений в том, что так и будет.