21 декабря 2012г. на сайте «Военное обозрение» была опубликована статья Володина Алексея «Узбекистан. Прощай или до свидания». Статья эмоциональная, но не раскрывающая геополитический аспект описываемого события. В своей статье я постараюсь раскрыть геополитическую составляющую выхода Республики Узбекистан из ОДКБ.
Сначала попробуем разобраться, что есть ОДКБ. ОДКБ - военно-политический блок, стержневым (основным) участником является Российская Федерация, также в нее входят Республика Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Каждый член блока преследует свои собственные цели, исходя из своего понимания национальной безопасности. В частности, для РФ - это создание и консолидация контролируемого буферного пространства, поддержание стабильности в сферах влияния России на постсоветском пространстве. Республика Беларусь, находясь под санкциями Запада и гранича со странами НАТО, обеспечивает сохранение суверенитета, пользуясь защитой России, а также образует союзное с Россией государство. Базой для Союза является этническая близость русского и белорусского народов. Армения - стратегический анклав влияния России в Закавказском регионе, кроме того, само существование Армении в качестве суверенного государства невозможно без поддержки России. Казахстан- региональный лидер на южных рубежах России. Киргизия, Таджикистан - техническое пространство, буфер между миром ислама и сферами влияния России, само существование этих государств невозможно без экономической и военной помощи России и Казахстана.
С точки региональной безопасности в Центрально-Азиатском регионе (в дальнейшем ЦА), основными игроками являются:
1. члены ОДКБ- Россия и Казахстан;
2. КНР;
3. США;
4. «Виновник торжества» - Узбекистан, свободное от военных блоков государство;
5. Афганистан - очаг нестабильности, источник терроризма в регионе.
6. Туркменистан - нейтральное, ни в чем не участвующее государство, центрально-азиатский аналог Швейцарии с национальным туркменским колоритом.
Есть и другие игроки Индия, Пакистан, Турция и Иран, но влияние их незначительно, и мы оставим их за скобками.
Цели и задачи выше названых сторон различны. Если Россия. Казахстан, и Китай считают сохранение стабильности в регионе, то их «вероятный противник» США, наоборот, стремятся всколыхнуть регион, посеять смуту, хаос. Узбекистан в свою очередь считает своей основной задачей сохранение суверенитета, обеспечение безопасности в сопредельных странах для обеспечения стабильного развития страны. Он избегает втягивания в военные блоки для сохранения суверенитета, а дипломатия обеспечивает сотрудничество со всеми крупными игроками в регионе. А поле для сотрудничества есть, и довольно большое, в частности:
1. США. Участие в логистической инфраструктурной системе (NDN). В рамках проекта NDN армии Узбекистана передается военной оборудования для местных войск спец. назначения и подразделениям охраны основных узлов NDN. Участие в инфраструктурных проектах в Афганистане, в частности выиграны тендеры и производятся работы в таких отраслях, как энергетика, связь, строительство ж/д коммуникаций и прочее. Словом, сотрудничество с США приносят значительный доход в казну государства.
2. КНР. Разработаны и ведутся проекты по строительству и эксплуатации коммуникационных проектов (ж/д, автодороги, газопроводы), которые в последующем станут мостом между КНР и регионом персидского заливаи Европой (в обход России). Узбекистану китайские стратеги отводят роль стратегического тыла, а соответственно, обеспечение безопасности путей сообщения, а следовательно, и устойчивости дружественных режимов стран ЦА, в т.ч. режима И.Каримова.
3. Россия, Казахстан. Для России и Казахстана регион чувствителен с точки зрения обеспечения безопасности границ и борьбы с наркотрафиком. Спецслужбы Узбекистана, Казахстана, России тесно, а главное эффективно, сотрудничают в сфере борьбы с терроризмом и наркотрафиком.
В целях обеспечения безопасности ОДКБ имеет альтернативу в виде ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), активным членом которой является Узбекистан, и в рамках которой возможно решение вопросов, связанных с безопасностью в регионе. Кроме того, Узбекистан и Россия – союзники на базе двухстроннего договора о военной взаимопомощи, и являются союзниками- механизм куда более быстрый чем структура ОДКБ.
Кроме того, следует учесть, что дестабилизация обстановки в Узбекистане - гарантированная дестабилизация всего региона, а это в свою очередь не в интересах ни России, ни Китая. Обострение ситуации в Узбекистане – угроза национальной безопасности в стран ЦА региона, и для сохранения стабильности Китай, Россия, Казахстан будут вынуждены оказывать помощь республике Узбекистан и без подписей в документах ОДКБ. Все находятся в одной лодке, все друг с другом взаимосвязаны. Руководство Республики Узбекистан понимает это и извлекает выгоду из сложившейся ситуации.
Сначала попробуем разобраться, что есть ОДКБ. ОДКБ - военно-политический блок, стержневым (основным) участником является Российская Федерация, также в нее входят Республика Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Каждый член блока преследует свои собственные цели, исходя из своего понимания национальной безопасности. В частности, для РФ - это создание и консолидация контролируемого буферного пространства, поддержание стабильности в сферах влияния России на постсоветском пространстве. Республика Беларусь, находясь под санкциями Запада и гранича со странами НАТО, обеспечивает сохранение суверенитета, пользуясь защитой России, а также образует союзное с Россией государство. Базой для Союза является этническая близость русского и белорусского народов. Армения - стратегический анклав влияния России в Закавказском регионе, кроме того, само существование Армении в качестве суверенного государства невозможно без поддержки России. Казахстан- региональный лидер на южных рубежах России. Киргизия, Таджикистан - техническое пространство, буфер между миром ислама и сферами влияния России, само существование этих государств невозможно без экономической и военной помощи России и Казахстана.
С точки региональной безопасности в Центрально-Азиатском регионе (в дальнейшем ЦА), основными игроками являются:
1. члены ОДКБ- Россия и Казахстан;
2. КНР;
3. США;
4. «Виновник торжества» - Узбекистан, свободное от военных блоков государство;
5. Афганистан - очаг нестабильности, источник терроризма в регионе.
6. Туркменистан - нейтральное, ни в чем не участвующее государство, центрально-азиатский аналог Швейцарии с национальным туркменским колоритом.
Есть и другие игроки Индия, Пакистан, Турция и Иран, но влияние их незначительно, и мы оставим их за скобками.
Цели и задачи выше названых сторон различны. Если Россия. Казахстан, и Китай считают сохранение стабильности в регионе, то их «вероятный противник» США, наоборот, стремятся всколыхнуть регион, посеять смуту, хаос. Узбекистан в свою очередь считает своей основной задачей сохранение суверенитета, обеспечение безопасности в сопредельных странах для обеспечения стабильного развития страны. Он избегает втягивания в военные блоки для сохранения суверенитета, а дипломатия обеспечивает сотрудничество со всеми крупными игроками в регионе. А поле для сотрудничества есть, и довольно большое, в частности:
1. США. Участие в логистической инфраструктурной системе (NDN). В рамках проекта NDN армии Узбекистана передается военной оборудования для местных войск спец. назначения и подразделениям охраны основных узлов NDN. Участие в инфраструктурных проектах в Афганистане, в частности выиграны тендеры и производятся работы в таких отраслях, как энергетика, связь, строительство ж/д коммуникаций и прочее. Словом, сотрудничество с США приносят значительный доход в казну государства.
2. КНР. Разработаны и ведутся проекты по строительству и эксплуатации коммуникационных проектов (ж/д, автодороги, газопроводы), которые в последующем станут мостом между КНР и регионом персидского заливаи Европой (в обход России). Узбекистану китайские стратеги отводят роль стратегического тыла, а соответственно, обеспечение безопасности путей сообщения, а следовательно, и устойчивости дружественных режимов стран ЦА, в т.ч. режима И.Каримова.
3. Россия, Казахстан. Для России и Казахстана регион чувствителен с точки зрения обеспечения безопасности границ и борьбы с наркотрафиком. Спецслужбы Узбекистана, Казахстана, России тесно, а главное эффективно, сотрудничают в сфере борьбы с терроризмом и наркотрафиком.
В целях обеспечения безопасности ОДКБ имеет альтернативу в виде ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), активным членом которой является Узбекистан, и в рамках которой возможно решение вопросов, связанных с безопасностью в регионе. Кроме того, Узбекистан и Россия – союзники на базе двухстроннего договора о военной взаимопомощи, и являются союзниками- механизм куда более быстрый чем структура ОДКБ.
Кроме того, следует учесть, что дестабилизация обстановки в Узбекистане - гарантированная дестабилизация всего региона, а это в свою очередь не в интересах ни России, ни Китая. Обострение ситуации в Узбекистане – угроза национальной безопасности в стран ЦА региона, и для сохранения стабильности Китай, Россия, Казахстан будут вынуждены оказывать помощь республике Узбекистан и без подписей в документах ОДКБ. Все находятся в одной лодке, все друг с другом взаимосвязаны. Руководство Республики Узбекистан понимает это и извлекает выгоду из сложившейся ситуации.