Во времена моей юности, помнится, ещё без "этих ваших интернетов" в устной традиции ходил очень смешной анекдот про самолёт, бар, бассейн и поле для гольфа.
Который, как оказалось, в общем-то даже и не анекдот, а правда жизни.
Впрочем, в моём рассказе взлетающий самолёт со всей этой хернёй инфраструктурой на борту — не более, чем красивая метафора состояния мировой экономики, которая на форсаже, с мощным рёвом турбин под крыльями, вовсю мчится к концу взлётной полосы под названием "пик нефти".
И, если о турбинах, топливе и идиотах-пилотах мы уже рассказали достаточно, то теперь пришло время заняться "полем для гольфа", которое мы почему-то решили прихватить с собой в светлое послезавтра.
Поговорим об инфраструктуре. И о затратах на её строительство, содержание и последующую утилизацию, если данная инфраструктура пришла в негодность или устарела. Ну и попутно коснёмся того, какой "гибрид ужа и ежа" мы имеем в точке перехода.
А гибрид ежа и ужа у нас приблизительно вот такой...
Ведь фрический альтернативный вариант уникального реального эксперимента под названием "К-7", изображённый на рисунке выше, по сравнению с мировой экономикой — просто верх простоты и изящества. Этот самолёт в те далёкие 1930-е годы называли не иначе, как "Летающий Газпром Госпром", Сам Госпром, кстати, стоит в Харькове и до сих пор, символизируя своим величием, что и в Незалежную дотянулся проклятый Сталин инфраструктура часто переживает и своих создателей, и даже их сыновей.
Мировая же экономика в разы сложнее и масштабнее, чем самый большой самолёт или самое красивое здание. И падать будет громко и с гораздо большим числом жертв.
Такие неприятности происходили с человечеством и раньше. Мы их рассмотрим чуть ниже, а пока я просто приведу несколько интересных "картинок с выставки достижений народного хозяйства".
Часто мы не осознаём, чего стоит нам создание той или иной инфраструктуры. Помните мои грустные графики о потреблении и производстве урана? Если честно — я вам не сказал всю правду. Кроме того, что каждый новый реактор добавляет лишний "рот", сидящий возле мирового ядерного пирога, сам пуск любого реактора — это неслабые расходы на загрузку его активной зоны начальным количеством ядерного топлива. 630-720 тонн реакторного урана на каждый 1000 МВт блок. Собираешься ввести в эксплуатацию 10 реакторов за год? Будь любезен — заложили себе в планы — откуда ты сможешь взять минимум 6900 тонн реакторного урана. Вот, например, картинка из презентации, озвученной ещё в 2006 году — потребности мира в реакторном уране только для начальной загрузки пускаемых реакторов:
Вот так, по скромному, на пуски ближайших лет, согласно прогнозу, сделанному в 2006 году, надо было тратить по 6000-7000 тысяч природного урана в год. Если кто-то хочет освежить в своей памяти картинку, что такое для мирового уранового рынка 6-7 тысяч тонн урана, можете сделать это здесь. Это — цена создания инфраструктуры производства ядерной энергии. Маленький такой, важный, но не единственный "ценник". Ну и конечно, не забудем не простим, что на каждую тонну реакторного урана, полученного из природного, ещё нужно положить немало "этих ваших ЕРР". Если быть точным — по 300-350 тысяч ЕРР на каждую начальную загрузку одного реактора. То есть, каждый пускающийся "собрат" отгрызает у своих коллег где-то 0,6% мировых мощностей по ЕРР. Пустил 10 реакторов за год — 6% мировых мощностей разделения изотопов — как корова языком слизала. А их и так не хватает. В общем, как в старом анекдоте о папе и внезапно уменьшившейся получке.
А теперь оценим, что надо миру в целом для создания инфраструктуры будущей ядерной энергетики. Просто посмотрим на планы ближайшего будущего в сравнении с фактами недавнего прошлого. Вот пуски реакторов по годам — исторические и запланированные в ближайшем будущем: Я собрал этот рисунок из двух диаграмм вот этого отчёта.
Поскольку отчёт этот весьма антиядерный и "зелёный" по сути, в нём скрупулёзно посчитали все пуски реакторов по годам и оценили, когда каждый из них достигнет своего 40-летнего рубежа. Именно эта информация отражена на правой части диаграммы — в нашем "туманном будущем", в котором по причине дряхлости и старости, да и просто исходя из вопросов безопасности ядерной энергетики, надо будет просто заменять старые реакторы на новые. Официально почти все реакторы планировались на срок службы в 30 лет, но, по факту, уже стало общепринятой практикой продлевать им ресурс до 40 лет. Больше 40 лет во всём мире пока прослужили лишь 20 реакторов (самые старые работают 43 года), поэтому, наверное, можно представить себе 50-летний реактор, но уж никак не "столетний атомный котёл".
На приведенной диаграмме вы можете видеть, что за период 2021-2030 годов надо будет заменить... всего лишь 192 реактора. Чуть меньше половины существующего мирового парка ядерных реакторов, если кто плавает в цифрах. Задача, которая должна быть запланирована уже сейчас — причём в темпе первых советских пятилеток, с напряжением всех сил заинтересованных в этом стран. Чтобы строить так, как строили при Сталине при Джонсоне, при Форде и при Картере, вводя в строй по 30-35 реакторов в год.
Понятное дело, данная задача касается в первую очередь тех, кто строил реакторы давно и помногу — а именно Европу, отчасти — Японию и в самой непосредственной мере — США.
Например, в США большая часть парка реакторов уже перешагнула через 25-летний рубеж. Все разрешения на строительство реакторов были выданы фирмам-подрядчикам в Штатах ещё до катастрофы на Тримайл-Айленде. Я уже как-то высказывался насчёт конспирологической версии данной катастрофы — что "если бы она не произошла, её следовало бы выдумать". Если вы подумали о фильме "Китайский синдром", который вышел ровно за неделю до катастрофы и унавозил почву общественного мнения — то речь не об этом.
Интересности с американской программой мирного атома начались намного раньше — ещё в 1977 году. Именно тогда была прекращена выдача разрешений на строительство новых станций.
Вот график, если что:
Источник информации — солиднее некуда. Энергетическое информационное агентство (EIA). Объяснений внезапному прекращению выдачи разрешений в 1977 году, когда о Тримайл-Айленде никто и не знал, а идея аварии фильма "Китайский синдром" ещё только пришла в голову его сценаристу — никаких.
В источнике просто пишут: "The average construction time increased from 7 years for plants with construction licenses issued between 1965 and 1970 to 11 years for licenses issued between 1973 and 1977".
Зачем объяснения? Просто лицензии на строительство новых атомных станций внезапно перестали пользоваться спросом в 1977 году, а в 1979 году уже и на примере аварии всем объяснили, что мирный атом — это бяка. Поэтому, не имея доказательств, завяжем с конспирологией и мы.
Для нас важно другое — с таким отношением к мирному атому последний ядерный энергоблок из "программы 1970-х" был пущен в США в 1990-м году. то есть самому молодому из "американских призывников" в этом году стукнуло уже 22 года.
Короче у кое-кого — уже почти дембель, у кого-то — контракт на сверхсрочную службу, а салаг — раз-два и обчёлся.
Это общая картинка, о весёлых исключениях из правила "все мы родом из жёлтой подводной лодки времён Beatles" я, конечно, знаю. Но они, скорее подтверждают общее правило, поскольку станция Уотс Бар, наряду с пятым блоком Курской АЭС, уже сыскала себе славу "самого длинного атомного долгостроя в мире".
Значит, в ближайшее время радикальное обновление реакторного парка светит (и греет, и опустошает в перспективе кошелёк) именно Европе и США.
И?
И ничего. Вот запланированное строительство АЭС в мире:
Видите здесь США? Да, один энергоблок. Да, это эпично возводимый вот уже 40 лет второй энергоблок станции Вотс Бар. Это то, что "мощнейшая экономика мира" может смело рассчитывать сделать в срок до 2017 года, за вторую "Обамовскую пятилетку". При Сталине такой херни бы не допустили, времена были не те.
Да, конечно, список "запланированного" более впечатляющ. Аж целых 13 энергоблоков в срок до 2025 года (за 13 лет от текущей даты). Это, если кто забыл, как раз то время, когда только на замену выбывающих "жёлтых подводных лодок родом из 1970-х" надо будет вводить по 25-30 энергоблоков каждый год.
На фоне такого экономического нигилизма мне даже не хочется обсуждать саму "жар-птицу" — новый энергоблок "Вестингауза" АР-1000. Птичка пока много ест и обильно какает представлена только красивыми презентациями в "тридэ" и стройплощадками в Китае.
Если повезёт — то птичка полетит в 2013, а к сети в Поднебесной её подключат в 2017. Только тогда, как вы понимаете можно будет сказать, что "АР-1000 — это сила!". Пока же и АР-1000, и европейский перспективный-инновационный ЕPR-1500 — это птицы вроде страусов. Бегают быстро, но не летают.
В общем, ругайте Россию, ругайте Росатого, ругайте Кириенко. А потом смотрите на цифры. И думайте головой, а не глазами. Глаза легко обмануть, тренированный мозг обмануть сложнее.
Хорошо, скажут читатели? Что, США, Япония и Европа — самоубийцы? Они что, не видят волны надвигающегося инфраструктурного цунами? Нет, я думаю, они видят цунами. Видят его ещё с 1970-х годов. Но совершенно не хотят ничего с этим делать. Тем более, что все цифры уже выложены на стол давным-давно (не забудьте включить субтитры):
Запад поднял свой самолёт с "багажом, баром, полем для гольфа и бассейном" в воздух. А вот сил (и желания) лететь на нём дальше — или хотя бы управляемо посадить его на землю — у них не нашлось. Поэтому инфраструктурный самолёт Запада вскорости совершит очень жёсткую посадку. Для меня это лишь вопрос цифр, времени и использования обычной рассудочной деятельности, которую тоже на каком-то моменте выкинули за борт западного проекта. Оставив лететь абсолютно обязательные багаж, бар, поле для гольфа и бассейн.