ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Как Россия стала врагом №1 у патриарха суннитского ислама
Как Россия стала врагом №1 у патриарха суннитского ислама21-10-2012, 13:49. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Как Россия стала врагом №1 у патриарха суннитского ислама
Юсуф Карадави © Reuters/MARCO LONGARI
Негласный лидер египетских «Братьев-мусульман», шейх Юсуф аль-Карадави провел очередную пятничную проповедь в особенно боевом настроении. Благообразный старец кипел от гнева, обращенного против врагов арабской и исламской нации. Зная, что слушатели проповедей, удобно устроившиеся на ковре, иногда отвлекаются или даже засыпают, Карадави повторил для своей паствы несколько раз, чтобы никто не пропустил: «Врагом номер один для арабов является Россия».
Далее достопочтимый шейх добавил в список врагов еще несколько названий: Китай и Иран. Любители творчества шейха Карадави, самого «звездного» проповедника в арабском мире, напряглись, как электричество. Ибо до сих пор в списках врагов у шейха Карадави первым номером стоял Израиль. Под номером два шли евреи вообще, а на третье почетное место претендовали мусульмане-шииты.
Но духовный авторитет сказал свое слово, и всем прочим врагам срочно пришлось потесниться, чтобы освободить первое место в списке для России. Продвигали, продвигали идеалы нерушимой сначала советско-, потом российско-арабской дружбы. Оказывается, что от любви до ненависти – всего одна проповедь.
ПУСТЬ ГОВОРЯТ
Каждую пятницу сотни тысяч исламских проповедников поднимаются на минбары, чтобы произнести проповедь. В теории эти проповеди должны быть посвящены вопросам морали, повседневным делам общины и духовным наставлениям. Но хутба (пятничная проповедь) – это еще и прекрасный способ донести до населения то, что нужно политическому и духовному руководству.
Поэтому так часто отведенное для духовных наставлений время проповеди используется для того, чтобы рассказать народу, за кого лучше голосовать на выборах, а в кого нужно кидать камнями. Также на проповедях периодически сообщают о том, что в списке «главных» врагов ислама была проведена перенумерация.
В жизни верующего мусульманина проповедь играет далеко не последнюю роль – там он встречается со своим окружением, обменивается мнениями и заодно получает хорошую порцию политинформации. Неслучайно на допросе заговорщики, которые планировали покушение на жизнь египетского президента Анвара Садата, заявили, что черпали вдохновение в проповедях популярнейшего шейха Абд аль-Хамида Кишка. Проповеди Кишка были запрещены и распространялись на аудиокассетах, которые переписывались на допотопных магнитофонах и заслушивались до дыр.
А вот проповеди шейха Юсуфа аль-Карадави можно послушать и на самом рейтинговом телеканале «Аль-Джазира», на его собственном сайте и на YouTube. Политический изгнанник, бежавший в свое время из Египта, шейх Карадави нашел пристанище в Катаре и много лет жил и работал там, на задворках арабского мира, терпеливо дожидаясь своего часа.
Час настал в 1996 году, когда на свет появился телеканал «Аль-Джазира», где Карадави получил свою собственную передачу «Шариат и жизнь». У программы был огромный рейтинг, потому что то, что говорил Карадави, было строго настрого запрещено религиозным истеблишментом в арабских странах того времени. А говорил он разные вещи: как нужно обращаться с врагами ислама (шейх облюбовал эту тему еще тогда), как можно вернуть исламу былое величие и как создать исламский халифат в кратчайшие сроки.
Шейх предлагал устроить праздник непослушания и избавиться от нерадивых арабских правителей, заменить светские конституции на шариат и так далее. В 2001 году Карадави посоветовал палестинцам почаще взрываться, чтобы одержать победу над нечестивцами израильтянами. Затем поддержал чеченских повстанцев, правда, потом передумал. Духовный наставник исламской нации доверительно рассказал своей аудитории, почему Гитлер был прав, и вообще не скупился на всевозможные сенсации.
Спустя 15 лет после основания «Аль-Джазиры» сбылись все мечты шейха Карадави и его катарских покровителей: прогремела «арабская весна», и Карадави на белом коне вернулся на родину, в Каир. С Египтом и Ливией все сложилось, а вот с Сирией – не очень. Режим Асада, которому уже год назад оставались считаные недели, упорствует и отказывается сложить оружие. Россия, Китай и примкнувший к ним Иран не позволяют миру осудить сирийский режим за кровопролитие и полностью его поддерживают на сцене и за кулисами.
Именно поэтому духовный ментор «Аль-Джазиры» и присудил России первое место в списке самых главных врагов ислама. Вот поддержали бы в Москве «Свободную сирийскую армию» или «Бригады Фарук», все бы было хорошо. А поскольку Россия встала на сторону «мясника Башара», значит, враг. Причем номер один. И пусть кто-нибудь только попробует обвинить шейха в политизации проповеди и ислама вообще.
ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ СЮРПРИЗ
Так можно ли назвать шейха Карадави законодателем новой антироссийской моды в арабском мире или же он просто отражает настроения арабской улицы, где уже полтора года активно жгут российские флаги и кидают камни в здания российских дипмиссий? Скорее всего, и то и другое.
Охлаждение в отношениях братских народов ощущается на самом высшем уровне: когда в катарской столице неизвестные нападают на российского посла, это наводит на определенные мысли. Народ на улицах менее охотно общается с журналистами и сопровождает слова «Путин вери бэд» характерным жестом. Маловероятно, что перспективные ливийские нефтяные контракты достанутся России и прочее, и прочее. Плюс, конечно, ритуальные сожжения флагов России и Китая перед камерами. Правда, за счет России серьезно поднялись небольшие фабрики, где эти флаги производят. Раньше там получали заказы исключительно на израильскую и американскую символику.
А как же десятилетия нерушимой российско-арабской дружбы? Как насчет распевающих на чистом русском языке «Катюшу» сирийцев и рыдающих при упоминании Асуанской плотины египтян? Ответ прост: сегодня мы дружим с Евразией, а завтра с Остазией.
Отношения арабского мира с Россией, а до нее – с СССР, всегда были проблемными. Прежде всего потому, что арабского мира как такового не существует, как не существует и вечной дружбы между народами. Консервативные арабские страны – Саудовская Аравия и прочие монархии в Персидском заливе и Северной Африке – всегда относились к атеистам с недоверием и неприязнью. Египетские исламисты еще в 50-х утверждали, что тот, кто принимает от СССР оружие, – осужден на поражение. И получили подтверждение своей теории в 1967 году. Даже Гамаль Абд аль-Насер, отец «арабского социализма», нервно морщился, когда его советский гость предлагал «выпить на посошок».
Не стоит забывать и об изгнании советских экспертов и советников из Египта, о чем распорядился президент Анвар Садат. И о том, что иранские аятоллы считали «российского малого дьявола» еще более опасным, чем американского. Это как раз те самые аятоллы, которые сейчас превозносят Россию за ее «храбрую позицию в отношении Сирии». Но если бы Москва по какой-то причине встала на другую сторону, то в Иране проповедники обязательно напомнили бы своей пастве о том, что «Россия – это враг ислама номер один». В Газе и по сей день суперхитом считается диск с записью фильма «Кровавые российские следы в Чечне».
Арабский мир не является единым монолитным блоком. Достаточно взглянуть на сирийский разлом, чтобы в этом убедиться. Поэтому нет ничего удивительного в заявлениях катарского проповедника, который уже больше 50 лет выступает рупором катарского руководства. Это и есть квинтэссенция политического ислама, который постепенно приходит к власти в постреволюционных странах арабского мира.
Мечту о нерушимой дружбе России с арабским миром придется сдать в металлолом. Хотя с другой стороны, в списке врагов арабского мира значится еще немало стран – Израиль, США, Иран. Тасовать эту колоду карт в постоянно меняющейся обстановке «арабской весны» будут еще не раз. Но охрану в российских дипмиссиях все же лучше усилить.
Вернуться назад |