В связи с многообразием происходящих в мире процессов трудно утверждать с полной уверенностью, что обладаешь полным пониманием настоящего и ясной видимостью будущей политической истории.
Однако можно стремиться установить причинно-следственные связи происходящих событий и на этой основе прогнозировать будущие события. В этой связи постараемся рассмотреть возможный грядущий международный конфликт, то есть непосредственное или косвенное столкновение интересов двух или нескольких сторон (государств, групп государств, народов, политических движений) на основе имеющихся между ними противоречий. Нерешённость противоречий ведёт к нарастанию борьбы между сторонами конфликта до международного политического кризиса, который может привести к применению военной силы, в том числе до уровня вооружённой борьбы с применением современного оружия, вовлечением союзников и крупнейших мировых держав, расширением территории конфликта.
Где видны эти противоречия? США сегодня являются единственной действительно мировой державой, способной вмешиваться в события в любой точке мира. Военный бюджет США сегодня превышает совокупный военный бюджет: остальных стран НАТО, Российской Федерации и Китая. На сегодняшний день доллары США составляют больше чем 60 процентов всех запасов иностранной валюты в мире. Главные акционеры Федерального Резервного банка Нью-Йорка - Ротшильды и Рокфеллеры - образуют своего рода "малое Политбюро", принимающее судьбоносные решения в области мировой политики, экономики, финансов. Как заявил председатель Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке на конференции Всемирного банка и Международного валютного фонда в Токио, стимуляция экономики США помогает экономическому росту остальных стран. Количественное смягчение, то есть печатание доллара, не только помогает восстановлению экономики США через стимулирование спроса, но и способствует выздоровлению мировой экономики в целом, - отметил он.
Однако в реальной жизни после кризиса 2008-20010 гг. наметилось существенное изменение ситуации. Ряд государств (Россия и Китай; Китай и Япония; Индия и Япония; и др.) заявили о своём намерении отказаться от использования американского доллара в расчётах при проведении взаимных расчётов. В целом статистический анализ показывает, что центры социально-экономического развития всё активнее перемещаются из Европы и Северной Америки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В обозримой перспективе продолжится опережающая динамика Китая и Индии. Как следствие - уровень американского превосходства будет снижаться. Мировая экономика входит в новую фазу кризиса, а американские надежды на ослабление главного конкурента США - Китая становятся всё менее реалистичными. При этом американское руководство, об этом говорят кандидаты в президенты США Митт Ромни и Барак Обама, пытается сохранить мировое политическое лидерство в условиях экономического кризиса. Отметим, что Национальная Оружейная Ассоциация США официально заявила о своей поддержке кандидатуры Ромни на президентский пост, и он прокомментировал, что этим гордится.
Итак, Вашингтон имеет амбиции мирового лидерства, мощное влияние ВПК, огромную армию и серьёзные социально-экономические и финансовые проблемы. Кстати, США это страна, которая не имеет золотых ресурсов. Мировой финансовый кризис 2008 г. и последующая рецессия обошлись ей в общей сложности не менее чем в 12,8 триллиона долларов. Дефицит бюджета США в 2012 финансовом году составил 1,1 триллиона долларов, то есть превышает триллион долларов четвертый год подряд. Выйти из этого кризисного формата только за счёт печатания долларов уже невозможно: необходимо кардинальное изменение существующей мировой системы. В таких условиях первичными во внешней политике государства оказываются внутренние социальные факторы, а не общая система сложившихся международных отношений.
Геоэкономическая и геофинансовая власть диктует миру свои правила игры, создавая своего рода законодательную базу неолиберальной интеграции. Как известно, теоретическим основанием неолиберализма во многом стала работа "Конец истории" Фрэнсиса Фукуямы. (1989 г.). В ней Фукуяма обосновывает будущее мировой системы как либеральный капитализм западного образца. Либеральные институты, такие как верховенство закона, представительская демократия, свободные СМИ и рыночная экономика приобретают универсальное значение. По словам Фукуямы, то, свидетелями чего мы, вероятно, являемся, есть не просто конец холодной войны или окончание какого-либо периода послевоенной истории, но конец истории как таковой: то есть конец идеологической эволюции человечества и универсализация западной либеральной демократии как окончательной формы человеческого правления. Американские "реалисты" провозглашают однополярность и американскую гегемонию в мире как наилучшую форму мирового порядка. По их мнению, государства со значительным экономическим и силовым потенциалом должны стремиться максимизировать власть, а не стабильность и безопасность. Международная дипломатия переходит на уровень технического оформления реального экономического и политического передела мира.
Финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., способствовал новому появлению темы о создании мирового правительства, которое будет управлять экономикой, политикой, ресурсами, экологией, финансами и т.д. в планетарном масштабе. Мировое общество представит собой иерархическую структуру, по сути - мировое государство, где национальные государства утратят своё значение, превратившись в территориальные образования, а любые центробежные тенденции с их стороны будут немедленно пресекаться. Образцом мирового государства станут США, с пропагандой американской демократии и образа жизни как образца для демократии во всем мире.
Это объясняет те факты, что в преддверии президентских выборов в США военная тема стала особенно актуальной. Как отметил в своё время английский социолог Хедли Булл, война - это насильственные действия, которые осуществляются от имени какого-либо политического объединения, носят приказной и официальный характер и направлены против другого политического объединения. В настоящее время, по оценкам экспертов, вероятны серьезные конфликты, прежде всего на Большом Ближнем Востоке: от Марокко до Афганистана и Пакистана.
Например, в 2011 г., объявляя о планах вывести войска из Афганистана к концу 2014 г., администрация США заявляла, что сохранит военное присутствие в стране на уровне 3-4 тысяч военнослужащих, а также советников. По данным СМИ, сейчас речь может идти на переговорах о 25 тысячах военнослужащих, остающихся в Афганистане после 2014 г. и нескольких тысячах гражданских инструкторов. В настоящее время в Афганистане дислоцировано до 70 тысяч военнослужащих США.
Особенно серьёзная ситуация складывается вокруг пресловутой иранской ядерной программы. И если страны-участницы ЕС делают основной упор на пакеты экономических санкций, направленных против ядерной программы Тегерана, и допускают использование Ираном ядерной энергии в мирных целях, то США и Израиль настроены значительно более радикально. Барак Обама дал твердую гарантию Израилю, что Тегеран ни при каких условиях не получит ядерное оружие. М. Ромни заявляет, что в случае его избрания, США атакуют Иран. Появляется информация в СМИ, что Израиль планирует атаковать Иран до выборов в США 6 ноября и это развяжет масштабную войну.
Иранские военные говорят о возможности превентивного удара в случае, если Тегеран будет абсолютно уверен в намерении Израиля начать войну. Иран также готов атаковать американские военные базы во всем регионе и блокировать стратегически важный Ормузский пролив, по которому транспортируется до 40% всей мировой нефти.
По оценкам других экспертов сценарий, что первым нанесет удар Израиль, вызывает сомнение. Они предполагают, что Иран будет вовлечён в конфликт в результате провокаций в качестве его инициатора. Варианты - подготовка спецопераций на море при участии судов, принадлежащих якобы иранцам, которые могут напасть на корабли США, Израиля и Саудовской Аравии или сухопутная операция под видом вооруженного восстания внутренней оппозиции в Иране. Именно в этой связи Госдепартамент США исключил иранскую оппозиционную группировку "Моджахеддин-э Хальк" (Организацию народных моджахедов Ирана) из списка террористических организаций.
Каковы возможные действия России в условиях обострения международной военно-политической обстановки, прежде всего, на Ближнем и Среднем Востоке?
Согласно документам, определяющим российскую внешнюю политику (Концепция внешней политики РФ; Концепция национальной безопасности РФ; Военная доктрина РФ; Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" и др.) внешнеполитический курс Российской Федерации должен обеспечивать её национальные интересы на основе принципов прагматизма, открытости и многовекторности в условиях формирования новой полицентричной системы международных отношений. Следует отстаивать безальтернативность политико-дипломатического урегулирования региональных конфликтов на основе коллективных действий международного сообщества путём вовлечения всех заинтересованных сторон в переговоры. Необходимо укреплять Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) (Армения, Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан), её механизмы оперативного реагирования на современные вызовы и угрозы и её миротворческий потенциал, совершенствовать внешнеполитическую координацию в рамках этой организации.
20 декабря 2011 г. в Москве был подписан Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях государств-членов ОДКБ, в соответствии с которым стороны принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск (сил), объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами Организации, после проведения неотложных консультаций (согласования) с другими сторонами и при отсутствии их официальных возражений.
Таким образом, государство-член ОДКБ принимает соответствующее решение, например, о размещении на своей территории военных баз стран НАТО, только при отсутствии возражения со стороны остальных членов ОДКБ, фактически консенсусом. Протокол является важным документом, обеспечивающим координацию государств в рамках ОДКБ и их консолидированную позицию перед лицом новых вызовов и угроз региональной безопасности.
С другой стороны, Протокол формально предполагает при оговоренных условиях наличие самой гипотетической возможности размещения на территории государств-членов ОДКБ войск и военных баз третьих стран. На днях Протокол внесён на ратификацию в Государственную Думу.
Однако главным внешнеполитическим направлением России должно быть, безусловно, недопущение военного сценария развития событий вблизи её южных границ. Необходимо сделать всё возможное для нормализации отношений между Ираном и Израилем и недопущения интервенции НАТО в Сирию. В этой связи заслуживает внимания предложение премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду создать комитет по урегулированию ситуации в Сирии, в состав которого могут войти Иран, Турция, Египет или Иран, Турция и Россия. России и самой следует продвигать подобные инициативы.
Вернуться назад
|