ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Причины, по которым Кыргызстан не принимают в Таможенный союз

Причины, по которым Кыргызстан не принимают в Таможенный союз


31-07-2012, 09:58. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Причины, по которым Кыргызстан не принимают в Таможенный союз

 

 

Причины, по которым Кыргызстан не принимают в Таможенный союзПосле речей киргизского лидера Алмазбека Атамбаева о том, что Россия не доплатила Кыргызстану за использование аэродрома в Канте, а также о том, что для России эта авиабаза может быть закрыта навсегда, кажется, у властей Киргизии наступило некоторое отрезвление. Так, на недавней встрече председателя Кабинета министров Республики Кыргызстан Омурбека Бабанова с российским премьером Дмитрием Медведевым неожиданно выяснилось, что фактически никаких финансовых претензий официальный Бишкек Москве не имеет и, мало того, даже собирается влиться в Таможенный союз. При этом Бабанов даже подтвердил, что Киргизия свой путь (очевидно, на вхождение в ТС) уже выбрала, и остается только скорректировать временной интервал достижения конечного пункта этого пути.

И теперь перед членами Таможенного союза (Россией, Казахстаном и Белоруссией) встает вопрос: брать или не брать… Другими словами, предоставлять ли Бишкеку надежные гарантии того, что Киргизия в ближайшее время станет полноправным членом ТС на тех же принципах, которыми руководствуются страны, в него уже вошедшие.

С одной стороны может показаться следующее: а чего, мол, тут думать, конечно, нужно предоставить киргизскому руководству такие гарантии, иначе… И в качестве «иначе» сторонники идеи немедленного присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу приводят примерно следующий довод: тот же достопочтенный Алмазбек Атамбаев, который нередко позволяет себе во внешней политике «сердечные метания», в случае отказа Москвы, Минска и Астаны может заявить о своём сближении с американцами. То есть президент Киргизии может предложить американцам остаться на военной базе в «Манасе» и после 2014 года (после вывода натовского контингента из Афганистана). А ведь сегодня, - говорят сторонники идеи немедленного сближения, - Атамбаев пока еще продолжает говорить о том, что «Манас» американцам придется передать в непосредственное пользование Бишкека. Однако киргизский президент тем и отличается, что он самым удивительным образом может одновременно посылать в Москву своих представителей с целью договориться о вступлении Кыргызстана в Таможенный союз и в то же время вести своеобразный диалог с представителями США о том, что есть, мол, некоторые условия, на которых «Манас» может остаться американским.

Так вот, этими «некоторыми условиями» может стать превращение базы в «Манасе», которая теперь, как и объект в Ульяновске, носит название Центра транзитных перевозок НАТО, в ГМТУ. Под этой страшной аббревиатурой скрывается некий гражданский международный транспортный узел, который, возможно, будет развернут в Манасе. Кстати, и американская сторона в лице Роберта Блэйка (помощника Госсекретаря) заявляет о том, что, несмотря на вывод своего контингента из Афганистана, хотела бы сохранить за собой «Манас». Видимо, теперь стороны будут упражняться в том, какое название этому объекту придумать, чтобы наличие на нем американских граждан в военной форме или в штатском не вызывало озабоченности, скажем, у Москвы (ну, если мнение Москвы в этом плане вообще кто-то собирается учитывать…)

В принципе, можно сколько угодно пытаться обвинять господина Атамбаева в том, что он собирается разыграть две карты (московскую и вашингтонскую) для извлечения выгоды в отношении Кыргызстана, но нельзя забывать, что у нас есть собственная ахиллесова пята в виде ЦТП НАТО в городе Ульяновск… Если Москве можно говорить об «ульяновской прибыли», то почему нельзя говорить о «прибыли манасской» киргизским властям?

В связи с этим, желание Атамбаева элементарно заработать на интересах американцев в Центральной Азии (хотя посол Макфол всех и уверял в том, что такое понятие как «интересы США» - это вообще вещь надуманная) вызывать негатива не может по определению. «Ульяновский синдром» возможности заработать на американских грузоперевозках – как оказалось, вещь заразная… И кто уж от кого эту заразу подхватил (Москва от Бишкека или Бишкек от Москвы), спорить можно очень долго.

Но если так, то получается, что принятие или непринятие Кыргызстана в Таможенный союз – вещь, которая далека от политической подоплёки. Главное, что может стать препятствием для вхождения этого государства в объединение, в котором уже состоят Беларусь, Казахстан и Россия, так это сугубо экономика. А она, надо признать, в Кыргызстане пока явно далека от даже чрезмерно усредненных параметров Таможенного союза.

Но Таможенный союз – это всё-таки организация, которая призвана разбюрократизировать (насколько это в нынешних реалиях возможно) систему взаимной торговли, а потому единое таможенное пространство, вроде бы, должно по определению пойти на благо. Есть правда и здесь свой нюанс: упрощение таможенных процедур с тем же Кыргызстаном, как полагают эксперты, может повлечь еще больший приток трудовых мигрантов из этого центрально-азиатского государства, к примеру, в Россию. При всем уважении к Киргизии, пока уровень жизни здесь гораздо ниже, чем в любой из трех стран Таможенного союза, а значит, может сработать классический закон: люди при снятии таможенных барьеров могут просто поехать туда, где жизнь лучше. А ведь нельзя забывать еще и том, что сегодня Киргизия во многих сводках фигурирует, как основательный перевалочный пункт для афганского героина (и та самая база в Манасе здесь может играть не последнюю роль). А получить еще один наркоисточник, да еще и при самостоятельном уничтожении барьеров для наркотрафика через территорию Киргизии – это уже вопрос, вызывающий настоящую тревогу.

Видимо, экономика и наркотрафик и есть те причины, по которым полноценное вхождение Киргизии в Таможенный союза пока еще откладывается. Но, как говорится, киргизские власти решили и здесь проявить инициативу. Так, на минувшей неделе тот самый Омурбек Бабанов, который проводил встречу с Дмитрием Медведевым, решил устроить кардинальную чистку в киргизском Госнаркоконтроле. Своих постов лишись сразу несколько высокопоставленных наркополицейских: Виталий Озоралиев (глава ГСКН Кыргызстана), Дамир Сагынбаев и Данияр Оторбаев (оба – заместители Озоралиева). Сообщается, что контроль над деятельностью самого Госнаркоконтроля был поручен еще более года назад самим Атамбаевым, и за это время удалось выяснить нелицеприятные стороны работы высших руководителей ГСКН. Правда, нужно отметить, что сами уволенные заявили, что их сняли с должностей лишь на основании сплетен недругов. В общем, ложь и провокация… Ну, а что им еще оставалось сказать: неужели то, что крышевание наркотрафика через территорию Киргизии и было частью их заработка…

В общем, при всех шероховатостях отношений Москвы с официальным Бишкеком, можно ожидать, что «дорожная карта» будет вести к тому, что Киргизия все-таки станет четвертым членом Таможенного союза. Ну, а во что выльется это присоединение – это уже вопрос… Главное, чтобы в итоге Таможенный союз не превратился в аналог Еврозоны, где вхождения довели до того, что власти некоторых европейских государств сегодня уже не знают, как из этой «зоны особого режима» неплатежеспособных товарищей «мягко попросить»...

Использованы материалы:
http://www.rg.ru/2012/07/26/drugs.html
http://www.odnako.org/blogs/show_19973/
http://www.km.ru/v-rossii/2012/07/26/geopoliticheskaya-strategiya-zapada-v-otnoshenii-respublik-bsssr/bishkek-mechets

 

 

Автор Володин Алексей

 


Вернуться назад