ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > XXI век: до и после Третьей мировой войны. Сценарий американского футуролога

XXI век: до и после Третьей мировой войны. Сценарий американского футуролога


17-06-2009, 17:58. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Джордж Фридман, автор книги «Мир в следующие 100 лет» (Friedman George. The Next 100 Years: A Forecast for the 21st Century. Doubleday, New York, 2009), является популярным политическим комментатором и основателем компании Stratfor. Stratfor (Strategic Forecast) - американская негосударственная компания, основанная в 1996 году, занимающаяся разведкой с использованием только открытых источников. Компания осуществляет регулярный мониторинг политической ситуации во всех регионах мира и направляет своим подписчикам ежедневные брифинги с подбором интересующих их тем. Среди подписчиков есть компании, входящие в список 500 крупнейших компаний мира журнала Fortune, однако их точное число неизвестно, поскольку список закрыт. Многие предсказания компании оказались достоверными. Компания традиционно поддерживает Республиканскую партию. О Stratfor неоднократно писали крупные издания, в том числе журнал Time, газеты Washington Post и New York Times. Эксперты компании часто выступают в телевизионных аналитических передачах. «Политический класс» предлагает вниманию читателей реферат книги «Мир в следующие 100 лет», подготовленный Институтом демократии и сотрудничества (Нью-Йорк).

Единственное, в чем можно быть уверенным, - это то, что здравый смысл никак не поможет в понимании грядущего. Нет волшебных циклов протяженностью в двадцать лет; нет простой силы, которая правила бы вероятностями. Любые вещи, кажущиеся незыблемыми, могут на деле изменяться с умопомрачительной скоростью.

Если бы мы находились в начале XX века, предсказать течение истории в нем было бы невозможно. Но некоторые предсказания делались, и некоторые даже оказывались достоверными.

Хотя места и время войн предсказывать не удавалось почти никому, саму их возможность - их неизбежность - на деле предвещали многие.

Джордж Фридман


XXI век - эпоха Соединенных Штатов Америки

Джордж Фридман считает, что XXI век будет веком Соединенных Штатов. США после распада Советского Союза остались единственным полюсом силы. Кроме того, США сегодня господствуют на море, занимая де-факто центральное положение в мире, контролируя напрямую Атлантический и Тихий океаны. Они располагают средствами радиолокации и спутникового наблюдения, позволяющими им отслеживать все события на море. Северная Америка, по мнению Фридмана, - это единственный плацдарм, с которого можно осуществлять такой мониторинг. Впрочем, в будущем, по его мнению, это может привести к упадку США, что, однако, должно случиться лишь в XXII столетии.

В настоящем же столетии колоссальная мощь Соединенных Штатов, проявляющаяся в экономических, технологических и культурных реалиях, будет залогом стремительного развития этого государства.

В ушедшем веке США смогли заменить Европу как ведущую морскую державу. Они сумели изолировать Советский Союз и тем самым предуготовить его распад. Но Соединенные Штаты по-прежнему не смогли стать в полном смысле цивилизованной страной, а именно - допустить возможность существования другого образа жизни и другой идеологии, кроме своей собственной. Американское общество по-прежнему не готово мириться с существованием культуры, отличной от своей, и продолжает навязывать всему миру собственный образ жизни как эталон.


Землетрясение: джихад против Соединенных Штатов

Многие полагают, что США ввязались в долгую войну с мусульманским миром, вступив в прямую конфронтацию с «Аль-Каидой», и потерпели поражение. Однако если рассмотреть эту проблему в геополитическом измерении, становится ясно, что на самом деле Соединенные Штаты достигли своих целей, хотя и не выиграли войну. Они не дали радикальному исламу возможности консолидироваться. Победой, по мнению Фридмана, является то, что США ввергли мусульманский мир в хаос, при этом сохранив возможность непрерывно вызывать непрекращающиеся конфликты между разными исламскими государствами и религиозными течениями.

Распад Советского Союза оказал колоссальное влияние на развитие мира. Когда существовали два полюса силы, другие регионы мира оставались «замороженными». Но исчезновение СССР спровоцировало проявление глубинных разломов, которые до того времени оставались скрытыми. Первой трещиной, повлекшей за собой геополитическое землетрясение, оказалась война в Югославии, спровоцировавшая разлом, протянувшийся до Гиндукуша в северном Афганистане и Пакистане. Этот преимущественно мусульманский регион оказался вновь дестабилизированным. Еще больше усугубили ситуацию американцы, во время советской операции в Афганистане фактически поставившие на ноги боевые части движения «Талибан». Впрочем, эти действия, равно как и кажущаяся политически нецелесообразной реакция Соединенных Штатов на теракты 11 сентября, на самом деле являются частью большой стратегии США. Такая стратегия проистекает из войны, поскольку именно из войны возникло американское государство. Можно выделить пять элементов стратегии:

- абсолютное доминирование армии США в Северной Америке (основу реализации этой задачи заложили война с Мексикой и приобретение Луизианы);

- полное устранение всех угроз Соединенным Штатам в Западном полушарии (поскольку Южная Америка не представляет угрозы, необходимо сдерживать Мексику и не допускать усиления военного присутствия европейских держав в бассейне Карибского моря; для решения этих задач и была сформулирована доктрина Монро);

- полный контроль военно-морскими силами всех морских путей к побережью Соединенных Штатов в целях недопущения вторжения (в значительной мере эта задача оказалась решенной по итогам Первой и Второй мировых войн, в ходе которых были ослаблены британский и японский военно-морские флоты);

- полный контроль Мирового океана с целью обеспечения абсолютной физической безопасности США и регулирования международной торговой системы (эта задача в значительной степени решена посредством создания систем спутникового наблюдения и постоянного военного присутствия американского флота во всех океанах мира);

- удержание любого другого государства от возможности бросить вызов глобальной военно-морской мощи США. После Второй мировой войны США прилагали значительные усилия, стремясь не допустить усиления европейских флотов.

В Ирак США вторглись не ради победы, а чтобы не допустить возникновения сильного и в перспективе опасного государства.

Очевидно, что сегодня никто не может эффективно влиять на Соединенные Штаты. Впрочем, в обозримой перспективе никакие действия США не смогут предотвратить исламский протест американской гегемонии в мире, который, по мнению Джорджа Фридмана, выразится в появлении нового лидера исламского мира - Турции.


Население, компьютеры и культурные войны

Одним из краеугольных камней идеологии исламского фундаментализма, о чем постоянно говорит в своих посланиях Осама бен Ладен, является проблема семьи, и особенно вопрос о роли женщины в обществе. Западная культура считает необходимым реформирование традиционной роли женщины в обществе, чему, впрочем, сопротивляются не только ислам, но и большинство традиционных религиозных учений. Этот конфликт еще более обострится в XXI веке, однако куда более важно то, что произошедшие изменения неизбежно повлекут за собой стремительное снижение рождаемости. Нельзя сказать, положительным или отрицательным явлением станет само изменение роли женщины, но можно с уверенностью констатировать его неотвратимость.

Часто говорят о том, что значительное сокращение рождаемости в развитых странах будет компенсироваться высокой рождаемостью в развивающихся странах. Однако это не так. Напротив, рождаемость падает во всех странах мира. Так, для сохранения баланса населения каждая женщина должна родить 2,1 ребенка. В 1970 году средний показатель был равен 4,5. В 2000-м он упал до 2,7. По данным ООН, к 2050 году эта цифра сократится еще больше и составит 2,05. По другому прогнозу ООН, этот показатель уменьшится до 1,6 ребенка на одну женщину.


Новые геополитические разломы

Основными зонами геополитического раскола мира в наступившем столетии могут оказаться:

- Азиатско-Тихоокеанский регион, где Китай и Япония будут все активнее противостоять доминированию США;

- страны Восточной Европы, где после развала Советского Союза продолжится борьба за сферы влияния;

- Евросоюз, который будет сопротивляться росту влияния и России, и США и начнет испытывать трудности из-за вовлечения в свой состав большого числа стран с разным уровнем развития экономики и из-за увеличения числа разных этноконфессиональных общин;

- исламские страны, которые могут объединиться в коалицию во главе с Турцией;

- Мексика, чье положение будет способствовать размыванию границ между государствами Северной Америки.

Наличие проблемных зон, несомненно, приведет к конфликтам, хотя и не обязательно в каждой из них.

Азиатско-Тихоокеанский регион в значительной степени зависит от судоходной торговли - как экспорта, так и импорта. Экономика Японии - вторая в мире по объему - основана на ввозе ресурсов, в особенности нефти. Ключевой игрок региона - Китай - также становится крупным импортером минеральных ресурсов.

Названным странам, как и Южной Корее и Тайваню, необходим доступ к Тихому океану, который контролируется военными силами США, что может вызвать конфликт.

В то же время импорт дешевых товаров из Азии ложится тяжелым бременем на американских производителей. Отказ от азиатского импорта, на который могут пойти США, станет сильным потрясением как для Китая, четверть экспорта которого идет в Штаты, так и для других стран региона.

Дальневосточные государства в настоящее время не имеют необходимых ресурсов для эффективной защиты от возможной военной или экономической блокады со стороны США. Существующий дисбаланс между экономическим ростом этих государств и их военной силой приведет к тому, что Япония и Китай в течение наступившего столетия будут наращивать военный потенциал, что, несомненно, вызовет негативную реакцию со стороны США, обеспокоенных угрозой своему господству в Тихом океане.

Противостояние будет обостряться участием Кореи и Тайваня на стороне Китая и Японии, а также зависимостью азиатских стран от цен на нефть, что приведет к борьбе за морские торговые пути.

После развала Советского Союза границы России, а равно и сфера ее влияния значительно уменьшились. Иностранные организации - такие как НАТО и ЕС - поглотили страны бывшего социалистического блока в Восточной Европе. США озаботились налаживанием интенсивных отношений с Грузией, странами Центральной Азии, Украиной.

Выход Украины из-под российского влияния и ее стремление в НАТО, результатом чего явилась оранжевая революция, представляют существенную угрозу для России, которая в такой ситуации становится совершенно незащищенной. Окажутся открытыми границы с Белоруссией и юго-восточные рубежи России. Кроме того, РФ может утратить контроль над Кавказом, и южные границы страны окажутся под ударом. Внутренние регионы России будут опустошаться, и государство распадется, возвращаясь в свои средневековые границы. Это приведет к хаосу в Евразии, к чему всегда как к средству упрочения собственных позиций в мире стремились США.

Сейчас Москва пытается расширить сферу влияния на государства бывшего СССР. Такая стратегия разворачивается по трем основным направлениям: в Центральную Азию, на Кавказ и на запад - в страны Балтии и Восточную Европу. Приблизительно до 2020 года основной задачей России будет восстановление силы и влияния.

Геополитические изменения неразрывно связаны с экономическими. Владимир Путин, переведя энергетические отрасли под контроль государства, переориентировал их на экспорт, и высокие цены на энергоносители помогли в стабилизации российской экономики. Кроме того, на экспорт идут значительная часть сельскохозяйственной продукции, уголь, золото, бриллианты и другие ресурсы. В результате Россия получает возможность в определенной степени контролировать Европу, распоряжаясь поставками газа в этот регион.

Перспективным для России представляется центральноазиатское направление. Что же касается ситуации на Кавказе, то она останется сложной.

Белоруссия, которая менее других стран бывшего СССР подверглась политическим и экономическим переменам, вступит в тесный союз с Россией, позволяя последней таким образом вернуться к старым границам.

Отсутствие естественных барьеров на пространстве от Пиренеев до Санкт-Петербурга побуждает Россию продвигаться на запад, чтобы обезопасить себя от возможного вторжения. Это делает уязвимым положение Польши и стран Балтии.

В то же время страны Балтии и государства Восточной Европы - Польша, Венгрия и Румыния - будут противиться расширению влияния России на запад как прямой угрозе своей безопасности. Являясь частью блока НАТО, эти страны втянут в решение собственных проблем США и Западную Европу.

Россия не станет глобальной мировой державой в следующее десятилетие, однако она не может не превратиться в крупного регионального игрока. А это значит, что российско-европейская граница окажется местом столкновения интересов.

Европа по-прежнему продолжает внутреннюю реорганизацию после двух мировых войн минувшего столетия, и до сих пор неясно, ограничится ли такая реорганизация лишь мирными средствами. Несмотря на продолжающиеся интеграционные процессы, внутри Европейского союза сохраняется старый европейский национализм. В то же время Европа не имеет ни сил, ни возможностей, ни желания для ведения войн. Она сама по себе инертна и способна отреагировать только на внешнюю угрозу, которой могут оказаться либо мусульманские страны, либо Россия.

РФ является непосредственной стратегической угрозой - она стремится к восстановлению своего влияния в ареале бывшего СССР. Страны Восточной Европы, равно как и страны Балтии, будут этому сопротивляться. Позиция Германии, стремящейся выступать как часть единой Европы, плохо предсказуема. Имея в качестве буфера восточноевропейские страны, она может сосредоточиться на внутренних проблемах. Однако вступать в противостояние, не будучи при этом в сильной и широкой коалиции, Германия не рискнет. Такие страны, как Великобритания, Испания, Франция, в свою очередь, воспринимают Германию как буферную зону против России и не рассматривают уязвимость стран Балтии как угрозу своим интересам. Таким образом, они не заинтересованы в коалиции с Германией.

Вероятнее всего, бездействие Германии и слабая вовлеченность в европейские дела Америки приведут к постепенному возрастанию российского влияния в зоне Восточной Европы.

Существует и другой сценарий развития событий, по которому Германия, сочтя российское давление на страны Балтии угрозой Польше, а следовательно, и собственной национальной безопасности, вступит в конфронтацию с Россией. При этом наиболее вероятно, что остальные европейские страны останутся в стороне от конфликта.

Мусульманские страны, пребывающие сейчас в продолжительном кризисе, могут в скором будущем объединиться вокруг одного лидера. Маловероятно, что таким лидером станет Индонезия, которая, однако, является крупнейшей мусульманской страной в мире. Пакистан - второе по величине мусульманское государство - хотя и обладает ядерным потенциалом, но из-за внутренних конфликтов вряд ли сможет стать крупной мировой силой.

Следующие три претендента на лидерство - Египет, Турция и Иран. Из них Турция обладает наибольшим экономическим потенциалом.

Положение Ирана отягчается его перманентной конфронтацией с США, суннитами и антиирански настроенными арабами. Иран не готов стать региональной силой также из-за своего географического положения - ему фактически некуда расширяться между Афганистаном, Ираком и российской сферой влияния.

Египет традиционно являлся лидером среди арабских стран, однако с определенного времени он стал противостоять Саудовской Аравии. Его наиболее вероятная судьба - попасть под турецкое, американское или российское влияние.

Турция же обладает современной экономикой, стратегическим географическим положением между Европой, Средним Востоком и Россией и не находится в конфронтации ни с одним из ключевых мировых игроков. Таким образом, она может стать оптимальным лидером мусульманских стран.

Мексика на данный момент занимает особое положение. Обладая низким валовым доходом на душу населения, она в то же время имеет высокий экономический потенциал. Население Мексики постоянно увеличивается, а значит, и уровень бедности и социальная напряженность продолжают расти. Роль Мексики приобретает большее значение из-за ее положения в Северной Америке. Постоянная миграция мексиканцев в США может привести к конфликтам по широкому кругу вопросов.


Россия. 2010-2020 годы

Многие европейские и мировые войны пытались определить истинное положение России. Принимая во внимание этот опыт, Фридман утверждает, что раз Россия не распалась, она обязательно вновь возродится как великая держава и вновь поднимет вопрос о своем положении.

Наиболее геополитически уязвимое место России - ее европейская граница. Где бы она ни проходила, она всегда остается совершенно открытой для наступления с запада. Единственное преимущество, которым Россия располагает на этом направлении, - глубина территории, отделяющей Центральную Россию от потенциальных противников. С остальных сторон Россию прикрывают ее собственные климатические условия и особенности ландшафта. Даже Сибирь, несмотря на кажущуюся открытость для экспансии Китая из-за отсутствия инфраструктуры и малонаселенности, на самом деле сама является препятствием для любого вторжения. '

Колоссальной проблемой России остается то, что она по-прежнему лишена адекватных логистических средств. Несмотря на размер армии, из-за сложности ее переброски по огромной территории России будет сложно защититься от нападения. Отчасти из-за этого руководство России переосмыслило свою политику и стало заниматься главным образом экспортом природных ресурсов, в первую очередь энергетических, а также металлов, особенно ценных, древесины и продуктов сельского хозяйства. Хотя такая политика более свойственна развивающимся странам, на деле она позволила России укрепиться до такого состояния, когда стала возможной избирательная реиндустриализация. Эта политика также дала России новые рычаги влияния на международной арене.

Очевидно, что Россия не может быть богатой и слабой, поскольку тогда ее слабостью воспользуются соседи, чтобы отобрать ее богатства. Поэтому в грядущем десятилетии Россия бросит значительные силы на увеличение своего военного потенциала. Однако хотя внешне будет казаться, что Россия становится агрессивным государством и планирует вернуться к роли одного из двух полюсов силы, на самом деле перевооружение станет следствием ощущения уязвимости - ощущения, присущего богатым. Прежде всего Россия попытается восстановить систему внутренних буферов, подобную той, которая существовала при Советском Союзе в виде союзных республик. Затем Россия станет стремиться к увеличению количества буферных государств и продвинется за пределы бывшего СССР. Одновременно Москва приложит усилия, чтобы остановить формирование коалиций у своих границ.

Здесь важно обратить внимание на то, что удерживало Советский Союз как единое государство, что стало причиной объединения многих территорий и народов, занимающих пространство от Тихого океана до Балтийского моря. Это необходимость взаимопомощи для обеспечения безопасности и достойного уровня жизни. Следовательно, страны, располагающиеся за Карпатами, стали партнерами Советского Союза после Второй мировой войны лишь потому, что на их территории продолжали находиться части Красной армии. Новая экономическая модель, взятая на вооружение российским руководством, лишь усилила эту взаимозависимость. Как бы Украина ни хотела стать частью Европы, она не может оторваться от России: ее удерживают экономические связи, потребность в ресурсах, а также военная мощь России.

Россия, очевидно, попытается застолбить сферу своего влияния. При этом возможно, хотя и крайне маловероятно, создание новой формальной структуры в Москве, которая будет осуществлять управление вернувшимися союзниками. Говоря о таких союзниках, следует выделить три основных направления, на которых будет происходить рост влияния России: Кавказ, Центральная Азия и Европа.

Кавказ служит естественной границей, разделяющей Россию и Турцию. На его территории крайне затруднено или даже почти невозможно ведение боевых действий, однако если Россия потеряет свое присутствие здесь, то ее южная граница окажется под серьезной угрозой. По этой причине категорически неприемлема утрата Чечни, которая располагается на севере Кавказа. Если у России будет выбор, она предпочтет укорениться еще глубже - в Грузии, - чтобы отодвинуть границы южнее. При тесных отношениях с Арменией это позволило бы прочно защитить южные рубежи. Кроме того, крайне привлекательной представляется возможность полностью окружить Чечню контролируемой Россией территорией. Очевидно, что развитию такого сценария будут препятствовать Турция и США. Результатом столкновения интересов в этом регионе, скорее всего, станет ожесточенное противостояние.

Центральная Азия как таковая представляет определенный, хотя и небольшой, интерес для России. Несмотря на наличие природных ресурсов, главная функция, которую Центральная Азия выполняет для Москвы, сводится к защите границ России и затруднению доступа к ним. Присутствие в регионе Соединенных Штатов обусловлено военной операцией, которую американцы проводят в Афганистане. Очевидно, что России такое затянувшееся присутствие невыгодно. Именно поэтому принимаются меры по ограничению роли, которую США могут играть в регионе. Не исключено, что интерес к Центральной Азии также проявит Китай.

Европа окажется территорией наиболее напряженной политической борьбы. Украина и Белоруссия жизненно необходимы России, так как обеспечивают необходимую глубину буферной зоны для защиты от вторжения. Сегодня мысль о нападении стран НАТО на Россию кажется невероятной. Но вступление Польши и стран Балтии в НАТО создает прямую угрозу России. Между тем США, уступившие позиции в Центральной Азии и избегающие прямого вмешательства на Кавказе, будут цепко держаться в Прибалтике. Фридман предполагает, что в середине второго десятилетия XXI века Россия при поддержке Украины и Белоруссии начнет оказывать давление на страны Балтии, чтобы отодвинуть НАТО от своих границ. Так как Китай в это время должен ослабнуть или распасться, а Европа будет оставаться слабой и неоднородной, Соединенные Штаты окажутся заинтересованными в том, чтобы Россия также не смогла стать глобальным игроком, и бросят силы на поддержку прибалтов и Польши. Для этого, в частности, США передадут европейским союзникам вооружение и технологии. Германия и Франция не заинтересованы в противостоянии с Россией, поэтому они не дадут Североатлантическому альянсу вмешаться на стороне Польши и стран Балтии. В ответ Соединенные Штаты станут содействовать ослаблению ЕС и поддерживать страны Восточной Европы, которые соединятся в новый, динамически развивающийся блок. Тогда Россия попытается оказать давление на Америку в других частях света, вступая с ней в глобальное противостояние, которое достигнет пика к 2020 году. Поскольку в новых условиях полная изоляция России, подобная изоляции Советского Союза, будет невозможна, Соединенные Штаты начнут изыскивать различные способы ограничения влияния России. Это приведет к качественному скачку в исследовании и внедрении новых источников энергии. Россия же по-прежнему будет напирать на свои возможности в добыче природных ресурсов, игнорируя научные разработки на всех направлениях, кроме военного.

Однако в конечном итоге такая расстановка сил окажется проигрышной для России. Из-за непосильной милитаризации, постоянного напряжения на границах Россия надорвется и в начале третьего десятилетия XXI века распадется, подобно тому как распались Российская империя и Советский Союз.


Власть США и кризис 2030 года

По мнению Фридмана, распад России в начале 2020-х годов даст возможность государствам, расположенным на периферии Евразии и традиционно игравшим подчиненную по отношению к центрам силы роль, занять доминирующие позиции, что в целом будет поддержано Соединенными Штатами.

В частности, дезинтеграция Китая даст возможность Японии укрепиться в северо-восточной Евразии. При этом изначально Япония не будет делать ставку на военную силу, используя свои экономические возможности. Этому поможет позиция китайских регионов, которые, по оценке автора, больше будут заинтересованы не в укреплении центрального китайского правительства, а в самостоятельном экономическом развитии. Главной целью японской экспансии станут ресурсы, особенно на территории России.

В определенный момент Япония будет вынуждена отказаться от мирных путей удовлетворения своих потребностей, что войдет в противоречие с американскими интересами. Озабочена ростом японского влияния будет и объединившаяся в 2030-е годы Корея. Чтобы остановить японскую экспансию, США смогут сделать ставку на Корею и на стремящийся к воссоединению Китай.

По похожему сценарию будут расти экспансионистские амбиции Турции. Продвижение российских войск к турецкой границе вначале вызовет кризис в Турции. Но после распада России с ростом своей экономической мощи Турция сможет проводить экспансионистскую политику не только на Кавказе, а затем и на Аравийском полуострове, но и на Балканах. Все эти регионы будут отличаться нестабильностью, а экономически развитая Турция станет, по мнению Фридмана, островком стабильности.

Неспособный к объединению исламский мир воспримет доминирование Турции. Кроме того, усилившаяся Турция станет важным звеном антироссийской стратегии США.

Однако еще более верным союзником Америки окажется коалиция восточноевропейских государств во главе с Польшей. В то время когда Франция и Германия будут неоднозначно относиться к доминированию США над Россией, бывшие сателлиты Москвы в Восточной Европе поддержат Америку. Фридман пишет, что, несмотря на культурные различия между странами региона, они смогут создать или конфедерацию, или альянс при лидерстве Польши.

Главной целью такого альянса станет продвижение на восток. Автор считает, что оккупация Санкт-Петербурга эстонцами, Киева - венграми, а Минска - поляками вполне реальна. Одним из источников могущества Восточной Европы помимо ее альянса с Вашингтоном будет ее демографический перевес по отношению к Западной Европе. В условиях уменьшения американского интереса к Европе после распада России Германия и Франция смогут укрепить свой союз, однако не настолько, чтобы противостоять восточным европейцам. Таким образом, все три государства (Япония, Турция и Польша) в течение 2030-х годов основательно усилятся и станут важнейшими союзниками США.

Однако их дальнейший рост постепенно станет для Америки проблемой из-за нагнетания международной нестабильности в результате амбициозной внешней политики новых центров силы, а также в результате растущих противоречий между ними и США.


2040-е. Прелюдия к войне

К началу этого десятилетия обострятся противоречия на западном побережье Тихого океана. Япония будет укреплять свои военно-морские силы и совершенствовать космические разработки. Будут расти противоречия между Японией и США в районе Индонезии. Японская стратегия сдерживания американского присутствия сведется к созданию систем противокорабельных ракет на Японских и близлежащих островах. Токио также разработает планы ударов по уязвимым для американской торговли и военного присутствия точкам.

Что касается Турции, то первоначально она должна будет урегулировать проблемы на своих южных границах. Эти проблемы еще до своего распада спровоцирует Россия, которая создаст систему антитурецких альянсов. Следующей ареной турецкой экспансии станут Балканы. К середине 2040-х годов, по мнению Фридмана, Турция превратится во влиятельнейшую региональную державу, что позволит Анкаре оказывать значительное влияние на Италию, Египет и блокировать возможности Израиля.

После этого Турция будет стремиться к защите своих интересов в бассейне Индийского океана. Подобные поползновения должны насторожить Соединенные Штаты, обеспокоенные в это же самое время активностью Японии в Тихом океане. Здесь союзником США в сдерживании турецкого влияния должна стать Индия. К тому времени Индия будет представлять собой экономически развитое государство, переживающее, впрочем, внутренние расколы.

Польша, избавленная от давления со стороны соседей, получит все возможности для экспансии на восток. Даже Германия не будет представлять для нее угрозу - немецкая экономика станет неэффективной из-за старения населения и преобладания крупных компаний. Польское региональное доминирование будет во многом базироваться на сотрудничестве с США. Единственной слабостью Варшавы окажется недостаточный доступ к Мировому океану, так как Балтийское море может быть блокировано из Дании. Такое положение вынудит Польшу активнее стремиться к закреплению своих позиций в Адриатическом море, а это, в свою очередь, вызовет столкновение польских интересов с турецкими. Фридман предсказывает возможный союз Польши со Словенией и Хорватией. Однако это не только не снимет противоречий между Турцией и Польшей, но и обострит их - в частности, в борьбе за доминирование над российским пространством. Фридман прогнозирует, что в этом противостоянии Турция получит поддержку Германии.

Американцы, осознавая, что усиление позиций трех государств в разных частях Евразии создает угрозу их геополитическим интересам, будут разжигать противоречия между ними, в разное время поддерживая разных игроков, препятствуя возникновению союзов, направленных против США. Также для ослабления возможных конкурентов Соединенные Штаты будут применять экономические инструменты и поддерживать националистические движения внутри зон влияния Турции, Польши и Японии, в Египте, на Аравийском полуострове, в Корее и Китае.

В преддверии военного столкновения для США важнейшее значение будут иметь милитаризация космоса для возможного нанесения оттуда ударов по наземным целям и космическая разведка. Сверхзвуковые беспилотные боевые самолеты будут базироваться на территории США, однако управлять ими будут из командных центров на околоземной орбите. Такие центры Фридман называет «Боевые звезды». Расположатся они над экватором - над Перу, Папуа - Новой Гвинеей и Угандой. Их разработка займет гораздо большее время, чем развертывание, которое завершится во второй половине 2040-х годов.

Постепенно усилятся противоречия между Соединенными Штатами, с одной стороны, и союзом Турции и Японии - с другой. Вашингтон станет требовать выведения всех турецких и японских войск, находящихся за пределами границ обоих государств. Особенное раздражение у Турции и Японии вызовет то, что к коалиции, возглавляемой Польшей, таких требований Америка выдвигать не станет. США не будут надеяться, что Турция и Япония выполнят эти требования, однако игнорирование Анкарой и Токио американского распоряжения окажется поводом для усиления давления на эти страны. Оказавшись под таким давлением, Турция и Япония начнут все больше склоняться к идее альянса. В качестве других участников коалиции будут рассматриваться Германия и Мексика. Однако Германия предпочтет занять выжидательную позицию, рассчитывая потом добиться преимуществ для себя за счет проигравших. Мексика же будет еще слишком слаба, чтобы выступить против США.

Обострятся противоречия и в экономической сфере. Со временем США прекратят экспорт новейших технологий в Японию и Турцию. Турция окажется в центре обострения исламистских антиамериканских настроений. США будут рассчитывать, что противостояние здесь ограничится такой холодной войной, в какой они победили Россию.


Подготовка к войне

По мнению Фридмана, война середины XXI века будет иметь классические причины. Цель США сведется к недопущению развития региональных лидеров Евразии и объединения их в единое государство-гегемон. Япония будет стремиться закрепить свое господство в северо-западном регионе Тихого океана - это позволит ей решить демографические проблемы и обеспечит ресурсами, необходимыми для экономического развития. Цель Турции - стабилизация региона на пересечении трех континентов.

Договориться трем государствам будет невозможно - каждая уступка Соединенных Штатов будет вести к новым требованиям. Японские и турецкие руководители поймут, что в военном столкновении победить Соединенные Штаты нереально. Но сама возможность такого столкновения представит серьезную угрозу для Америки. Следовательно, угроза столкновения превратится в инструмент давления на Вашингтон.

При этом война середины XXI века будет беспрецедентной по методам своего ведения. В прошлом веке для победы в войне требовалась мобилизация всего общества. Фактором, определяющим победу в войне XXI века, будет точность. Сократится количество военнослужащих, однако возрастет потребность в ученых и специалистах по высокоточной технике. Особая ставка будет сделана на беспилотные сверхзвуковые боевые самолеты.

По мнению Фридмана, строительство таких самолетов будет очень дорого, однако, учитывая их эффективность, оправданно. Определяющими характеристиками этих самолетов станут скорость, дальность полета и точность. Однако успешным их применение окажется только тогда, когда оно станет поддерживаться из космоса. Следовательно, нейтрализация «Боевых звезд» обезоружит американцев. Поэтому США приложат колоссальные усилия для защиты этих систем. Продолжатся программы размещения ракет в космосе. Будут вестись работы по повышению выживаемости «Боевых звезд», лучшей защите их коммуникаций. Для обслуживания этих систем станут активнее применяться роботы, так как обеспечение условия для их работы окажется более дешевым, чем создание условий для работы людей.

В 2030-х годах японцы задумаются о способах борьбы с «Боевыми звездами». Постепенно их усилия сосредоточатся на возможностях использования Луны. Работа в этом направлении будет строго засекречена, чтобы американцы до поры о ней ничего не узнали. С этими разработками не познакомят даже турецких союзников. Из-за сложности уничтожения «Боевых звезд» ставка, возможно, будет сделана на неожиданный массированный удар по всем американским силам на Земле. Такой удар приведет к колоссальному напряжению всех американских ресурсов и, следовательно, снизит эффективность их ответного удара. Фридман предсказывает сложную игру разведок двух противостоящих друг другу блоков, которая во многом определит исход будущей войны.


Мировая война

Война начнется после конфликта поляков и турок из-за Балкан. Для его урегулирования созовут мирную конференцию в Женеве. Пока стороны будут вести безрезультатные переговоры, японцы начнут очередные учения своих космических сил перед Днем благодарения 24 ноября 2050 года. Пользуясь эффектом неожиданности, под прикрытием учений японцы уничтожат все три «Боевые звезды» и произведут массированный обстрел сверхзвуковыми беспилотными самолетами целей на территории США и в Тихом океане. В это время Турция развернет боевые действий против польского альянса и Индии.

Чтобы ускорить капитуляцию противника, турецкие и японские силы нанесут удары по гражданским объектам. Фридман прогнозирует, что Соединенным Штатам удастся перепрограммировать неуничтоженные спутники с «Боевых звезд» на центры управления на Земле, что обеспечит американцев и их союзников важнейшей разведывательной информацией. После этого будет задействована тщательно замаскированная запасная система антиспутниковых ракет, которые ударят по спутникам японо-турецкой коалиции. На Земле американцы атакуют площадки, с которых могут быть запущены новые спутники.

Постепенно преимущества японо-турецкой коалиции, полученные благодаря внезапности нападения, будут утрачены. Американские силы на Луне уничтожат японские базы, с которых был нанесен удар по «Боевым звездам». Также американцы атакуют места производства самолетов японо-турецкой коалиции. В ответ японские силы развернут наземные операции против американцев в Китае и Азии, турки же нанесут удары по войскам польского блока. Основной силой в наземных сражениях станут солдаты в специальных боевых скафандрах, которых Фридман сравнивает с танками. Главные бои развернутся на Балканах и в Венгрии.

Поляки запросят у американцев поддержки с воздуха, однако США не смогут откликнуться на эту просьбу союзников. Тем временем турецкие войска дойдут уже до Кракова. Только к февралю 2051 года американцы сумеют собрать силы для поддержки поляков. Это заставит турок усомниться в возможности победы. Они вновь обратятся к Германии за помощью и убедят немцев выступить на их стороне весной того же года. Германию поддержат Франция и некоторые другие страны региона. Это, в свою очередь, заставит Великобританию выступить на стороне американцев.

Поляки окажутся в очень тяжелой ситуации, однако по настоянию американских, британских и китайских командиров продолжат сопротивление. Польша будет получать подкрепление от американцев через Северный полюс и Санкт-Петербург. Война примет затяжной характер, однако ускорение темпов производства самолетов в США позволит американским силам к середине 2052 года добиться серьезных успехов.

Постепенно боевые действия на территории Польши сведутся к борьбе за источники снабжения энергией. Для обеспечения победы своих союзников американцы начнут снабжать поляков энергией из космоса. Учитывая, что, во-первых, у высокотехнологичных боевых подразделений потребность в энергии будет огромной, а во-вторых, у турок и их союзников таких источников энергии не будет, победа американских союзников окажется предрешенной.

К середине 2052 года США сумеют запустить новую «Боевую звезду». Получив на вооружение новые партии самолетов, управляемых с новой «Боевой звезды», американцы нанесут несколько разрушительных ударов по государствам враждебной коалиции. Меньше всех пострадает Япония - американцы предпочтут сохранить ее в качестве сильного игрока, поддерживающего баланс сил в Азии.

США не будут чересчур жестоки к своим бывшим противникам. В наиболее выигрышном положении окажется Китай, который укрепит позиции в Центральной Азии и получит от США ряд современных технологий. Потери в результате войны будут относительно небольшими - несколько десятков тысяч человек. Позиции же Соединенных Штатов как ведущей державы планеты еще больше укрепятся.


Золотое десятилетие

После войны США продолжат милитаризацию космоса. Польша же начнет укреплять свои позиции в Европе: в ее состав войдет Белоруссия, прочие союзники образуют новую конфедерацию, управляемую из Варшавы. Поляки будут чувствовать, что их интересы ущемлены, - американцы постараются наладить отношения с Турцией, да и в целом ущерб, понесенный Польшей во время войны, будет больше, чем обретенные преимущества.

Для расширения присутствия в космосе американцы должны будут решить проблему дефицита энергии. Во-первых, во время войны создадут технологии, значительно снижающие потребность в энергии. Во-вторых, США станут крупнейшим производителем энергии. Помимо лидерства в энергетической сфере американцы станут лидировать и в культурной сфере. Еще большим окажется применение роботов. Значительные успехи будут достигнуты в генетике, которая позволит победить многие болезни. Это вызовет этические, культурные и религиозные споры, обостряющие политическое противостояние.

Помимо американского и польского будет расти мексиканское присутствие в космосе. При этом в целом укрепятся интеграционные связи в Южной Америке, особенно между Бразилией (центром альянса), Аргентиной, Чили и Уругваем. Также значительные космические программы будут иметь Израиль, Индия, Корея и Иран.


2080-е

Развитие Мексики постепенно приведет к ослаблению США. Для борьбы с экономическим кризисом 2020-х годов будут приняты законы, способствующие иммиграции в США. В результате в США возникнут районы, полностью заселенные мексиканцами. При этом среди иммигрантов будет множество специалистов высочайшего уровня, особенно в робототехнике.

Ускорение темпов экономического развития в 2060-х годах приведет к социальным осложнениям - многие работы будут выполняться роботами, а значит, подскочит безработица. Высокая потребность в энергии для таких роботов приведет к энергетическому кризису. Для снабжения энергией станут активнее применять технологии сбора солнечной энергии в космосе и передачи этой энергии на Землю.

Весь XXI век мексиканская экономика будет расти, главным образом благодаря близости к США. Фридман предсказывает, что одним из источников развития Мексики станет прибыль наркокартелей, инвестированная в экономику. Благоприятной окажется и демографическая ситуация - экономика не будет испытывать недостатка в рабочей силе. Более того, мексиканцы смогут трудоустраиваться и в США.

Рост мексиканской экономики подстегнет мексиканский национализм, что, в свою очередь, приведет к нагнетанию мексикано-американских противоречий. После 2040 года внимание США отвлекут события в других частях планеты, а Мексика в это время получит возможность всячески укрепить свое региональное влияние. Конкуренцию Мексики и США обострят три фактора:

- глобальное экономическое соперничество обоих государств;

- социальный кризис внутри США, вызванный противоречиями между мексиканской диаспорой и другими этническими группами;

- политика Вашингтона по очистке приграничных с Мексикой районов от мексиканцев, воспринимаемая в Мексике как этнические чистки.

В результате части национальной гвардии, подчиняющиеся губернаторам населенных мексиканцами штатов, особенно Нью-Мексико и Аризоны, начнут боевые действия против армии США. В этот момент мексиканский президент объявит мобилизацию армии. Однако встреча двух президентов позволит избежать полномасштабной войны.

В 2090-х годах радикалы в Мексике спровоцируют новый кризис. Мексиканская конституция будет изменена, и мексиканцы, проживающие в США, смогут принимать участие в выборах в мексиканские органы власти. В мексиканском парламенте появятся депутаты, представляющие зарубежные территории. Начнутся столкновения между мексиканской и американской армиями. Пользуясь своим господством в космосе, американская армия первоначально будет побеждать, однако в ее тылу, на территории США, развернется партизанская война. Мексиканцы - граждане США перережут линии поставок в американские части. Мексика начнет активнее использовать космос для противостояния американцам и попытается получить поддержку у международного сообщества. Развернется полномасштабное соперничество между США и Мексикой за лидерство в Северной Америке. Это соперничество разрешится уже в XXII веке.


Эпилог

В эпилоге Фридман, не претендуя на стопроцентную точность своего прогноза, призывает не воспринимать его и как слишком фантастический, напоминая, что история человечества знает множество случаев, когда сюжеты книг писателей-фантастов сбывались. Автор подчеркивает, что для своего прогноза он использовал основные идеи геополитики и исходил из того, что войн в XXI веке будет больше. Его внимание в основном было уделено вопросам, кто и как будет противостоять глобальному доминированию США, как Соединенные Штаты станут отвечать на такое сопротивление их мировому лидерству. Фридман подчеркивает, что он - большой патриот США, считающий, что сила Америки - не в демократических идеях, а в международных амбициях. Касаясь проблемы глобального потепления, Фридман отмечает, что замедление роста населения планеты и сокращение использования углеводородных источников энергии позволят эффективнее бороться с этой экологической угрозой.

Джордж Фридман


Вернуться назад