ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Очередная громкая «победа» белорусской дипломатии или Гусары денег не берут

Очередная громкая «победа» белорусской дипломатии или Гусары денег не берут


5-06-2009, 12:00. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
"Амбиции уходят вместе с деньгами"

В.Путин


Элегантный визит по отделению мух от котлет


29 мая в Минске произошло то, что уже давно должно было произойти: Москва наконец-то приступила к элегантной реализации давно озвученного вторым президентом России тезиса о разделении мух от котлет.Пока белорусский президент беседовал с Путиным о многих вопросах, в том числе и о личных, вице-премьер российского правительства Сергей Кудрин (ошибка автора Алексей Кудрин прим. ОКО ПЛАНЕТЫ) выступил в качестве "доктора", в деталях знающего специфику белорусского экономического заболевания, и вынес вердикт белорусской экономической модели: жить при нынешнем состоянии поющих романсы финансов республике осталось полгода-год.

 

Диагноз, поставленный Кудриным белорусскому "экономическому чуду", был предельно сух и конкретен – деньги закончатся в третьем квартале этого года. Право сделать окончательные выводы он оставил за белорусской стороной, справедливо полагая, что уж это хозяева будут в состоянии сделать сами.

 

И, похоже, его слова возымели действие: в белорусские СМИ уже вброшена информация о том, что, возможно, белорусские власти пойдут еще на одну, на этот раз плавную семипроцентную девальвацию белорусского рубля.

 

В то время как Кудрин очень тщательно, взвешенно и неторопливо (чтоб всем было понятно) отделял мух от котлет, Путин доходчиво пытался донести до ответственных по Беларуси лиц, что Россия рядом, что в случае чего, она в беде не бросит. Также оставляя за хозяином встречи право или делать выводы или их не делать.После того, как российская сторона высказала все, что она думает по некоторым проблемам двусторонних отношений, а также по поводу состояния белорусской финансовой и экономической системы, российская делегация элегантно удалилась и занялась, как показывает новостная лента, решением других не менее актуальных для России экономических и политических проблем, в том числе с рукоуодством еще одной братской республики - Украины (которая, скорее всего, в очередной раз все-таки умудрится подсадить на "белого коня" пол-Европы), оставляя до времени без комментариев те выпады, которые наполнили белорусское информационное пространство – дело сделано, поздно после "драки" кулаками махать.Последовавшая за союзным Совмином реакция белорусской стороны показывает, что, к сожалению, оно выводы делать не собирается. Вместо того, чтобы реально оценить риски и угрозы для национальной экономики из-за неверно проводимой экономической политики, руководство страны продолжает заниматься виртуальным самовнушением, не имеющим ничего общего с реальным и, к сожалению, достаточно плачевным состоянием дел.

 

Дзю до и дзю после…


Если с внешней стороной (тактика) последнего визита все понятно – вопреки мнению обслуживающих власть белорусских аналитиков Россия настолько укрепилась, что теперь может открыто высказывать Беларуси все, что она думает по тем или иным проблемам взаимных отношений, не обращая внимания на заведомо нервную и громкую реакцию партнеров по диалогу, то внутренняя подоплека произошедшего (стратегия) нуждается в своем дополнительном рассмотрении.

 

Что реально делала Россия все эти годы в отношениях с Беларусью? В белорусском прозападном экспертном сообществе уже высказано мнение на этот счет: некоторые продвинутые эксперты полагают, что Россия подсаживала Беларусь на кредитную и экспортную иглу для того, чтобы Беларусь не могла с нее просто так слезть.

 

Думается, это поверхностная трактовка, не учитывающая многовековой опыт государственности России, и ее способности выстраивать партнерские и взаимовыгодные отношения не только с большими и малыми соседями, но и с другими мировыми игроками. Подчеркиваем – опыт многовековой. Реально же все эти годы, Россия просто не обращала внимания на мелкие и недостойные взбрыки младшего партнера и молча гнула свою линию.Белорусские же руководители и обслуживающие их в настоящее время эксперты оказались просто элементарно незнакомы с канонами стратегического мышления (согласно одному из дао которых, например, "Храбрость – есть терпение в опасности" ("Хагакурэ")), и, соответственно, не готовы дать адекватную оценку такому поведению Москвы.Молчание Москвы и нежелание вступать в базарный спор с Минском по любому поводу трактовалось как слабость, интеллигентность Москвы, которую-де мы возьмем горлом. Не секрет, белорусский политический класс долгое время считал, что он единственный держит Москву за причинное место. Этот факт составлял тайную или открытую гордость белорусской политической элиты, которая сама все последние годы преимущественно находится в коленно-локтевом положении.Поэтому, вопрос, конечно, остается открытым, как могла такая "элита", которая боится даже чиха в пустой комнате без разрешения, держать за идиотов руководство России. Видимо, и тут просто больше нет вариантов для иной трактовки данного психологического феномена, такие мысли являются одним из еще неизученных наукой проявлений Стокгольмского синдрома.Если же говорить более просто, то в Минске не принимают в расчет принципиально разные у Минска и у Москвы потолки "горизонта планирования". Мало того. Можно сказать с полным на то основанием о том, что никакого стратегического планирования Минск вообще не осуществляет, максимум на что потянет – это на ситуативное реагирование.

 

Это так сказать было "дзю до". Теперь пару слов о "дзю после".

 

Ну, хорошо, разругались с Москвой, пойдем, как уже было сказано за счастьем в "другие места планеты". Кто нас там ждет? За просто так отдадут свои доли рынка и еще чаем с печеньем накормят, послушают рассказы о тяжелой белорусской доле, как гнили в окопах, и еще сто грамм нальют? Смешно.

 

Уход России с внешнеполитических весов резко обострит отношения Беларуси с ее нынешними западными стратегическими партнерами (эта тема достаточно подробно и аргументировано расркыта в статье М.Колерова и В.Зотова "Уход Белоруссии на Запад": игра и погибель"). Как мы уже неоднократно писали ранее, стратегия балансирования со стороны белорусского руководства возможна только при условии нахождения на противоположных чашах весов и России, и Запада одновременно. Как только одна сторона уходит, вторая тут же получает дополнительные и серьезные возможности по давлению.

 

Соответственно, больше никакого диалога, никаких улыбок от, типа, размякшего Соланы - все это отпадает за ненадобностью. Только жесткие условия. Их невыполнение в одночасье вернет Минск на прежний, если не больший уровень конфонтации с Западом. Всплывут еще новые факты, в "мирные акции" оппозиции будут вбуханы концентрированно десятки миллионов долларов только за тем, чтобы убедить западного обывателя в том, что "последняя диктатура" в Европе, несмотря на протянутую руку помощи, стала еще хуже, в результате чего "добрый Запад" вспомнил о своих принципах.

 

Политический класс Беларуси долго надеялся на то, что Россия не уйдет, не посмеет, даст слабину, и этим ее шантажировал. Как оказалось, Россия вполне может уйти, хотя на осмысление этой возможности и ушло некоторое время. И что дальше? Дальше – пшик. Конечно, легко разогнать маленькую (в сравнении с российской) белорусскую экономику до 10% роста ВВП. Даже в условиях кризиса по инерции рост в Беларуси составляет 1-1,2% по сравнению с 10% падением ВВП в самой России.

Однако стоит России немного перекрыть кислород в виде доступа белорусских товаров на российский рынок, и этот мизерный рост уйдет в глубокий минус, что с учетом экспортоориентированности белорусской экономики, а также отсутствием стабильных источников поступления валюты в виде энергоресурсов как в России (или туризма, как во многих других странах), развитого внутреннего рынка, приведет к неминуемому дефолту и социальному взрыву.Да что говорить об отрицательных темпах роста, когда даже при нынешних положительных, при которых склады заполнены товарами на 3,5 месяца производства, республика стоит на грани дефолта?

 

Но возвратимся к теме внешнеполитического балансирования со стороны белорусского руководства.Чем чреват уход России с тех внешнеполитических качелей, на которые официальный Минск всеми силами пытался затянуть Москву? Он чреват тем, что Запад получит возможность выставлять не только экономические, но и политические требования.Однако если раньше белорусское руководство, используя свой эксклюзивный статус партнера по Союзному государству, могло обратиться при случае за помощью к России, то теперь эта связка сильно повреждена. Если раньше Россия сделала бы многие вещи для Беларуси безвозмездно, то теперь она их будет делать исключительно по факту предоплаты со стороны Беларуси тех вопросов, которые актуальны в первую очередь для самой России.С учетом того, что предоплата скоро будет введена и в российско-украинских отношениях, очевидно, что российский политический класс записал официальный Минск в ту же подгруппу, что и Тбилиси с Киевом. Даже у Азербайджана статус повыше, не говоря уже о Казахстане и Армении. Понижение переговорного статуса и переход в категорию стран скрыто враждебных России стоит расценивать исключительно как серьезное внешнеполитическое поражение официального Минска.

 

Несомненно, что с учетом якобы проводимой либерализации, одним из основных требований Запада станет допуск в парламент "пенсионера" Милинкевича и нескольких фигур из стоящей за ним массовки. Тем самым Минску навряд ли удастся сделать такой же финт, как в последние парламентские выборы, когда прохождения в парламент представителей оппозиции удалось избежать. Сейчас уже этот номер не пройдет. А это уже чревато серьезными изменениями во внутренней политике республики. Чиновники быстро просекут, куда дует ветер, и кто реально заказывает музыку.Чего еще не понимают отдельные представители белорусского руководства, так это того, что как только в Беларуси прозападная оппозиция появится в парламенте, так сразу же всплывут все те темы, которые Запад старательно забыл на время инфильтрации своих агентов в чиновничью и депутатскую среду. С той же легкостью, с которой Запад забыл обо всех своих требованиях к белорусской стороне, точно также легко он может о них вспомнить. Это так и будет. Как говорится, к доктору не ходи.

 

Это же очевидно: в лице оппозиционных депутатов Запад получит касту неприкасаемых, которая продолжит активное вторжение на "территорию Лукашенко" по всем азимутам, только легально, в отличие от нынешней ситуации, когда она устанавливает только скрытые коррупционные связи с белорусским чиновничеством.

 

Пойдет ли на эту аккуратно выстраиваемую с помощью пенсионера Милинкевича американо-польскую схему белорусский президент? Даже с условием неких гарантий, которые ему будут предложены со стороны тех лиц, которые продвигают пропольский проект Милинкевича в Беларуси? Думается, что интуиция президенту не откажет. Но что тогда? Тогда произойдет окончательное закрепление сценария "Брестская крепость", который предполагает войну по всем азимутам. Очевидно, что конец такой политической и экономической модели не заставит себя долго ждать: "Северная Корея" в центре Европы сегодня невозможна по определению.

 

И здесь сразу возникает два вопроса.

 

Во-первых, спрашивается – кто виноват в таком ухудшении белорусско-российских отношений, что это грозит суверенитету белорусского государства и независимости белорусского народа?

 

Во-вторых, будет ли что официальному Минску предложить в качестве предоплаты? Очевидно, что вопрос здесь идет о стратегии, а не об однократной продаже "фамильного" промышленного "серебра", т.к. ясно – сегодня продали, а завтра что можете предложить, продавать-то уже нечего? Т.е. исповедуемая последние годы тактика Минска "ночь простоять, да день продержаться" подошла к своему концу, и этого стратегического банкротства основополагающей внешнеполитической идеи официального Минска не может не видеть только слепой.

 

Как будем жить дальше


Очевидно, что состоявшийся на прошлой неделе союзный Совмин стал последним предупреждением со стороны России относительно того курса, которым следует белорусское руководство в последнее время. Кормить бесплатно больше никто не будет, как и смотреть на внешнеполитические шарахания из стороны в сторону.

 

Это говорит о том, что под нынешним так называемым "Союзным проектом", а, по сути, под ежегодным многомиллиардным дотированием белорусской экономики (в обмен неизвестно за что) со стороны руководства России подведена жирная черта.

Нет реальной интеграции – нет денег. Таков неофициальный посыл "нищей" России "высокотехнологичному" Минску по итогам последнего союзного Совмина.

 

Минск перешел грань допустимого


Когда материал был уже готов к опубликованию, произошло еще одно достаточно знаковое событие, мимо которого было невозможно пройти. Речь идет о вчерашнем заявлении президента России Дмитрия Медведева относительно допустимости тех или иных заявлений в отношении высших российских чиновников, которые представляют страну на международной арене.

Это заявление примечательно тем, что руководство России впервые за все время после распада Советского Союза открыто и публично решило одернуть руководство союзного государства. Данный факт свидетельствует о том, что в руководстве России произошла кардинальная смена общего настроя в отношении руководства Беларуси и того, как стоит с ним вести дела.Заявлением Медведева Москва показала, что а) Минск перешел грань допустимого в межгосударственных и личных отношениях руководства двух стран, и больше Россия терпеть брутальные высказывания на вольную тему не намерена; б) Москва готова к жестким политическим и экономическим решениям в отношении партнера по союзному государству.

Официальный Минск должен понять, что больше "на горло" брать не получится, не стоит даже и пытаться. При повторении подобных казусов реакция будет жесткой и предсказуемой. Теперь каждое лишнее слово, сказанное в адрес России, обойдется Беларуси в десятки, а то и сотни миллионов долларов.Ближайшие дни покажут, осознал ли Минск всю серьезность своего нового положения, или он и дальше будет пытаться делать вид, что гусары денег в рублях не берут…

 

Вернуться назад