ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > На перепутье
На перепутье6-05-2012, 09:43. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|||||
На перепутье
Российский лидер должен сделать выбор между США и КНР 7 мая состоится инаугурация Владимира Путина — событие, которое, безусловно, будет в центре внимания мировых СМИ. Ведь к кормилу власти в Москве возвращается человек, который по своему положению, характеру и силе личности может менять курс мировой политики. Недаром журнал «Тайм» объявил его в 2007 году «человеком года». За тот период, что ответственным за внешнюю политику был президент Медведев, Путин мог с некоторой дистанции наблюдать и анализировать развивающиеся процессы, достижения и неудачи российской дипломатии, делать свои выводы и строить планы на будущее. А ошибок и провалов было немало. Медведев был всецело поглощен выстраиванием отношений с Вашингтоном и так называемыми цивилизованными странами в надежде обеспечить более глубокую и объемную интеграцию России в мировое сообщество. Ради этого Москва шла на значительные уступки, а порой и заискивала перед Западом. Следствием такой логики стали события в Ливии, когда решение Москвы воздержаться в Совбезе ООН привело к прямому вмешательству НАТО в гражданский конфликт в этой стране с последующим полным вытеснением российских коммерческих интересов. А это миллиарды и миллиарды долларов. И более того — возможность строить газовый ОПЕК, которого так боятся в ЕС и США. Что еще более важно со стратегической точки зрения, Москва в эти годы игнорировала ситуацию на постсоветском пространстве и практически разучилась работать с местными элитами. Достаточно взглянуть на ситуацию на Украине и в Средней Азии, которая становится все более опасной для российских интересов. В отличие от Вашингтона и Лондона Россия не сумела разработать схемы идеологической и коммерческой привязки руководства союзных государств, практически не работала с широким общественным мнением, не смогла развернуть свою «информпаутину» на огромных территориях традиционно русского и советского влияния. Как следствие, дистанцирование от нас элит и народов постсоветских республик, что уже в ближайшей перспективе способно кардинально ущемить позиции России в непосредственной близости от наших границ. Ставка на СШАЗа границей многие опасаются, что Путин несет с собой более активную и национально ориентированную политику, в осуществлении которой ему придется принимать решения, порой весьма серьезно задевающие интересы внешних партнеров. Однако, думается, что путинская внешняя политика будет основана на принципе преемственности. Как и раньше, правящая элита в первую очередь будет думать о проблемах безопасности в меняющемся мире, что потребует диалога и совместных соглашений с Соединенными Штатами. Надо сказать, что в предыдущий период противоречия здесь не были полностью разрешены. И хотя был подписан новый договор с США по ограничению стратегических вооружений, вопрос европейской ПРО остается серьезным камнем преткновения. Тем не менее можно предположить, что по крайней мере на первом этапе новый президент сделает ставку на кардинальное углубление отношений с Соединенными Штатами и другими западными странами. Ведь только они могут обеспечить вхождение России в синклит высокоразвитых государств с учетом интересов отечественного бизнеса, а точнее, крупного олигархического капитала. Будет расширяться деловое сотрудничество с ведущими европейскими державами, которое в итоге может привести к формированию своего рода «энергетического союза» с ЕС, приоритетом для которого станут такие проекты, как Южный и Северный поток. По замыслу российских стратегов, исподволь это должно подтолкнуть Вашингтон к более конструктивной позиции в отношении Москвы. Уже в мае Путин отправится в Америку для участия в целом ряде переговоров на высшем уровне, где он постарается совершить рывок в двусторонних отношениях с Вашингтоном и снять противоречия по вопросу о ПРО. Будет сделана попытка договориться и по региональным конфликтам на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Однако Обама вряд ли примет предложения Кремля, какими бы «революционными» они ни были, если, конечно, речь не будет идти о тотальной сдаче. Ведь американский президент, который участвует сейчас в напряженной предвыборной гонке, вынужден действовать весьма осторожно в связи с резкой критикой со стороны республиканских конкурентов. Не факт, кстати, что Обама выиграет выборы. А при проигрыше вся схема, запланированная в Москве, срывается, в том числе потому, что возрастает возможность американо-израильского удара по Сирии и Ирану и грядут кардинальные изменения в подходе к проблеме ограничения стратегических вооружений. Запасная площадка?Понимая это, Путин параллельно начнет создавать «запасную площадку», буквально с первых шагов демонстрируя готовность выстроить более серьезные отношения с КНР с помощью таких институтов, как Шанхайская организация сотрудничества и стремительно развивающееся объединение БРИКС. Правда, существует опасность того, что слишком близкие отношения Путина с США и НАТО подорвут взаимоотношения с КНР, вследствие чего Пекин согласится на вариант, предложенный Бжезинским и Киссинджером о создании G2, своего рода «дуумвирата» США и КНР, призванного решать все важнейшие вопросы международной действительности. При таком раскладе интересы слабых партнеров-соперников будут игнорироваться, и для России это может обернуться отсечением Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, нам важно не упустить момент. Нам требуется не символическая, а реальная опора на Китай и другие страны БРИКС, вместе с которыми Россия может сформулировать основные меры по реформированию мировой экономики и международных отношений. Пока же взаимодействие с «неатлантическим» миром выполняет функцию не более чем «страховки», средства давления на США и на европейские державы, с тем чтобы выторговать у них более выгодные условия и более серьезные гарантии безопасности. И если такой подход сохранится, это станет серьезной ошибкой Путина, которая приведет к внешнеполитическому провалу Москвы. Сейчас БРИКС для нас лишь альтернативная возможность, не связанная «намертво» с судьбой Соединенных Штатов и американского доллара. Но вместе с тем объективный ход истории гонит Россию в абсолютно другую сторону, требуя «автономной», независимой политики, реализации задач, которые были сформулированы в Нью-Дели на последнем саммите стран БРИКС. «Запасное» направление должно стать базовой дорогой российской внешней политики. Мы должны сосредоточиться на формировании евроазиатского политического и экономического блока, вместо того чтобы предпринимать лишь символические шаги, призванные повлиять на наших атлантических «партнеров-соперников». Ведь на евразийском пространстве в ближайшее время может вспыхнуть множество региональных конфликтов, на которые нам придется реагировать: прямая интервенция Турции против Сирии, турецко-иранская война, беспорядки в Средней Азии и на Кавказе. К тому же уже через десять месяцев мировая экономика может в полной мере войти во вторую фазу глобального финансового кризиса. Это окончательно сломает мировые цены на углеводороды, создавая тем самым для России огромные внутренние трудности. В результате мы станем свидетелями провала либеральной идеологии и монетаристских взглядов, которые характерны для экономических советников Путина. Вероятнее всего, единственным успешным «актором» в бурном кризисе окажется Китай с его системой государственного регулирования и планирования рыночной экономики. Со всей очевидностью для Москвы возникнет необходимость использовать именно китайский экономический опыт, который состоит в повышении роли государства. А это потребует от Путина смены идеологических догм. Очень многое во внешней политике будет зависеть от того, удастся ли Путину выстроить прочные отношения с постсоветскими государствами, укрепив и расширив Таможенный союз и полностью реализовав проект Евразийского союза. Однако если в их основу опять же будут положены либеральные постулаты приоритетности «чистого экономизма», а аппарат ведомств будет наполняться исключительно либеральными деятелями вроде Христенко, который был назначен руководителем интеграционного таможенного проекта, то «прорывных» успехов ожидать не приходится. Нам следует создать единый экономический комплекс со странами постсоветского пространства и сделать приоритетными отношения с Украиной, Закавказьем и государствами Центральной Азии. Однако важно понимать, что на постсоветском направлении многое, если не все, зависит от наших экономических и внутриполитических достижений. В заключение хотелось бы еще раз повторить, что при формировании внешнеполитического курса Путину придется непросто: российская элита хочет сделать все, чтобы «вписаться» в ареал Вашингтона на правах младшего партнера и, возможно, «смотрящего за частью постсоветского пространства». Однако наиболее эффективная и безопасная стратегия для Москвы состоит в формировании многовекторной политики. фото: КОЛЛАЖ «ОДНАКО», CORBIS/FOTOSA Вернуться назад |