Если несколько лет назад Европейскому союзу
угрожал раскол, так сказать, по широте, т. е. между зажиточным севером и
бедным югом, то сейчас линия возможного раскола проходит по долготе –
между Западом и Востоком континента
Брюссель считает, что финансовый кризис, начавшийся в 2008 году,
наконец закончился. Греция на прошлой неделе вернулась на международные
финансовые рынки, довольно успешно проведя аукцион по продаже
гособлигаций. Однако на смену финансовому идет, похоже, не менее опасный
кризис – политический. Наиболее ярким его проявлением является сейчас
самая настоящая война, развернувшаяся между правительством Польши и
Еврокомиссией. Речь идет, напомним, о судебной реформе. Правящая партия
«Право и справедливость» (PiS) хочет взять под контроль судебную власть,
что в ЕС вполне справедливо считают наступлением на демократию. Все
попытки Брюсселя достичь компромисса не приводят к успеху. В результате
Еврокомиссия начала процедуру активации 7 статьи договора о Европейском
союзе.
В этой статье говорится о наказании членов ЕС, нарушающих
основополагающие принципы и ценности объединенной Европы, к которым
относится и независимость судов. Теоретически Польша может временно
лишиться права голоса в Европейском совете и заплатить крупный штраф, но
вероятность наказания представляется невысокой. Для лишения страны
права голоса в Евросовете необходимо согласие всех членов ЕС, а Венгрия
уже не раз заявляла, что блокирует любые попытки наказать Варшаву.
В
этом ничего удивительного нет, потому что венгерский премьер Виктор
Орбан считался главным enfant terrible Старого Света задолго до прихода к
власти в Польше консерваторов во главе с Ярославом Качиньским в октябре
2015 года. Брюссель давно обвиняет Орбана и Будапешт в атаках на
демократию в Венгрии. Обвинений и упреков за последние семь лет, годы
второго премьерства Орбана, накопилось много. Здесь и атаки на судей,
журналистов, оппозицию, и многое другое.
Шквал упреков и
обвинений в Брюсселе вызвал, например, венгерский закон, который
ограничивает деятельность неправительственных организаций, финансируемых
из-за границы. Недовольны в Еврокомиссии и продолжающимися уже два года
атаками на политику открытых дверей в отношении мигрантов. Будапешт
также, как Варшава, отказывается принимать беженцев по установленным ЕК
для каждого члена Евросоюза квотам.
Единственное, что отличает
Польшу от Венгрии с точки зрения Брюсселя, это отношение к России. Если
Варшава последние два года проводит еще более жесткую, чем прежде,
антироссийскую политику, то Будапешт поддерживает с Москвой нормальные
отношения и выступает за отмену санкций против России. Все это дает
основания антироссийским европейским политикам называть Венгрию «пятой
колонной России» в Евросоюзе.
Польша и Венгрия не единственные
члены ЕС с востока континента, которые отклоняются от линии Брюсселя. К
примеру, Чехия, Словакия и Румыния тоже отказываются принимать беженцев.
Они также пытаются принять законы, которые затруднят преследование
нарушивших законы чиновников у себя в странах. Имеются претензии у
европейских властей и к другим восточноевропейским членам союза.
Центробежные
силы, стремящиеся расколоть Евросоюз, сильны, но не стоит недооценивать
и европейский центр, которому, по крайней мере пока, удается успешно
бороться с противниками. Брюссель во главе с главной защитницей
объединенной Европы - Ангелой Меркель, к которой недавно присоединился
новый президент Франции Эмманюэль Макрон, успешно отразил первую атаку
популистов. Ультраправые и популисты уже потерпели поражения в Голландии
и Франции. Избиратели явно охладели к их идеям и лозунгам в Германии,
где в конце сентября пройдут выборы в бундестаг, а также в Италии,
Испании и других европейских странах.
Лидеры Польши и Венгрии
явно осмелели после победы противников объединенной Европы на
референдуме о членстве в ЕС Великобритании и особенно с приходом к
власти за океаном Дональда Трампа, в котором они видят союзника. В
Вашингтоне поддерживают «сепаратистские» настроения в надежде
использовать Восточную Европу против Западной в случае конфликта с ней
Вашингтона.
«Существует понимание того, что необходимо быть
настороже и проявлять активность в деле защиты Европы и ее ценностей и
законов, - объясняет ситуацию Вивиан Рединг, член Европарламента от
Люксембурга, которая в 2010-14 годах была еврокомиссаром по юстиции,
фундаментальным правам и гражданству. - Понимание это очень сильное.
Брекзит разбудил сторонников объединенной Европы».
Политический
кризис пока малозаметен с точки зрения экономики. Продолжающиеся уже
более недели многочисленные демонстрации протеста в Польше остались в
целом незамеченными инвесторами. Польская экономика, напомним, считается
одной из самых быстроразвивающихся в Старом Свете. И все же
политическая нестабильность не может пройти бесследно для экономики и
финансов. Прошлая неделя, например, выдалась нелегкой для злотого.
Злотый остается одной из самых крепких валют в мире в этом году, но на
прошлой неделе польская валюта пережила крупнейшее падение с ноября
прошлого года.
Трудности с активацией 7 статьи Договора о
Евросоюзе, конечно, не значат, что Европа позволит Варшаве поступать с
судами, как заблагорассудится PiS. Больше шансов на успех, пожалуй, у
предложения Германии наказать строптивых поляков привязкой размеров
евросоюзовской помощи, оказываемой ЕК членам Союза, к соблюдению ими
общепринятых на континенте ценностей. Польша - крупнейший на континенте
получатель помощи. В виде дотаций она получает из Брюсселя ежегодно до
140 млрд евро. Естественно, Варшава категорически выступает против этой
привязки.
Европарламент еще в 2015 году призвал Еврокомиссию
создать нечто типа рейтинга для мониторинга того, как члены ЕС соблюдают
фундаментальные ценности. Не далее, как в мае, европарламентарии не в
первый раз призвали ЕК активировать 7 статью в отношении Венгрии.