Казахстан, имея серьезные наработки двустороннего
инвестиционного взаимодействия с КНР, может эффективно содействовать
расширению формата сопряжения евразийского интеграционного проекта и
китайской глобальной инициативы «Один пояс – один путь» в интересах
государств-партнеров по ЕАЭС.
Одно из перспективных направлений в этом смысле – развитие урановой
отрасли. Такое мнение в ходе круглого стола «Казахстан – модернизация
3.0» высказала российский эксперт, ведущий научный сотрудник Центра
постсоветских исследований Института экономики РАН, заведующая отделом
экономики Института стран СНГ Аза Мигранян.
Комментируя успехи сотрудничества Казахстана и Китая, изложенные в
презентации казахстанского эксперта, синолога, руководителя China center
Адиля Каукенова Аза Мигранян акцентировала внимание на вопросе баланса
национальных и «коллективных» интересов в процессе сопряжения
евразийского интеграционного проекта и китайского мега-проекта «Один
пояс – один путь».
- Хотим мы того или не хотим, у каждой страны есть свои национальные
интересы, которые каждая страна имеет право защищать. Все это объяснимо,
понятно, и никаких претензий в этом отношении нет. Поскольку,
независимо от того, насколько мы интегрированы, национальные интересы на
определенном этапе развития экономик будут превалировать. Однако в
условиях, когда Китай не только для Казахстана, но и для России, а также
для всего остального мира, является основным потенциальным инвестором,
возникает то, что принято красиво именовать «окнами возможностей». И
если мы говорим о казахстанском опыте достаточно серьезных наработок в
плане двустороннего инвестиционного взаимодействия с Китаем, то
возникает вопрос: почему бы в рамках проекта переноса 52 производств в
Казахстан, который китайская сторона уже осуществляет, не создать
платформу взаимодействия с союзниками по ЕАЭС? – задалась вопросом эксперт.
По мнению Азы Мигранян, в процессе реализации инициативы переноса
ряда китайских производств на территорию Казахстана целесообразно «на
берегу» обсуждать с партнерами по ЕАЭС детали сопряжения по каждому предприятию конкретно, с тем, чтобы
определять возможные рынки сбыта продукции этих предприятий, каналы
логистики и сопровождения.
- Полагаю, в процессе коллегиального обсуждения возникнут интересные
предложения по усилению этих двусторонних проектов, откроются
дополнительные возможности выхода на внешний рынок и с большим размахом.
Это ресурс перспективного развития, который предполагает взаимную
выгоду на основе компромиссов, - считает эксперт.
В качестве еще одной перспективной базы, которую Казахстан может
предложить для создания широкомасштабного конкурентоспособного кластера с
участием России и Китая, эксперт назвала урановую отрасль.
По ее убеждению, это ниша потенциально выгодного взаимодействия с
учетом собственного потенциала республики, возможностей использования
российских технологий, а также с учетом китайских потребностей.
- Сегодня экономика развивается таким образом, что недостаточно
просто заниматься модернизацией и пытаться догнать развитые страны.
Нужно опережать их точечно в каких-то конкретных наукоемких отраслях и,
опережая, создавать свои собственные конкурентные платформы на годы
вперед. Одна из таких потенциальных платформ – урановая отрасль, -
подчеркнула Аза Мигранян.
Эффективность «точечной» тактики эксперт прокомментировала также с позиций перспектив создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и КНР. По ее мнению, в настоящее время абсолютно оправдан дискурс о
заключении соглашения о преференциальной торговле. Однако продвижение
конкретных проектов, не исключено, сделает обоснованным разговор и о
переходе к ЗСТ.
- Если мы будем более предметно обсуждать и учитывать коллективные
интересы, возможно, сможем перейти к режиму свободной торговли с Китаем,
но не повсеместно, а по отраслевому признаку, по региональному, по
каким-то конкретным проектным точкам. На мой взгляд, эти возможности
прежде всего необходимо обсуждать на уровне экспертных сообществ, в
экспертной среде, которая определенным образом влияет на принятие
решений. Если мы будем детально прорабатывать определенные ниши, от
этого будет больше пользы, - отметила А.Мигранян.
По словам эксперта, согласование коллективных интересов и формулирование коллегиальных позиций от лица ЕАЭС во взаимодействии с третьими странами обеспечит инициаторам
двусторонних проектов необходимый «вес» и больший простор для маневров. В
особенности это актуально в отношении такого глобального актора, как
Китай. Источник: www.stanradar.com.
Рейтинг публикации:
|