России нужно наращивать темп. С Данией, Норвегией и прочими традиционными соперниками можно тягаться на равных, учитывая накопленный нашей страной опыт и наличие собственного ледокольного флота, но усилия Китая будут лишь нарастать, что может окончательно разрушить устоявшийся баланс сил. 14 декабря 2011 года Всемирный фонд дикой природы объявил о том, что 2012 год провозглашён «годом Арктики» и посвящен борьбе за сохранение экологии этого уникального региона. Угроза арктической биосфере и равновесию, по мнению WWF, усугубляется тем, что прошлой осенью площадь и объем льдов в Арктике достигли своего исторического минимума. Это обстоятельство, на первый взгляд не особенно связанное с геополитикой, в самом деле способно привести к тому, что 2012 год можно будет с полным правом именовать «годом Арктики». При этом экологическая грань данного позиционирования будет далеко не на первом месте. В конце лета 2007 года имел место прецедент, возникший впервые за всю историю наблюдений за Северным Ледовитым океаном. Обе части Северного морского пути, западная и восточная, были свободны ото льда одновременно. Это демонстрировало теоретические, по крайней мере, возможности беспрепятственного плавания по арктическому пути, половина которого до сих пор постоянно была покрыта льдами. Реальность прохода через северные воды, позволяющая обогнуть Евразийский материк с востока на запад, сама по себе является сенсацией в области логистики международной торговли. До сих пор перевозка грузов таким способом была достаточно ограниченной из-за необходимости делить путь на несколько участков, продолжительность которых зависела от ледовой обстановки и могла быть осуществлена лишь в достаточно узком временном «окне». Если северный проход открыт — доставка груза из Европы в Азию по морю позволяет сократить время транспортировки вдвое. Что, как нетрудно догадаться, влияет на рентабельность, затраты топлива, сроки найма персонала и т. д. Частные перевозчики первыми осознали удобство Севморпути. В 2010 году транзитные перевозки через северные воды составили около 100 тысяч тонн. В 2011 году — тридцать четыре судна транспортировали порядка 850 тысяч тонн груза. По прогнозам на этот год, транзит по Севморпути может составить до 2500 тысяч тонн. Примечательно, что норвежская судоходная компания Knutsen OAS Shipping обратилась в администрацию Севморпути за разрешением на первый в истории рейс танкера-газовоза по полярной трассе. Разумеется, до главных транспортных перекрёстков, вроде Панамского и Суэцкого каналов ещё далеко, но статистика достаточно показательна. Тем более, что по некоторым прогнозам, в последующие годы льда на Севморпути будет ещё меньше. В пользу этого говорят метеорологические наблюдения этой зимы, говорящие о том, что полярная ледовая «шапка» резко уменьшилась на норвежском и российском направлениях, Карские ворота и Печорское море полностью свободны ото льда. В целом 2011 год стал самым «жарким» для Арктики за всю историю метеорологии. Но транзитные возможности Севморпути, который долгое время был сугубо российским маршрутом, решавшим задачи нашего государства, не являются единственным аспектом, привлекающим внимание к Арктике. В 2009 году, Геологическое сообщество США (United States Geological Survey) сообщило о том, что запасы природного газа в Арктике могут составлять до 50 триллионов кубометров. Примечательно, что, по мнению американских экспертов, почти весь этот газ находится на российской территории. Предполагается наличие в Арктике и нефти. Но на порядок меньше, нежели газа, примерно 3-4% от всего мирового количества, 90 миллиардов баррелей. Поскольку границы газовых и нефтяных месторождений редко совпадают с государственными, а основные богатства Арктики, как сообщают американские геологи, находятся на российском шельфе, наши соседи стараются выжать из своего положения максимум. Норвежско-российский договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане вступил в силу 7 июля 2011 года. И в тот же день сейсмогеологическое исследовательской судно Норвегии приступило к зондированию участка. В Норвегии стремятся как можно скорее исследовать новый участок континентального шельфа, оценить его перспективы и составить полную карту доступных возможностей к 2013 году. В области сейсмологических исследований Норвегия обошла нас примерно на год, Россия планирует приступить к подробным исследованиям шельфа этим летом. Главная причина достаточно проста — по побережью Кольского полуострова, в той его части, которая относится к Баренцеву мору, рассредоточены базы Северного флота. И необходимо согласовать как маршруты патрулирования, так и перемещения исследовательских судов. Несмотря на то, что исследование российского сектора сопряжено с рядом объективных трудностей, затягивать с освоением наших подводных богатств совершенно неразумно. На богатства Арктики претендует слишком много геополитических игроков. При этом нередки случаи, когда свои амбиции проявляют государства, географически весьма далекие от региона. Восемь стран, имеющих выход в Арктику — Россия, Дания (вместе с автономной Гренландией), Исландия, Канада, Норвегия, США, Швеция и Финляндия входят в организацию «Арктический совет». В качестве непостоянных наблюдателей присутствуют Великобритания, Германия, Испания, Италия, Китай, Корея, Нидерланды, Польша и Франция. При этом Китай, Индия и Бразилия активно требуют своего вхождения в «Арктический совет». Помимо «Арктического совета», существует так называемый Совет Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР), в который вошли на правах постоянных членов Россия, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция. Большинство «арктических» стран имеют территориальные споры друг с другом. Канада борется за четыре участка морской границы с США, Великобритания — за континентальный шельф с Данией и Исландией. Лондон также спорит с Исландией, Данией и Ирландией из-за границы континентального шельфа Фарерских островов. Ирландия, помимо конфликта с Великобританией, спорит с Исландией и Данией. США, Дания и Канада не признают территориальных прав Исландии на часть Северного Ледовитого океана. Норвегия и Россия Исландию, напротив, поддерживают в её устремлениях. Неудивительно, что в ежегодно публикуемом бюллетене военной разведки Дании за 2011 год присутствует упоминание о возможности «небольших военных конфликтов» в Арктике в период до 2020 года. Все имеющие доступ к потенциальным богатствам страны разработали стратегии по усилению своего военного присутствия. Как сообщает агентство AlphaGalileo, Норвегия выделила 18 миллионов долларов на то, что официально называется «изучение отношений с Россией в северных территориях». Средства выделяются государственным Норвежским советом по научным исследованиям в рамках программы NORRUS «Россия и международные отношения в северных территориях». Приоритетная цель исследований звучит как «отслеживание процессов в стране, являющейся крупнейшим соседом Норвегии», вторичной задачей является анализ «вероятных интересов других игроков, в особенности ключевых стран Азии в Арктике». Причём исследование Арктики в контексте России производится Норвегией с весьма неожиданной стороны. «Финансирование программы NORRUS позволит проводить всестороннее изучение России. Одна из наших ключевых целей — изучение основных тенденций в российском обществе и политике», — заявил руководитель NORRUS Нильс Мортен Удгаард. В Дании создана новая государственная должность — «посол по делам Арктики». Сейчас этот государственный пост занимает бывший руководитель департамента общественной дипломатии МИД Дании Клавс Хольм. Как сообщают датские официальные источники, посол по делам Арктики будет способствовать продвижению национальных интересов Дании в регионе. Впрочем, несмотря на собственные интересы, Дания уже сейчас выглядит транслятором позиции двух других, куда более крупных геополитических игроков. Глава МИД Дании Вилли Сеундал ранее поднимал вопрос об использовании взлетной полосы на базе американских ВВС в Туле (Гренландия) и портовых сооружений для исследований и поисково-спасательных операций, и, судя по всему, получил благоприятный ответ. Вместе с этим, Дания приняла решение уделить первостепенное внимание экономическим отношениям с Китаем и уже сейчас становится «окном в Арктику» для КНР. Дания выступает за то, чтобы предоставить Пекину место в «Арктическом совете», получив взамен китайские инвестиции — прежде всего в Гренландии, которая обладает большими запасами полезных ископаемых, обширной территорией и достаточно скудным бюджетом. Компания London Mining, которая, несмотря на свое по-европейски звучащее название, создана на деньги китайских компаний Sinosteel и China Communications Construction Corp, планирует в рамках своего гренландского проекта производить до 15 миллионов тонн железорудных окатышей к 2015 году. Другая китайская компания, Inner Mongolia Baotou Steel Rare Earth, мировой лидер по добыче редкоземельных металлов, проявляет интерес к урановым рудам, обнаруженным в Гренландии. Традиционно интересные для Китая нефть и газ в данном случае не играют существенной роли, их в Гренландии пока не обнаружено. Так, британская компания Cairn Energy потратила в Гренландии два года и 600 миллионов долларов, было пробурено 8 скважин, однако углеводородов найти не удалось. Что не исключает участия Китая в совместных с Норвегией проектах, ведь генеральный директор нефтяного директората Норвегии Бенте Ниланд не устаёт говорить о том, что сейсморазведка дала фантастические результаты. По всему выходит, что России нужно наращивать темп. С Данией, Норвегией и прочими традиционными соперниками можно тягаться на равных, учитывая накопленный нашей страной опыт и наличие собственного ледокольного флота, но усилия Китая будут лишь нарастать, что может окончательно разрушить устоявшийся баланс сил. Освоение Арктики даёт Китаю многое — и ресурсы самого разного типа, и удобный путь транзита. Другие же участники будут стараться не отставать от темпов Китая. И, образно говоря, чем теплее будет в Арктике, тем быстрее будет накаляться в регионе атмосфера геополитического соперничества.
Вернуться назад
|