Закон о криминализации отрицания геноцидов, в том числе и геноцида армян в Османской империи 1915 года, принятый в ночь на 24 января 2012 года Сенатом Франции - новый элемент во внешней региональной политике Парижа на Ближнем Востоке и в Закавказье.
Документ был в оперативном режиме одобрен парламентом и принят в Сенате, став очевидным ударом по интересам Турции, своеобразным ограничителем процесса ее европейской интеграции и амбиций в кавказском регионе. Открытое игнорирование элитой Франции угроз введения политических и торговых санкций турецкой стороны - вызов Анкаре. Если правительство Эрдогана начнет сворачивать отношения с Парижем, то оно, тем самым, собственноручно запустит механизм увеличения дистанции от Европы, что, в конечном итоге, и выгодно Франции и Германии. В последнее время Николя Саркози и Ангела Меркель планомерно в тандеме выступают за пересмотр Конституции ЕС в сторону децентрализации и усиления суверенных полномочий своих стран. Финансово-экономический кризис в Еврозоне заставляет Францию и Германию консолидировать свои ресурсы в собственных руках, а не распылять их на нестабильных партнеров по ЕС. На этом фоне постоянные претензии турецкого руководства на продолжение процесса интеграции, неминуемо ведущей к растворению суверенного потенциала Франции, Германии и других западноевропейских стран (что активно поддерживается Вашингтоном), в этот кризисный период представлялись совершенно лишними.
Относительно армянского вопроса европейская элита уже давно убеждала Турцию разблокировать армянскую границу и перестать отрицать очевидную историю трагедии 1915 года. Однако Турция, нарушив свои обязательства, прекратила диалог с Арменией. В ходе визита в Ереван в начале ноября 2011 года, Николя Саркози заявил: "Если Турция продолжит политику отрицания геноцида армян, Франция будет вынуждена внести поправки в свое законодательство и признать отрицание массового истребления армян уголовным преступлением". Тем самым французский президент фактически называет преступниками и представителей высшей власти Турции, отрицающих факт геноцида. Очевидно, в данном случае необходимо говорить о том, что Париж посылает совершенно ясный сигнал Анкаре о том, что процесс интеграции Турции в ЕС заморожен до лучших времен.
В августе 2008 года президент Франции Николя Саркози выступал в качестве наиболее активного посредника в переговорах между Москвой и Тбилиси. Кавказская политика Парижа далее только активировалась. После фактического провала переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта при посредничестве Дмитрия Медведева в Казани, многие эксперты в Армении и Азербайджане начали прогнозировать активизацию французского посредника. Данные прогнозы частично подтверждались заявлениями дипломатических миссий Франции в Ереване и Баку, а также французского сопредседателя МГ ОБСЕ. Отмечалось, что главная цель активности французского посредника будет заключаться не в том, чтобы предложить сторонам готовое решение, поскольку такового просто не существует, а сбалансировать ситуацию и удержать регион от нового военного столкновения. Фактически, единственным механизмом удержания баланса сил в текущей ситуации могла бы стать срочная и недвусмысленная поддержка Армении, что и было сделано французской стороной. Причем баланс был внесен путем нейтрализации Турции, которая оказывает весьма солидную политическую, дипломатическую и военную помощь Азербайджану.
Примечательно, что Турция отреагировала на ереванские заявления Саркози ультимативными угрозами. Причем, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган одним из своих заявлений фактически подтвердил обоснованность опасений европейских лидеров относительно риска усиления позиций Турции в Европе для внутриполитической стабильности самой Европы. Эрдоган заявил: "Во Франции 500 тысяч турок. С Турцией так легко не справиться. Глава государства должен предпринимать шаги, думая не о будущих выборах, а о будущих поколениях". Остается только представить, какие речи произносил бы турецкий премьер, если бы во Франции было не 500 тысяч, а 5 миллионов турок.
Вместе с тем, в Турции активно критиковали и то, что новый законопроект ограничивает свободу слова тех, кто не хочет признавать геноцид армян. При этом умалчивалось, что в самой Турции действует закон, который считает людей с обратной точкой зрения - "оскорбителями турецкой идентичности". В числе таких - некоторые видные представители турецкой интеллигенции. Таким образом, вопросы, касающиеся принципиально турецко-французских отношений и гуманитарно-моральных аспектов, также, несомненно повлияли на решение французских парламентариев и сенаторов.
На Ближнем Востоке Турция в настоящее время втянута в острый политический конфликт с Сирией. По данным международных СМИ, с турецкой территории фактически ведется координация действий сирийской оппозиции и военных группировок, составленных из числа дезертиров. Примечательно, что Франция, ставшая наиболее активным участником коалиции против Муаммара Каддафи в Ливии, в случае с Сирией сохраняет дистанцию и осторожность. По всей видимости, решение Сената Франции по армянскому вопросу, если Турция пойдет на обещанный разрыв военных отношений с Францией, в том числе и на запрет французским ВВС пользоваться турецким воздушным пространством, внесет определенные коррективы в ситуацию в ближневосточном регионе, учитывая, что обе страны являются членами НАТО и ведут действия на обширном пространстве от Афганистана и Ирана, до Средиземного моря. Давление Франции по "армянскому вопросу" вписывается и в круг консолидированных целей Запада по поддержанию Анкары в режиме перманентного давления, что может оказаться полезным и с точки зрения дальнейшего принуждения Турции к присоединению к санкциям против Ирана
И, наконец, решение Франции может внести еще большую динамику во внутриполитические события в самой Турции. Вспомним, недавно непримиримый турецкий премьер-министр Эрдоган фактически признал ответственность властей и извинился за резню курдов, осуществленную властями в турецком Дерсиме в 30-х годах ХХ века. Столь разный подход турецкого премьера к двум трагедиям понять можно. Курды в настоящее время являются серьезным внутренним фактором в Турции, в отличие от армян. В текущей ситуации решение французского Сената сугубо в информационном плане будет служить еще большему накалу национальных вопросов в Турции, что с учетом тотальной борьбы, которую партия Эрдогана навязала военной элите, чревато для готовящегося к президентству Эрдогана неприятными перспективами.
Вернуться назад
|