ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Европейцы и свобода
Европейцы и свобода16-01-2012, 18:41. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||
Европейцы и свобода
...Не помню, кто сказал, но сказал очень правильно: «Свобода начинается со слова «нет»». Человек как личность проявляется именно в тот момент, когда он говорит чему-то «нет». По этому «нет» о человеке можно сказать многое. Можно определить его представления о Добре и Зле по тому, чему он говорит «нет». Можно определить степень его свободы по тому, насколько качественно его «нет». Вот, например, в прошлом году в нашей, как считается, совершенно несвободной стране государственный чиновник довольно высокого ранга предложил провести «десталинизацию сознания». Люди ответили «нет». Они сказали это совершенно твёрдо и обосновали свой отказ. А вот в свободной стране Эстонии министр обороны предложил признать всех эстонцев, воевавших в составе немецких войск, национальными героями, сражавшимися за свободу. Узнал я это из статьи на ИноСМИ с названием: “Следует ли служивших в немецкой армии провозглашать борцами за свободу? ("Eesti Paevaleht",Эстония) Молчу. Перечитываю название ещё раз. Долго молчу и морщусь. Голова потихоньку начинает побаливать. А я ещё только название успел прочесть. Тру виски, мучительно соображая -- не ошибся ли я с предметом обсуждения. Нет. Не ошибся. Речь о тех, про кого писали их начальники: "...Бригаденфюрер СС В.Шталекер докладывал 25 октября 1941 г. руководителю РСХА Р.Гейдриху: "В Эстонии благодаря сравнительно небольшому количеству евреев не представлялось возможным провоцировать погромы... Большая часть тех 4500 евреев, которые жили в Эстонии в начале наступления на Востоке, бежала вместе с отступающими войсками Красной Армии. Осталось около 2000 человек. В одном Таллине жило около 1000 евреев. Арест всех евреев мужского пола в возрасте старше 16 лет был почти закончен. Все они были казнены "частями самообороны" под руководством "айнзатцкомманды 1А". (Мартинсон Э. Слуги свастики. Таллин, 1962 г., с.74)... ...26-29 сентября 1941 г. эстонские "силы самообороны" уничтожили 440 арестованных ими евреев (по другим данным - 474). (Hilberg R. Tater, Opfer, Zuschauer. Die Vernichtung der Juden 1933-145. Frankfurt/ Main. 1992. s.115). Имущество казненных частично передавалось немцами в распоряжение "сил самообороны"... ...После захвата немецко-фашисткими войсками Таллина эстонская политическая полиция к 19 декабря 1941 г. арестовала только в столице Эстонии и её окрестностях 4365 человек. Узников Таллинской тюрьмы расстреливали по спискам, которые утверждал начальник политической полиции Э.Викс, заслуживший прозвище "эстонского Эйхмана" (до 1940 г. он был комиссаром политической полиции Эстонии в Куресааре). Так, например, 74-летняя эстонка Мийна Куузик была расстреляна в декабре 1941 г. по следующему обвинению: "Мийна Куузик -- эстонка, была сторонницей советского государственного порядка, полагала, что она с удовольствием сделала бы что-нибудь хорошее в пользу Советского Союза, если бы не была столь стара"... И так далее. Кому интересен более полный набор подвигов, -- прошу пройти по ссылке. Даже не знаю, о чем тут ещё думать? Немедленно произвести в герои и выдать по медали! Направить в Израиль запрос на предмет того, нет ли у них лишних евреев. Пусть присылают -- герои вспомнят молодость. Или всё же не стоит? Когда я думаю как русский, мне почему-то кажется, что в самой постановке вопроса есть какая-то невероятная мерзость. Но, может, я неправильно думаю? Давайте послушаем мнение эстонских публицистов. Людей, которым положено создавать в маленькой европейской стране дискурс. То есть те границы, в которых должно, можно и прилично вести дискуссии. “За”. Андри Оллемаа (Andri Ollema), член правления клуба друзей Эстонского легиона: "Те, кто с оружием в руках боролся против коммунизма, были, конечно, борцами за свободу. Присвоение статуса борцов за свободу вернуло бы этим людям сердечный покой. Шестьдесят оккупационных лет они и без того были вынуждены жить ниже травы. Разве тогда была иная возможность для эстонцев сражаться во Второй Мировой войне в эстонском мундире и за Эстонию? В конце концов, народ Эстонии участвовал в войне со своими чёткими позициями. Американцы и англичане ведь не пришли к нам на помощь, они играли в свою игру. Мы, эстонцы, не можем сравнивать немецкую и советскую оккупацию. Я не верю, что воевавших в Красной Армии эстонцев можно всех именовать одним именем, но они боролись явно на неправильной стороне." “Против”. Давид Всевиов (David Vseviov), историк: "Я бы не смог оценивать дела людей, исходя из мундиров, я исходил бы только персонально из деяний конкретных людей. Так, как мы делали это в отношении и другого мундира. Преступники в военное время были во всяких мундирах. Так же, как мы не можем говорить о Красной Армии только как об освободителе или только как о преступнике, не можем мы делать этого и в отношении другой стороны. Но в нынешней ситуации, учитывая выборную ситуацию в России, нужно ли давать правящей России столь большую пропагандистскую кость? В подобных ситуациях внимание людей направляют в определённое русло, и одним из вариантов было бы маленькое злобное соседнее государство. Я не считаю, что подобный шаг был бы сейчас разумным. Но ведь и не нужно делать всё на уровне лозунгов, почитать людей можно и по-иному. Можно, например, заботиться об их достатке и здоровье..." ...Перечитываю несколько раз. Нет -- всё остается по-прежнему. Первый вариант, про “неправильную сторону”, совершенно недвусмысленно сообщает, что правильная сторона во Второй Мировой -- Гитлер. И, таким образом, полностью реабилитирует все сталинские репрессии, проведённые в Эстонии перед войной. Потому, что -- а что ещё с ними можно было делать? Ведь не сжигать же заживо и не расстреливать сотнями, как это отребье поступало с евреями, русскими и эстонскими “советскими” старухами? Сибирь -- прекрасная школа товарищества: либо научишься вести себя с людьми по-людски, либо погибнешь. Когда читаешь эстонцев типа Оллемаа, как-то начинаешь особенно резко ощущать себя русским. И испытывать радость оттого, что так повезло -- родиться в России среди русских. Мог ведь родиться и жить по соседству с этой вот дрянью. Хорошо, что Господь не даёт не по силам креста. Второй ответ, который якобы “против”, говорит о современной Эстонии ещё больше. Просто мне как русскому второй вариант никак не может казаться “против”. Если думать и смотреть по-русски, то это вариант “за, но не подставляясь, чтобы Россия не могла придраться и назвать вещи своими именами, показать на нас пальцем и сказать, что мы -- фашистская сволочь”. Это что -- единственный способ для эстонца сказать злу “нет”? Европейский вариант борьбы со злом -- это сказать ему “да”, но втихую, чтобы русские пальцем не показывали? Вам не кажется, что такой ассортимент ответов на эсхатологические вопросы несколько беден и не отвечает человеческим интересам? Вам не кажется, что европеизированные эстонцы несколько обделены по сравнению с остальным человечеством? Не кажется ли вам, что целый народ, пусть и небольшой, заслуживает настоящего выбора, настоящего мышления, настоящего языка, где будет соблюдено правило “да будет слово ваше да – да, а нет – нет, а что сверх этого – то от лукавого”? Но где хоть один? С того момента, как в последний раз закрыл свои глаза Арнольд Мери, кто потребовал для себя такого права? Хоть один? Неужели в стране, где полно европейцев, нет ни одного человека? От этих вопросов у меня всегда болит голова. А эти вопросы всегда возникают, когда видишь что-нибудь, что отвечает запросам современного европейского государства на идеального эстонца. Вернуться назад |