В облаках пыли и дыма от дизельных двигателей немецкие панцеры с лязганьем движутся по меловой сирийской равнине, давя траками зреющий на полях урожай. Холмы с садами на склонах и каменные стены, за тысячелетия видевшие бесчисленных завоевателей, безмолвно смотрят на колонну бронетехники, неуклонно продвигающуюся за горизонт, к городу Алеппо.
Это не Африканский корпус Эрвина Роммеля прорвался летом 1942 года в Левант. На дворе стоит 2008 год, и, хотя танки действительно немецкие, принадлежат они современной Федеративной Республике Германия. Это виртуальная бронетехника, часть компьютерной игры Combat Mission: Shock Force, по сюжету которой в 2008 году силы США и НАТО вторгаются в Сирию в ответ на волну поддерживаемого Сирией терроризма. В 2007 году, когда игра только вышла, это выглядело невероятным: Америка увязла двух войнах, а режим Башара Асада, казалось, надежно контролировал страну. Однако сейчас, когда в Сирии фактически идет гражданская война, и уже слышны разговоры о возможном западном и турецком вмешательстве, игра неожиданно начала выглядеть пророческой.
Shock Force – это не военно-политический симулятор и не «стрелялка» вроде Call of Duty. Это высокодетализированная тактическая 3-D игра, с боем на уровне отдельных боевых машин и мелких подразделений пехоты. В ней не приходится ни заниматься государственным строительством, ни смотреть в прицел винтовки. Вместо этого игрок берет на себя роль ротного или батальонного командира, принимающего решения, которые определяют исход боя – где поставить танки, чтобы сектор обстрела был лучше, когда вызывать артиллерийский огонь или когда пехоте следует покинуть бронемашину.
Судя по всему, создатели игры немало поработали над изучением сил воюющих сторон и характеристик их вооружений. Однако это, в сущности, играет второстепенную роль по сравнению с основным смыслом игры – продемонстрировать смертоносность современного оружия, наглядно показать важность таких факторов, как воинский или командный дух, и – что тоже немаловажно – дать диванным генералам возможность поиграть с крутой техникой. Маньяки-милитаристы должны полюбить эту игру – у западных армий там достаточно высокотехнологичного оружия, чтобы довести любого поклонника техники до оргазма. Даже у сирийцев есть некоторое количество хорошего оружия – такого как противотанковые ракеты «Корнет» и модернизированные танки T-72, хотя в основном их вооружение – это старое советское «железо», давно пережившее свои лучшие дни.
Игроки могут осуществить свою собственную смену режима, выбрав одну из армий, включая бригаду Stryker Сухопутных войск США, экспедиционную бригаду морской пехоты США и механизированные тактические группы армий Британии, Канады, Германии и Нидерландов. В этом мире Сирия не раздроблена гражданской войной, и силы Асада представляют собой пеструю смесь из элитной «Республиканской гвардии» (где я это уже слышал?), тяжеловооруженного спецназа, посредственной призывной регулярной армии и добровольцев-федаинов – пушечного мяса. У них также много бронетехники, и, хотя изрядная часть из 5000 танков Асада – это устаревшие модели, которые израильтяне легко уничтожали в 1982 году, с БМП Stryker старомодный советский T-62 времен холодной войны вполне способен справиться.
Если учесть усталость Америки от войны и нежелание администрации брать на себя роль лидера даже в Ливии, свержением Асада с большей вероятностью будет заниматься НАТО. Поэтому я предпочел кампанию за немцев под названием «Die kunst des Krieges» («Искусство войны»), в которой мощная танковая тактическая группа 10-й танковой дивизии выдвигается на юг из Турции, чтобы окружить ключевой город Алеппо, расположенный на севере Сирии. 70 лет назад сирийцы, пожалуй, готовы были приветствовать немцев, так как те вышибли бы из страны французских колониалистов и уничтожили бы палестинских евреев. Однако времена меняются, и мою тактическую группу «Фон Нуб» по дороге к Алеппо встречают не цветами, а самодельными взрывными устройствами.
В Shock Force кампании состоят из ряда связанных между собой битв, каждую из которых необходимо выиграть, чтобы перейти к следующей. Я не стал проходить все эти битвы, которые выглядели примерно одинаково: силы НАТО пытаются выбить с позиции окопавшихся на ней сирийцев. Гораздо интереснее те уроки, которые можно вынести из игры в целом. Ход битвы часто зависел от состава обороняющихся. Иногда игра напоминала Ирак 2003 года - тогда с сирийской стороны находились призывники-пехотинцы и федаины с пулеметами и несколькими реактивными гранатометами. В других случаях, это больше было похоже на Ливан 2006 года – тогда спрятавшиеся сирийские спецназовцы дырявили мои танки Leopard-2 и БМП Marder современными российскими противотанковыми ракетами «Корнет».
Как германский командующий я надеялся, что сирийцы будут вести себя как Сталин в 1941 году и попробуют противостоять моему блицкригу в поле. Вместо этого компьютерные сирийцы, которые могут быть, а могут и не быть умнее настоящих генералов Асада (30 лет не ведших настоящих войн, тем более победоносных), отступали в деревне и города. После этого моя 10-я танковая дивизия сталкивалась с дилеммой, которая будет в такой ситуации стоять перед любыми силами НАТО: у меня было достаточно современной бронетехники и огневой мощи, чтобы стирать населенные пункты в порошок, но недостаточно пехоты, чтобы их занимать. Немцы в игре теряют очки за убийство мирных жителей и повреждение школ и мечетей, хотя Соединенные Штаты – нет (как же все изменилось со времен Второй мировой войны!). Однако на войне с противником, укрепляющимся в деревнях, либо у тебя достаточно пехоты, и ты готов вести уличные бои, либо ты разносишь все на расстоянии, а потом посылаешь пехоту прочесать развалины. В итоге я больше прибегал к огневой мощи, чем к ухищрениям, и продвигался очень временно, так как не мог позволить себе терять по полвзвода пехоты в засадах. Немцы в Shock Force – сторона мощная, но хрупкая: они не получают в ходе кампании пополнений ни людьми, ни техникой (вспомним, как у НАТО во время ливийской кампании кончались боеприпасы), и автоматически проигрывают, если несут в какой-нибудь из битв больше 15 % потерь. Может быть, прежняя 10-я танковая дивизия и дралась до смерти в России за славу Фатерланда (впрочем, все равно, в конце концов, капитулировала в Северной Африке), однако ее наследники явно не готовы умирать за смену режима на Ближнем Востоке.
Безусловно, игра Shock Force не рассчитана на то, чтобы прогнозировать последствия вторжения НАТО в Сирию. Даже как симулятор современной войны она не лишена недостатков – в частности в ней нет БПЛА, благодаря которым в наши дни командиры получают изрядную часть разведданных. Кроме того, в игре не предусмотрено участие ни сил «Хезболлы», ни иранских «добровольцев», помогающих Асаду (впрочем, редактор сценариев позволяет игрокам добавить их самим), ни взбунтовавшихся солдат и добровольцев, помогающих НАТО (предположим, что они будут помогать интервентам, а не сражаться с ними).
Так как это - тактическая игра, она не учитывает стратегическую сторону – а именно тот факт, что с того момента, как первый танк НАТО пересечет границу, режим Асада будет обречен. У сирийцев просто недостаточно современного вооружения, чтобы сдержать наступление НАТО. Однако у вторжения в свою очередь будет тактический уровень, с обычными военными реалиями – а итоговое количество погибших будет иметь стратегический резонанс, который повлияет на западное и мировое общественное мнение. Германия в прошлом году недаром выступала против отправки солдат на помощь ливийским повстанцам - кровавая наземная война в Сирии может означать смену режима не только в Дамаске, но и в Берлине.
Вопрос заключается в том, во что может обойтись свержение обреченного диктатора, и такие игры, как Shock Force отчасти проливают на него свет. Если сирийская армия распадется, или если она способна только стрелять в безоружных гражданских лиц, тогда вмешательство НАТО может оказаться сравнительно – хотя и не полностью - бескровным. Но если контролируемая алавитами сирийская армия, загнанная в угол и опасающаяся возмездия суннитского большинства, будет драться до последнего, ей хватит современного оружия и удобных для обороны точек, чтобы причинить противнику ущерб, чреватый серьезными политическими последствиями. Может быть, режим Асада и окажется бумажным тигром. Но все же на блицкриг по пути в Дамаск рассчитывать не стоит.
Оригинал публикации: The Syrian Invasion