Согласно всем законам развития кризисов, экономические разногласия в Евросоюзе переходят в политические споры. Отдельные государства всё чаще приходят к выводу, что идеологические стандарты, которые предлагает Брюссель всем членам ЕС, в ряде случаев являются неактуальными. И, наряду со спасением евро, Евросоюзу явно предстоит встретиться с кризисами иного рода. С первого января 2012 года в действие вступила новая конституция Венгрии, которая в апреле 2011 была принята парламентом и утверждена президентом страны. Утверждённый вариант конституции вызвал немало вопросов, в том числе и у самих венгров. После принятия парламентом данного законопроекта, в Будапеште прошли массовые демонстрации, но особенного обсуждения новой конституции на европейском уровне не было. Теперь же, главный государственный закон Венгрии перешёл в категорию действующих, и наднациональным органам ЕС комментировать венгерскую конституцию пришлось. Она и в самом деле выглядит, по европейским меркам, революционной. В том смысле, что это первая в Европе конституция, которая самым решительным образом порывает с принципами толерантности и мультикультурализма. В секуляристском Брюсселе венгерскую конституцию уже назвали «христианской», вкладывая в это понятие явно негативный смысл. Традиционная религия венгров действительно занимают в конституции центральное место. Главным объединяющим венгров фактором, согласно статьям основного закона, являются «Бог и христианство». Более того, согласно положениям конституции, понятие «брак» четко характеризуется как союз мужчины и женщины, а государство обязуется защищать человеческую жизнь «с момента зачатия». Что, нетрудно догадаться, идёт вразрез с законодательствами других государств Евросоюза и противоречит концепции общего европейского дома. Приверженность Венгрии традиционным христианским ценностям весьма обеспокоила правозащитников, специализирующихся на легализации абортов и правах сексуальных меньшинств. Но прежде всего, конституция примечательна тем, что конституционный суд Венгрии резко ограничивается в своих правах как минимум на 9 лет. Например — лишается права принимать решения по вопросам, связанным с бюджетом, таможенным регулированием и налогообложением. Созданный для управления бюджетом совет получил право налагать вето на проекты бюджетов правительства и тем самым не только блокировать неугодные националистам инициативы, но и создавать условия для проведения досрочных выборов. Состав конституционного суда содержит большое количество членов правящей партии. Все остальные части судебной системы также широко представляют лояльную премьеру Орбану политическую силу. Например, председатель Верховного суда, генеральный прокурор и ряд должностных лиц назначены на срок от 9 до 12 лет. Уровнем ниже, венгерское правительство успело принять в 2011 году другие нормы, связанные с усилением роли традиционных институтов. Так, в июле венгерский парламент одобрил закон о религии и религиозных организациях. Который признаёт законной деятельность в Венгрии только 14-ти религиозных конфессий (католиков, иудеев, православных, униатов, а также нескольких групп протестантов). Всего же в Венгрии официально числится порядка 70 религиозных общин, вплоть до мормонов и кришнаитов. Стоит обратить внимание на то, что закон не одобряет присутствия на территории Венгрии ислама и буддизма. Под давлением мирового сообщества, в первую очередь — США, 19 декабря конституционный суд Венгрии признал закон недействительным. Но правящая коалиция премьер-министра Виктора Орбана в течение двух дней представила новый законопроект, который и был принят 30 декабря 2011 года. Редакция законопроекта была достаточно поверхностной. Количество «разрешённых» религиозных конфессий осталось прежним, но теперь предусмотрена процедура регистрации религий, желающих действовать на территории Венгрии официально. Для признания в качестве конфессии, религиозное объединение должно иметь стаж деятельности на международном уровне не менее 100 лет, и более 20 — на территории Венгрии. Соответствующая таким требованиям община должна подать заявление за подписью 1000 членов в комиссию по делам религии венгерского парламента. После чего, при наличии положительного заключения от венгерской Академии наук, парламент Венгрии принимает решение относительно статуса религиозного объединения. Причём процедура предусмотрена двусторонняя — наряду с процедурой «признания», существует процедура прекращения деятельности официально признанной конфессии. Таким образом, суть религиозных процессов после пересмотра законопроекта не изменилась — по-прежнему судьбу всех конфессий решает парламент, в котором две трети мест принадлежит консерваторам Виктора Орбана, партии «ФИДЕС» (Венгерский гражданский союз). Одновременно, премьер-министр Орбан, по выражению чиновников ЕС, «внес в новую Конституцию «националистические акценты» — ведь теперь название мадьярского государства звучит «Венгрия», а не «Республика Венгрия». Реформы, проводимые правительством, затронули и другие аспекты взаимоотношения власти и общества. Так, была закрыта единственная в Венгрии оппозиционная радиостанция, просуществовавшая более 10 лет. А надзор за всем радио и телеэфиром с 1 января находится в монопольном ведении регуляторного Совета по надзору за СМИ, состоящему исключительно из доверенных лиц действующего правительства. Причём, согласно изначальному плану, полномочия Совета простирались бы ещё дальше. Наряду с первым вариантом закона о религии, венгерский конституционный суд также признал неконституционными положения другого законопроекта, согласно которому журналисты были обязаны сообщать Совету источники своей информации. Дошло до того, что США начали угрожать Венгрии остракизмом. 27 декабря венгерское издание Népszabadság сообщило, что госсекретарь Хиллари Клинтон направила личное официальное письмо венгерскому премьеру Орбану, после чего послание было опубликовано в Сети. Госпожа Клинтон выражает своё недовольство текущей ситуацией в Венгрии, а премьер Орбан, по её мнению, проводит последовательноё «свертывание демократии в стране». Больше всего беспокоит США ущемление прав конституционного суда и перераспределение судебных полномочий. Во вторую очередь, тревожит удар «по базовым правам человека», который наносит закон о религиозных объединениях и контроль государства над СМИ. Госсекретарь Клинтон, ни много ни мало, требует немедленного изменения этих законов для сохранения в Венгрии «индивидуальных свобод и системы демократических сдержек и противовесов властей». Марк Палмер, вице-директор правозащитной организации Freedom House заявил, что теперь над Венгрией нависла «реальная угроза международной изоляции». При этом «изоляция Венгрии — уже не абстрактная угроза, а реальность; если Венгрия опять хочет зависеть от России, тогда, конечно, она идет правильной дорогой; но я полагаю, что для самих венгров Европа — естественный выбор, и, тем не менее, в настоящее время не исключено, что их удалят из Европейского Союза». То есть, США, по государственным и независимым формально каналам угрожают через голову Брюсселя «исключить» Венгрию из Евросоюза. Причём все это почему-то связано с Россией. В отличие от Вашингтона, Брюссель больше озабочен финансовыми вопросами. Помимо правовых мер в области СМИ, религии и судебной системы, венгерский парламент принял закон о национальном банке Венгрии MNB. Банк передаётся под полный контроль венгерского правительства, несмотря на протесты руководства самого банка. Согласно новому закону об MNB, вводится дополнительная должность вице-председателя главы нацбанка, которого назначает глава правительства. Это, по мнению Брюсселя, противоречит базовому договору ЕС и дало формальный повод заморозить важные для Будапешта переговоры относительно предоставления кредита в 10 миллиардов евро от МВФ и Евросоюза. При этом глава венгерской делегации, министр национального развития страны Тамаш Феллеги сообщил, что «Венгрия не пойдет на все ради денег МВФ». Несмотря на приостановку переговоров, в Брюсселе, кажется, не вполне понимают, как реагировать на внезапный поворот Венгрии к традиционным и даже националистическим ценностям. Глава Европейской комисии Жозе Мануэль Баррозу ограничился тем, что написал Виктору Орбану несколько писем, в которых выразил свою обеспокоенность нововведениями. Также Брюссель пообещал тщательно проверить соответствие новой конституции Венгрии на предмет соответствия общеевропейским нормам, но при этом «уважать право Венгрии, как и любой другой страны ЕС, на самостоятельные решения». Арсенал возможных решений у Брюсселя и в самом деле невелик. Если отказать Венгрии в выдаче кредита, это может спровоцировать новый виток финансового кризиса во всей Европе. После известий о провале переговоров, международные рейтинговые агентства уже обвалили рейтинги Венгрии до «мусорного уровня», а курс венгерского форинта упал ниже всяких пределов. Хоть Венгрия и сохранила свою национальную валюту, но на её преддефолтное состояние Евросоюзу придётся как то реагировать. Помимо этого, отказ в финансовой помощи будет весьма опасным прецедентом. По сути дела, это будет первым случаем, когда наднациональные органы ЕС отказали в помощи государству, политика правительства которого пользуется поддержкой населения страны, но не устраивает Брюссель. Что, можно не сомневаться, усилит центробежные тенденции в Европе. К тому же, Брюссель сообщает о том, что могут быть введены даже некие санкции, помимо замороженного «кредита». При этом совершенно непонятно, кто будет уполномочен такие санкции вводить, кто будет их контролировать, и на основании каких законов возможно принятие подобных мер.
Вернуться назад
|