Совместные санкции ЕС и США чувствительно ударят по иранскому нефтяному экспорту, сократив его, по разным оценкам, на 30-50%. Что приведет к потерям не только чисто финансовым, ведь большое количество нефти Иран поставляет на основе бартера, и ограничение поставок нефти вызовет некоторый дефицит. Например — бензина и дизельного топлива, которого в самом Иране производится недостаточно. 31 декабря президент США Барак Обама подписал закон о введении новых санкций против иранского Центрального банка и финансового сектора этой страны. В соответствии с новой нормой, компаниям третьих государств фактически выдвигается ультиматум. Им предлагается выбрать, будут ли они вести дела с иранскими нефтяными, финансовыми компаниями и Центробанком Ирана или с их американскими аналогами. Против центральных банков стран, не прекративших сотрудничество с иранским Центробанком, США могут ввести сходные санкции. Попутно прозвучало традиционное заявление о «замораживании», читай — конфискации доступных США иранских денег. Это событие тем значительнее, что Центробанк Ирана оставался неприкосновенным на протяжении всего периода «холодной войны» Ирана и США. Существовали опасения, что после подобной меры Иран предпримет действия, способные подорвать стабильность в регионе. Подобного мнения придерживался сам президент Обама, который сопротивлялся подписанию этого закона всеми силами. В заявлении, обнародованном сразу после утверждения новой правовой нормы, Обама выразил сожаление, что закон может войти в противоречие с его конституционной обязанностью проводить внешнюю политику — в силу ограничений, которые этот закон накладывает на взаимодействие с иностранными правительствами. Ранее, американский президент заявлял, что не является сторонником атаки на Центробанк Ирана по той причине, что это в любом случае вынудит Иран реагировать всеми доступными средствами. Среди которых не последнее место занимают меры, способные вызвать скачок цен на нефть. Поскольку Иран является одним из главных мировых поставщиков нефти, введение санкций против этого государства явилось бы своеобразной палкой о двух концах. Иран остался бы без денег, но многие союзники США остались бы без нефти. Иранская нефть преимущественно поступает в Европу, например в борющуюся с кризисом Италию. Понятно, что затруднение поставок негативным образом повлияет на европейскую промышленность и осложнит восстановление ЕС, которое возможно лишь в условиях бесперебойного функционирования реального сектора экономики. И вот, наконец, прогнозы о жесткой реакции Ирана подтвердились. 27 декабря первый вице-президент ИРИ Мохаммад Реза Рахими сообщил о намерении республики перекрыть Ормузский пролив. «Мы не сторонники вражды и раздоров, наш лозунг — дружба и братство, но мы сумеем поставить наших врагов на место, если они не прекратят строить антииранские заговоры», — подчеркнул Рахими. Географически, двухсоткилометровый Ормузский пролив соединяет Персидский и Оманский заливы и служит важнейшей транспортной артерией, по которой осуществляется более 40% мирового нефтяного транзита морем. Через пролив проходит сырая нефть из Саудовской Аравии, Ирана, ОАЭ, Кувейта и Ирака, а также почти весь сжиженный природный газ из Катара. Таким образом, угроза глобальным нефтеперевозкам возникла существенная. Что не замедлило отразиться на стоимости «чёрного золота», выросшего в цене на несколько процентов. Негативные следствия эмбарго на иранскую нефть США со своими сателлитами, кажется, смогли минимизировать. Представители Саудовской Аравии и других арабских стран-членов ΟΠΕΚ заявили о своей готовности заменить нефть Ирана — в случае, если со стороны ЕС будут наложены дальнейшие санкции на экспорт иранской нефти. И отсутствие иранской нефти на рынках Европы приведёт лишь к временным трудностям на тот период, пока промышленность ЕС переориентируется на поставки из Саудовской Аравии и прочих альтернативных поставщиков, которые окажутся в безусловном выигрыше за счёт увеличившихся объёмов поставок и несколько возросшей цены. Ободрённый новостями из Саудовской Аравии, глава МИД Франции Жюппе уже призвал своих европейских партнеров последовать примеру США и согласиться на ужесточение санкций в отношении Ирана. Санкции будут аналогичны американским. «Во-первых, заморозить активы Центрального банка Ирана. Во-вторых, наложить эмбарго на экспорт иранской нефти», — уточнил А. Жюппе в одном из интервью. Такая позиция вызвала положительную реакцию со стороны Вашингтона. В Белом доме подчеркнули, что поддержка санкций со стороны европейских стран до 30 января станет наглядным показателем того, насколько тесны политические связи США и Евросоюза. Впрочем, существует ряд нюансов. Восточными партнёрами Ирана в торговых делах являются промышленно развитые Индия, Китай, Южная Корея и Япония. В точности неизвестно — будут ли присоединяться к санкциям Южная Корея и Япония, которые традиционно следуют в фарватере американской внешней политики. Неясно, какие альтернативные поставки будут осуществляться в эти государства. Кроме того, в подписанном Обамой законе существует чёткое деление «или-или» — будут ли некие государства торговать с США или же с Ираном. Сложно представить, как Соединённые Штаты, согласно предписаниям нового закона, откажутся от сотрудничества с Народным банком Китая. Ведь последний поддерживает отношения с Ираном и, таким образом, юридически должен испытать на себе весь праведный гнев Вашингтона. Если же и Евросоюз с подачи Франции, скопирует форму и суть американского закона, то у него не останется легальных способов получать от Народного банка Китая финансовую помощь. А ведь именно от нее во многом зависит выживание еврозоны. Индия и Китай не имеют особенных причин для отказа от иранской нефти, так что поставки в эти государства, скорее всего, продолжатся. Но совместные санкции ЕС и США чувствительно ударят по иранскому нефтяному экспорту, сократив его, по разным оценкам, на 30-50%. Что приведет к потерям не только чисто финансовым, ведь большое количество нефти Иран поставляет на основе бартера, и ограничение поставок нефти вызовет некоторый дефицит. Например — бензина и дизельного топлива, которого в самом Иране производится недостаточно. Неудивительно, что правительство Ирана постоянно прилагает усилия по сокращению расходов топлива. Так, генеральный директор Иранской национальной компании по распределению нефтепродуктов Фарид Амери в итоговом докладе за 2010 год, сообщал о большом успехе: в период с 19 декабря 2010 по 14 марта 2011 в Иране расходовалось в среднем 61 миллионов литров бензина в сутки, что на 7,2 миллионов литров меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В целом, введённые санкции действительно способны заметно ухудшить условия жизни в Иране. Тегеран будет вынужден пойти на контрмеры, однако перекрытие Ормузского пролива едва ли возможно. Воинственная риторика Тегерана является, скорее, демонстрацией военной мощи Ирана и примером «войны нервов», нежели планом практических действий. 24 декабря Иран начал крупномасштабные 10-дневные военно-морские учения «Велаят-90» в акватории Индийского океана на территории площадью в 2 тысячи квадратных километров. Учения проходили в непосредственной близости от Ормузского пролива и были откровенно демонстративными. В качестве информационного сопровождения, государственные телеканалы Ирана опубликовали продолжительное видео, при просмотре которого все друзья и враги Ирана могли убедиться в крепости его армии и флота. Особое место занимали показательные пуски противокорабельных ракет, которые, при всей спорности их тактико-технических характеристик, действительно способны парализовать движение в Ормузском проливе, который в самой узкой своей части имеет ширину чуть более 50 километров. Скорее всего, единственной стратегической целью маневров было произвести впечатление на США. Что, впрочем, удалось. 5-й оперативный флот США, базирующийся в Персидском заливе, поспешил заявить, что не позволит перекрыть пролив, потому что это нанесёт удар «свободному передвижению товаров и услуг». Американская ударная группа во главе с авианосцем John C. Stennis. и ракетным крейсером Mobile Bay беспрепятственно прошла Ормузский пролив и вышла в район учений Тегерана. Поход был объявлен «рутинным» и по легенде предназначался для обеспечения поддержки с воздуха сил НАТО в Афганистане. Однако сразу же после американского демарша главком иранского ВМФ контр-адмирал Хабиболла Сайяри объявил, что Иран не будет перекрывать Ормузский пролив для судоходства. Пресс-секретарь духовного лидера Ирана, аятоллы Али Хаменеи также заявил, что перекрытие пролива уже не планируется. С учётом того, что арабские союзники США прямо заявили о готовности заменить Иран на нефтяных рынках, а также хорошо прослеживаемого в последние месяцы единения Брюсселя и Вашингтона по иранскому вопросу, перекрытие пролива действительно не имеет смысла. Точнее, оно становится актуальным лишь в том случае, если Иран действительно решится воевать «против всех». В первую очередь — против Израиля, США и своих арабских соседей. Несмотря на то, что ранее некоторые военные чиновники Китая заявляли — в случае большой войны Китай поддержит Иран, военное разрешение конфликта может привести к непредсказуемым последствиям. И вряд ли Тегеран сейчас готов поставить на карту всё. Учения в Индийском океане и реакция на них следует понимать как взаимный обмен «любезностями» между Вашингтоном и Тегераном Иран показал, что способен на удар по мировой торговле, США дали понять, что этого не потерпят. Тегеран сделал очередной шаг, пригрозив ушедшей из региона американской ударной группировке. По словам иранского главнокомандующего Салехи, «Вражеский авианосец вышел в Оманский залив из-за наших учений. Я советую и подчеркиваю, что американский авианосец не должен возвращаться в Персидский залив». В противном случае он пригрозил США некими «ответными мерами», и заявил, что это последнее предупреждение. Следующий ход, таким образом, за Соединёнными Штатами, которые вряд ли прислушаются к предупреждению главы иранского военного ведомства. Таким образом, вялотекущая эскалация напряжения в регионе обязательно продолжится. Судя по всему, в Иране понимают, что риторика риторикой, но выход из ситуации нужен. МИД Исламской республики объявил, что согласен на озвученные неделей ранее предложения ЕС о продолжении переговоров по иранской ядерной программе, изложенные официальным представителем Майклом Манном. Тегеран сообщил, что ожидает от верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон предложений по дате и месту проведения очередного раунда переговоров. В отличие от множества протокольных мероприятий, этот раунд действительно способен стать решающим. Конфликтующие стороны уже обменялись всеми возможными политическими ходами, вплоть до демонстрации готовности воевать. Эскалация конфликта либо достигнет своего неприятного финала, либо будет остановлена мирным путём.
Вернуться назад
|