Американцы уйдут из Афганистана северным путем
Соседи России попали в зону стратегических интересов США
На этой неделе по первой крупной железной дороге Афганистана впервые проследовал поезд – от узбекской границы до города Мазари-Шариф. Речь идет не только о новом торговом канале, но и о развитии инфраструктуры для поставок армии США на северном направлении, а возможно, и для вывода американских войск. Как стало известно из доклада Сената, роль Пакистана в снабжении снижается, и через республики Центральной Азии в Афганистан попадает почти 75% грузов.
Поезд без груза в среду прибыл на железнодорожную станцию города Мазари-Шариф на севере Афганистана, проделав путь в 75 км от пограничного с Узбекистаном Хайратона. Новая ветка является первой стадией амбициозного проекта, в рамках которого планируется связать Афганистан с железнодорожной инфраструктурой соседних государств. В плане торговых сношений с Европой и Азией это большое событие для страны, никогда не имевшей функциональной железнодорожной сети или выхода к морю.
Ожидается, что уже в ближайшее время по железнодорожной ветке будут доставлять грузы, стекающиеся в Хайратон. Пока их сгружают с поездов и отправляют в рискованное путешествие на грузовиках по горным перевалам. Железная дорога позволит Хайратону пропускать до 10 раз больше грузов – не 4 тыс. т в месяц, а 25–40 тыс. т, как только заработает на полную мощность.
Кроме того, представитель Центрального командования ВС США Билл Спикс заявил, что новая ветка станет ключевой для снабжения американских войск и, возможно, для эвакуации нелетальных грузов в ходе сворачивания кампании. Это мнение разделяет глава Института Центральной Азии и Кавказа Университета Джонса Хопкинса в Вашингтоне Фред Старр, по словам которого железная дорога действительно может сыграть ключевую роль в ходе вывода американских войск, а также для национального экспорта.
Если эти прогнозы подтвердятся, произойдет прорыв в области развития так называемого Северной распределительной сети. Пока она не способна функционировать на вывоз и экспорт, чем помимо дополнительных затрат уступает маршрутам через Пакистан. Сеть включает в себя три пути. Первый начинается в грузинском Поти и идет через Азербайджан, Каспийское море и Центральную Азию. Второй из Риги через Россию ведет в Казахстан и Узбекистан. Третий путь также берет начало в Латвии и проходит через Россию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан.
Комитет по иностранным делам американского Сената в понедельник опубликовал доклад «Центральная Азия и транзит власти в Афганистане». Он основан на данных, полученных в Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане в октябре с.г. Согласно документу, три года назад 90% невоенных поставок в Афганистан (топливо, одежда, транспортные средства) не могло миновать пакистанский Карачи. В этом году 40% грузов ввозили с севера (из них 70% через Хайратон), 31% – по воздуху, а через Пакистан только 29%. Поэтому в сенатском докладе подчеркивается исключительная политическая и стратегическая значимость Центральной Азии для операции в Афганистане.
Не исключено, что с октября роль северных маршрутов возросла еще больше. Исламабад закрыл Чаман и Торхам – КПП в северо-западной провинции Хайбер-Пахтунхва – после громкого инцидента. ВВС НАТО 26 ноября атаковали два блокпоста на афгано-пакистанской границе, в результате чего погибли 24 пакистанских военных.
Особый интерес вызывает та часть доклада, где многомиллионные инвестиции Вашингтона в бывшие советские республики рассматриваются как создание оплота против крупнейших региональных игроков – России и Китая. Сообщается, что Москва пытается расширить влияние через военные базы и коммерческие соглашения, может вновь направить войска на таджикско-афганскую границу. Пекин также занимается финансовыми вложениями, выделяет средства на развитие инфраструктуры. Отмечается активность Ирана, Южной Кореи, Индии, Японии, Турции.