В настоящий момент Меркель отвергает идею выпуска единых бондов. Для начала нужно наладить процесс интеграции стран ЕС, в результате которой пред миром предстанет «новая Европа» с неофициальным центром в Берлине. И только после этого Германия будет готова позволить ЕЦБ накачивать экономику региона ликвидностью, обеспечив наполнение Европейского фонда финансовой стабильности необходимым объемом средств. Игра вокруг долговых проблем стран-членов Европейского союза обострилась, Германия всячески блокирует различные варианты помощи странам-жертвам кризиса. Часть экспертов объясняет это нежеланием немцев вновь принимать на себя груз долговых проблем без каких-либо гарантий того, что через 5-7 лет они вновь не получат еще более серьезный «удар» из-за расточительности правительств других стран. И трудно не согласиться с такой точкой зрения. Складывается ощущение, что только в Германии к вопросу составления бюджета и подходили внимательно. В той же Греции с момента попадания в еврозону просто постоянно наращивался объем внешних заимствований, пока в 2008 году по рынкам не прокатился кризис ликвидности. Фактически в текущий момент Греция уже стала «черной финансовой дырой» Европы, которая поглощает серьезный объем ресурсов, тем самым истощая источники финансирования, необходимые для спасения других стран. В то время как долговой кризис пока только распространяется. причем с достаточно высокой скоростью. На данный момент, игра вновь разворачивается вокруг очередного антикризисного транша для Греции в размере 8 млрд. евро, без которого страна не продержится до конца декабря. И дело не только в отсутствии средств для бюджетников и выплаты пенсий, но и необходимости обслуживания государственного долга. Последний месяц этого года для греков крайне «затратный», им предстоит провести два аукциона по рефинансированию истекших долговых бумаг: 16 декабря — привлечь 2 млрд евро по шестимесячным векселям, 23 декабря — еще 2 млрд евро по трехмесячным. Также в декабре необходимо погасить около 3 млрд. евро.
Погашение долгов греческого правительства в декабре 2011
Однако, учитывая крайне нестабильную ситуацию на долговом рынке, вызывает большие сомнения, будет ли реализован весь объем облигаций. Интересно, однако, какой средний уровень доходности будет зафиксирован на аукционе. Греция — это лишь репетиция того, что может произойти в резултате неудачи программ антикризисных мер и бюджетной экономии в Италии, Испании, Португалии. И если сейчас финансовых ресурсов достаточно, чтобы не допустить дефолт (хотя частичный дефолт уже навязали частным инвесторам) с последующим выходом страны их еврозоны, то средств на помощь Италии, Испании, Португалии у ЕЦБ, Европейского фонда финансовой стабильности, МВФ не хватит. Эту позицию пытается донести до европейских коллег, ослепленных сомнительными успехами трех программ количественного смягчения США, канцлер Германии Ангела Меркель: «Европейский центральный банк имеет другую задачу, нежели Федрезерв США или Банк Англии». Однако все уже привыкли к подобной риторике главы Германии, поскольку слышали эти слова уже не раз. Однако Меркель перешла в наступление и теперь уже говорит о создании альянса с жесткими правилами, причем залогом стабильности станет новый потолок европейского госдолга и усиленный бюджетный контроль. Другой вопрос, почему Германия всячески противодействует локализации кризиса путем «накачки ликвидноcти», и настаивает на создании бюджетного союза? Хоть многим и покажется странным, особенно на фоне заявлений, что «Германия устала тянуть Европу», но именно эта страна, как никто другой в ЕС, заинтересована в том, чтобы не допустить развал еврозоны. Валютный блок фактически и создавался-то для лоббирования в первую очередь интересов ФРГ, Франции и Италии, так как экспортноориентированноть «тройки» стала основным скрепляющим Европу экономических механизмом. Очевидно, что ведущая роль в «тройке» досталась именно немцам. Бюджетный союз с четкими и жесткими механизмами регулирования и контроля за расходами ограничивает экономический суверенитет «стран-неудачников» еврозоны. Это позволит более эффективно выстраивать общий политический курс, а как способ поощрения можно использовать выдачу «лимитов» на выпуск единых европейских облигаций, причем они будут куда более ликвидны, чем нынешние гособлигации стран-неудачников. Именно поэтому Меркель отвергает идею выпуска единых бондов в настоящий момент. Для начала нужно наладить процесс интеграции стран ЕС, в результате которой пред миром предстанет «новая Европа» с неофициальным центром в Берлине. И только после этого Германия будет готова позволить ЕЦБ накачивать экономику региона ликвидностью, обеспечив наполнение Европейского фонда финансовой стабильности необходимым объемом средств. Остался лишь последний шаг — обеспечить согласие если не всех 27 членов Евросоюза, то хотя бы 17 стран-участников зоны евро, на отказ о части фискального, а следовательно и политического суверенитета. Однако главная интрига сохраняется вокруг вопроса «поддержит ли Германию Франция?». Позиции Саркози относительно усиления контроля и финансовой дисциплины, ужесточения санкций против тех, кто свои обязательства не выполняет, полностью совпадают с позициями Меркель. Более того, оба считают необходимым создания новой двухуровневой модели ЕС, поделенной на страны с разным уровнем экономического развития. Однако при этом Саркози полностью отвергает предложения о том, что бюджеты стран ЕС должны определяться в Брюсселе, так как не желает допустить потерю даже небольшой части экономического суверенитета Франции. Единственный шанс сохранить лидерские позиции у сторон — это договориться, что сейчас и происходит. СМИ уже успели дать этому тандему звучное название «Меркози». «Меркози» пытается совместно протолкнуть свой «план спасения Европы», поэтому можно понять ажиотаж новостных агентств, которые создают крайне нервозный новостной фон причем активный вклад в этот процесс вносят и международные рейтинговые агентства, которые готовы понизить рейтинги стран членов ЕС и крупных банков, в случае отказа от плана «Меркози». Однако смущает активное включение в этот процесс министра финансов США Тимоти Гайтнера, который после ряда консультаций с европейскими лидерами позитивно оценил инициативу глав Франции и Германии. «Я очень воодушевлен тем, что произошло в Европе в последние несколько недель, в том числе программами реформ, которые представлены новыми правительствами Италии, Испании и Греции. Я также приветствую новые шаги, объявленные на этой неделе, по бюджетной консолидации еврозоны,» — заявил Гайтнер после встречи с министром финансов Германии Вольфгангом Шойбле в Берлине. Складывается ощущение, что на страны еврозоны, которые имеют менее весомое положение, оказывается серьезное информационное давление, с целью убедить их в необходимости пожертвовать своим суверенитетом ради сохранения стабильного экономического курса. Если данный пакет мер, предложенный Францией и Германией, будет принят и будут внесены все необходимые изменения в Европейский договор, то фактически весь Евросоюз станет единым государством. Однако, далеко не все рады такому положению дел. Главной преградой на пути к быстрому достижению целей «Меркози» встала Великобритания, которая занимает крайне жёсткую позицию, и не имея других рычагов, кроме угрозы выхода из ЕС, будет будет шантажировать тандем развалом Евросоюза. Пока разыгрывается последняя партия «гигантов», менее крупные страны готовятся к быстрому бегству. Центробанки Ирландии, Греции, начали подготовку механизмов по «реанимированию» национальных валют на случай выхода из зоны евро или распада валютного союза, а ЦБ Швейцарии и Латвии находятся в поисках более надежного ориентира для своей валюты, нежели евро.
Вернуться назад
|