ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Долгожданный Тихоокеанский век Америки ('The National Interest', США)

Долгожданный Тихоокеанский век Америки ('The National Interest', США)


12-12-2011, 17:42. Разместил: VP

Перевод осуществлён Клубом «Суть Времени»

 

 

Когда в 1993 президент Билл Клинтон принимал гостей на саммите лидеров стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Сиэтле (АТЭС), тема Ближнего Востока стала казаться неактуальной. Сопротивляясь давлению по вопросам смещения Саддама Хусейна и начала новой военной кампании на Ближнем Востоке, Клинтон выдвинул на повестку дня идею либерализации торговли в Восточной Азии, пытаясь превратить АТЭС из «говорильни» в столп среднеазиатской внешней политики.

 

Но когда уже президент Барак Обама принимал лидеров стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) на саммите в Гонолулу (Гавайи), почти двадцать лет после проведения саммита с Сиэтле, все стало походить на дипломатический «День сурка». Официальные лица США в очередной раз настаивали на том, что пришло время перенести американские глобальные приоритеты с Ближнего Востока на Азиатско-Тихоокеанский регион, провозгласив тем самым видение администрации Обамы «Тихоокеанского Века США».

 

То, что Обама, первый «Тихоокеанский президент», рожденный и выросший на Гавайях, принимал лидеров АТЭС на территории Америки в Тихом океане, должно было стать символом подобной смены приоритетов США.

 

«Будущее политики будет решаться в Азии, а не в Афганистане и Ираке, и Соединенные Штаты будут в самом центре событий», — писала Хилари Клинтон в ноябрьском номере Foreign Policy. «Освоение роста и динамизма Азии — это ключевой момент в экономических и стратегических интересах Америки и основной приоритет президента Обамы», — добавила она. Клинтон подчеркнула, что дипломатические и экономические рубежи Америки в этом веке проходят в Азии, а не на Ближнем Востоке или Европе.

 

И снова Америка принимает точку зрения, которая была ведущей во времена Билла Клинтона, перед тем как 9/11 притянул внимание американской дипломатии и национальной безопасности к границам Ближнего Востока. Война Соединенных Штатов с мировым терроризмом повлекла за собой новый комплекс приоритетов. Вашингтон вторгся в Афганистан и Ирак и пытался принести демократию на Ближний Восток.

 

Действительно, чиновники и ученые мужи Восточной Азии критиковали Буша на протяжении всего его президентского срока за смену курса, принятого в Сиэтле в 1993. Его осуждали за то, что он вкладывал огромные ресурсы и время в войну с терроризмом на Ближнем Востоке, считая драматические геополитические и экономические перемены в Азии «глобальным пустяком».

 

В результате, азиатские дипломаты пришли в ярость, когда экс-госсекретарь Кондолиза Райс пропустила региональный форум Ассоциации государств Юго-Восточной Азии в Маниле в 2007, вместо этого отправившись на Ближний Восток для ведения переговоров в Египте и Саудовской Аравии, а также посетила Израиль и Западный берег реки Иордан.

 

Возмущение подогрело и то, что президент Джордж Буш тоже отложил переговоры с десятью странами, входящими в АСЕАН, назначенные на сентябрь в Сингапуре. Вместо этого Буш сконцентрировал свое внимание на «волнениях» в Ираке.

 

И даже когда Буш и Райс находились в Азии, большей частью они обсуждали вопросы терроризма. Азиатских лидеров интересовало, почем американцы приложили столько усилий, чтобы «переделать» Ближний Восток, «перезапустить» палестино-израильский «мирный процесс» и решить вопрос с кровавыми войнами племен в Ираке. В конце концов они отметили, что американцам не нужно вторгаться в страны Южной Азии, чтобы поддерживать там свое торговое и военное присутствие.

 

Поскольку американцы затянуты в трясину Ближнего Востока, китайцы, имея гораздо меньший оборонный бюджет, могут посвятить свои ресурсы укреплению своей экономики.

 

Но сейчас большинство американцев устало от дорогостоящей военной интервенции на Ближнем Востоке, и многие вашингтонские политики полагают, что сокращение экономической базы ограничивает способность СЩА поддерживать свою гегемонию в юго-западной Азии. Таким образом, у администрации Обамы есть новая возможность переориентировать геостратегические приоритеты США.

 

И действительно, заместитель госсекретаря по Восточной Азии и Тихого Океана Курт Кэмпбелл в начале этого года заявил, что внешняя политика Соединенных Штатов нуждается в переносе фокуса с Ближнего Востока на Азию. «Одним из наиболее важных вызовов для внешней политики Соединенных Штатов является осуществление перехода от неприятных и требующих немедленного решения проблем на Среднем Востоке к долгосрочным и важнейшим проблемам в Азии», — сказал Кэмпбелл в августе.

 

Страны восточной Азии с удовлетворением воспринимают такую перемену. Администрация Обамы, выходя за рамки риторики, укрепляет экономическое и военное сотрудничество с Южной Кореей, Индией, Австралией и странами, входящими в АСЕАН, которые попросили США расширить свое присутствие в регионе, в качестве противовеса все более решительному Китаю.

 

Конгресс недавно одобрил соглашение о свободной торговле с Южной Кореей, и Обама отметил, что его администрация планирует ускорить переговоры по установлению еще одной системы свободной торговли — Транстихоокеанскому партнерству. Инициатива возникла после достижения соглашения о свободной региональной торговле между Брунеем, Чили, Новой Зеландией и Сингапуром, но теперь в переговоры вовлечены США, Австралия, Перу, Малайзия и Вьетнам. Япония также может включиться в процесс.

 

Вашингтон хочет убедиться в том, что Соединенные Штаты будут играть ведущую роль в этой новой договоренности о свободной торговли в Азии. Китай же предпочитает более свободное соглашение о торговле, которое включало бы Китай, Японию, Южную Корею и страны АСЕАН, но исключало бы Соединенные Штаты, Австралию и Новую Зеландию.

 

Означает ли это, что президент Обама будет более внимательно прислушиваться к лидерам Сингапура и других южно-азиатских стран и проводить меньше времени с ближневосточными деятелями, которые тратили его так много на сплетни с его предшественником в Овальном Кабинете?

 

Тем не менее, важно помнить, что Соединенные Штаты остаются лидирующей мировой силой на Ближнем Востоке и сталкиваются там с текущими проблемами, включая перспективу дорогостоящей дипломатической и военной конфронтации, — на этот раз с Ираном.

 

Смещение фокуса тем более обусловлено неубедительными результатами войн в Ираке и Афганистане и крахом двух ведущих проамериканских лидеров в регионе (Египте и Тунисе). Также Америка должна продолжить поддерживать баланс сил в регионе и защищать там интересы своих ведущих военных партнеров, включая Израиль, Саудовскую Аравию и другие нефтедобывающие страны Персидского Залива.

 

Усилия президента Клинтона по переключению внимания на Азию выпали на время, когда Вашингтон мог поддерживать американскую гегемонию на Ближнем Востоке «по дешевке». Он мог прогуливаться по Ближнему Востоку и жевать жвачку в Азии одновременно. Не ясно, сможет ли Обама действовать так же сейчас, когда Америка только начинает выходить из Ирака и еще должна пересмотреть свою стратегию по Афганистану, и когда Белый Дом находится под давлением Израиля и Саудовской Аравии, а также и демократов с республиканцами, призывающих предпринять военные действия против Ирана.

 

Тихоокеанскому Веку Америки, каким бы он заманчивым ни был, придется подождать.


Вернуться назад