ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Противоракетная оборона, Россия и США: час расплаты ('Il Tempo', Италия)

Противоракетная оборона, Россия и США: час расплаты ('Il Tempo', Италия)


12-12-2011, 17:38. Разместил: VP
Автор: Жан Карло
Дата публикации: 12-12-2011

Материал предоставлен РГРК «Голос России» в рамках информационного сотрудничества

 

Фото: РИА Новости

 

Стратегическая необходимость ПРО несомненна

Сегодня, 8 декабря, в Брюсселе состоится Совет Россия-НАТО для обсуждения вопросов противоракетной обороны и угроз президента Медведева по развёртыванию ракет "Искандер" в Калининграде и Белоруссии, если не будут учтены требования России о полном участии в программе ПРО НАТО и ее контроле. На результат переговоров влияет один фактор: последствия ослабления позиции Путина в ходе российских выборов в Думу. Путинская партия потеряла на них 20% голосов. Тем не менее, сохраняя абсолютное большинство в Думе, партия больше не имеет двух третей мест, необходимых для продвижения конституционных реформ.

Демонстрации против предвыборных махинаций и против самого Путина также подточили его имидж неприкосновенного и безнаказанного лидера. Может быть, позиция русских станет более открытой и расположенной к компромиссам. А может случиться и противоположное. Ослабленный Путин может стать более жёстким, стремясь привлечь голоса русских патриотов, которые проголосуют за него на президентских выборах 4 марта 2012 года. Поэтому Путин до определённого момента сможет обострять отношения с Западом. Это ему нужно для программы модернизации разваленной советской экономики. Он, естественно, не хочет, чтобы Россия превратилась в нефтяной придаток. И он должен реализовать эту цель до того, как демографический спад помешает России стать великой мировой державой. Которая рискует не стать державой даже региональной.

Распад СССР и стратегия Путина

Для Путина распад СССР стал самой большой геополитической катастрофой ХХ века. И он ищет пути спасения. Он добился исключительных результатов. Он остановил деградацию экономики и общества. Принял меры для предотвращения дальнейшего разрушения (при помощи НАТО и ЕС) пространства, которое Россия считает необходимым для своей безопасности. Восстановил влияние России на её европейской, кавказской и среднеазиатской периферии. Стратегически гениально использовал существующие разногласия между США и Европой и внутренние европейские разногласия. Использовал, в особенности в отношениях с Берлином, привлекательность российского рынка, а также ситуацию с поставками энергоносителей. Укрепил моральный дух и эффективность вооружённых сил. В отношениях с США и Европой чередовал жёсткость и открытость, угрозы и лесть.

Как шахматист, Путин мастерски использует ситуацию как на глобальном уровне, то есть в США и Европе, так и на бывшем советском пространстве. Если говорить о  США, то Путин воспользовался «окном возможностей» в виде участия Америки в войне в Ираке и Афганистане и ее "идеологически-миссионерским отвлечением" на демократизацию ислама. Он также прозорливо использовал экономический кризис, который ударил по Западу и разделил его, чтобы войти в ключевые сектора европейской экономики с помощью суверенного инвестиционного фонда и крупных российских энергетических компаний.

Соглашение о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве, недавно предложенном Америкой для экономического сдерживания Китая, предоставит Путину новые возможности для улучшения отношений с Пекином, в чьи экономические успехи он, однако, не слишком верит. Россия собирается вернуть своё присутствие и на Ближнем Востоке. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", самый крупный "бриллиант" российского Военно-морского флота, направляется из Баренцева моря в Средиземное. Он встанет на якорь в сирийском порту Тартус в следующем году. Классический пример "военно-морской дипломатии", свидетельствующий о твёрдом намерении русских поддержать шатающийся режим Асада. Понятно, что Москва заявляет об этом как о миротворческой миссии.

Россию задело беззастенчивое использование Западом резолюции 1973 по Ливии. Прибытие русского авианосца уменьшит возможность нападения на Сирию. Теоретически он должен воспрепятствовать контрабандному ввозу оружия для восставших. Фактически же увеличивает ставки в игре, с риском эскалации конфликта. С точки зрения коммуникации, он компенсирует прибытие в Средиземное море гораздо более мощного американского авианосца "Буш". Это вызывающий шаг. Если дела пойдут плохо, "Кузнецов" будет вынужден пойти на унизительное отступление.

Проект НАТО по противоракетной обороне

Но коронный номер Москвы - это использование проекта противоракетной обороны НАТО. Для его принятия Россия предложила неприемлемые условия: полную передачу технологий, общее управление системой командования и контроля, разделение системы на сектора. Последнее означает, что противоракетная оборона Прибалтики и Польши перешла бы в руки Москвы. А если требования не будут приняты, Москва пригрозила тяжёлыми контрмерами.

Она утверждает, совершенно надуманно, что безопасность российской системы стратегической обороны подвергается риску. Она надеется уговорить Обаму, занятого сейчас трудной предвыборной борьбой. Ей это удалось в 2009 году, когда США решили отменить проект размещения десяти ракет-перехватчиков в Польше и радара в Чешской республике.

Предлагается три грозные контрмеры: первая - выход из нового договора по ПРО, предмета особой гордости Обамы и плода его перезагрузки с Россией, которую он считает эпохальным политическим и стратегическим шедевром (я, вообще-то, не понял, почему!). Вторая - запрет на транзит через Россию для снабжения сил союзников в Афганистане (около 50% от общего объема; эта цифра должна увеличиться из-за  нынешних напряженных отношений между Пакистаном и США). Третья - развёртывание комплексов "Искандер" в Калининградской области и в Белоруссии, направленных на продвинутые компоненты системы ПРО.

Выход из нового договора по ПРО и США

С выходом России из нового договора по ПРО Америке не будет ни жарко, ни холодно. Даже наоборот, это доставит удовольствие республиканцам. По моему мнению, это затупившееся оружие. Его применение будет для Москвы даже контрпродуктивно.

Россия играет рискованно. Она не сможет выдержать американского перевооружения, неизбежного в случае победы республиканца на президентских выборах 2012 года. Как согласие с требованиями русских по ПРО, так и коллапс нового договора по СНВ ослабят Обаму. Он не может поддаваться на шантаж. Он тогда потеряет свой имидж и проиграет на выборах. Для Москвы было бы предпочтительнее сеять разногласия по системе ПРО между США и их европейскими союзниками, в частности, Германией.

Страны центрально-восточной Европы благосклонно расположены к ПРО не столько потому, что убеждены в её эффективности, сколько потому, что хотят разместить американские войска на своей территории, чтобы получить гарантии от российского давления или нападения. Они доверяют только США. История научила их, что европейские демократии всегда "кидали" их.

Стратегическая необходимость ПРО несомненна. Отрицать её было бы все равно, что отрицать в 1939 году бесполезность противовоздушной обороны. У Германии и Италии нет такой мотивации. Они чувствуют себя защищёнными благодаря установкам, развёрнутым в Турции и Восточной Европе. Они имеют сомнения как в реальности иранской угрозы, так и в эффективности системы. Она может быть сведена на нет мерами противодействия, защищающими ракеты противника. Но они боятся испортить отношения с Россией. А Москва ходит по лезвию бритвы.

Слишком настаивать на угрозах значит способствовать сплочению рядов НАТО. Германия также станет частью системы. И может начаться новая «холодная война». Россия не в состоянии нести такое бремя. Угроза на запрет транзита в Афганистан по своей территории также неубедительна. Прежде всего, европейские войска зависят от этого снабжения больше, чем американские. Это может ускорить уход Запада из Афганистана. И это последнее, чего хочет Москва. Тогда она будет должна сама позаботиться о защите Средней Азии от джихада и Талибана.

На сегодняшней встрече Россия предложит более тесное сотрудничество с Международными силами содействия безопасности и с США в Афганистане. На такое поведение, скорее всего, повлияли результаты выборов в думу 4 декабря. Наконец, развёртывание "Искандеров" и тактического ядерного оружия ожесточит НАТО. Не разделит его, а укрепит. Как это уже произошло в прошлом. Может быть поставлено под угрозу сотрудничество с Западом, жизненно важное для российской экономики. Словом, игра не стоит свеч, и прежде всего для России. В общем, будет найден компромисс. Главное, чтобы НАТО осталась единой и сохранила крепкие нервы.


Вернуться назад