ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Афганистан: ключи к решению проблемы - в руках России, Китая и Ирана

Афганистан: ключи к решению проблемы - в руках России, Китая и Ирана


7-12-2011, 13:45. Разместил: VP

Расширением военно-технического и «антитеррористического» сотрудничества со странами региона Вашингтон преследует еще одну цель, которую совершенно недооценивают правящие элиты Центральной Азии. Конечным итогом такого сотрудничества станет «перехват» США управления силовыми структурами этих государств, а значит — способность в любой момент отстранить от власти тех, кто, на взгляд Вашингтона, недостаточно «любит демократию».

В преддверии Боннской конференции по Афганистану масс-медиа вновь наполнены оптимистическими прогнозами и самыми светлыми ожиданиями. Меня всегда удивляла эта наивная вера, что в рамках подобных форумов могут быть приняты хоть сколько-нибудь важные политические решения. Скорее уж, речь и на этой, и на других пафосных площадках идет не о том, как вернуть ИРА к мирной жизни, а о формулировании интересов глобальных и региональных игроков, о попытке их согласования.

А то, что в отношении Афганистана противоречия интересов региональных (Россия, Иран, Китай и центральноазиатские республики) государств и внерегиональных игроков (США, Турция, Саудовская Аравия и отчасти — ЕС) начинают приобретать уже антагонистический характер — не вызывает сомнений, хотя и признается с большим трудом.

Следует признать, что, что используя уникальность геополитического положения Афганистана, США сумели создать механизм манипулирования региональной стабильностью.

Что мы видим сегодня? Десятилетие пребывания в стране натовских миротворцев не принесли многострадальному Афганистану мира и стабильности. Про увеличение объема наркотрафика говорить не буду, это стало уже общим местом. Более того, именно вторжение США в Афганистан и его фактическая оккупация окончательно закрепили за этой страной статус «несостоявшегося государства», внутренние элиты которого не способны прийти к мирному соглашению и вести созидательную работу.

И вот здесь уместно задать вопрос: «неспособны» или же лишены такой возможности? Сегодня старые стратегии британских колонизаторов полностью взяты на вооружение колонизаторами американскими. Разжигание противостояния афганских элит является необходимым условием политики США в регионе, потому как Афганистан нестабильный, Афганистан, в котором все воюют против всех — является единственным условием, при котором присутствие США в регионе выглядит мало-мальски оправданным в глазах «мирового сообщества», а точнее — союзников США, с которыми у Вашингтона в последнее время все не так уж и просто.

Закрепившись в Афганистане (а то, что США из него уходить никуда не собирается сегодня не видит только ленивый) и оформив это закрепление как волю «законного афганского правительства», то есть просьбы «карманного» Карзая и специально созванной для этих целей «карманной» Лойя Джирги, Вашингтон приступил к следующему пункту плана «The New Silk Road», а именно — к расширению своего присутствия в Центральной Азии, созданию баз на территориях центральноазиатских государств. Именно в этом конечная цель модернизации «Северной распределительной сети» (Northern Distribution Network — NDN).

План США в этом отношении выглядит изящно и предельно логично: создание полноценных военных баз на территории Узбекистана и Таджикистана, а также создание антитеррористического центра на территории Киргизии. Все эти элементы тесно увязаны между собой — военные базы становятся опорными пунктами присутствия в регионе, а антитеррористический центр будет базой проведения специальных операций на территории центральноазиатских государств под видом «борьбы с исламским экстремизмом».

«Исламский экстремизм в Центральной Азии» — это вообще очень интересный феномен. Его всплеск начинается как раз тогда, когда США необходимо обосновать расширение своего присутствия в регионе. Более того, «исламский экстремизм» всякий раз активизируется именно в тех государствах, в которых часть политических элит начинают слишком много говорить о нежелательности присутствия США в регионе.

Зная две этих закономерности «исламского экстремизма», можно с математической точностью предсказать, где в ближайшее время будет происходить в ближайшее время его рост: в Казахстане и Киргизии.

То, с какой скоростью происходит расширение присутствия США в регионе, лучше всего демонстрирует динамика американо-узбекских связей. Весной-летом 2011 в Ташкент зачастили американские делегации, представлявшие госдепартамент США, Конгресс, Белый дом, а также гости из Великобритании. В итоге к началу осени свернутые шесть лет тому назад отношения Узбекистана с Западом были восстановлены в полном объеме, а 22 сентября 2011 г. Конгресс США принял решение отменить ограничения на предоставление военной помощи Узбекистану, введенные в 2004 г.

Расширением военно-технического и «антитеррористического» сотрудничества со странами региона Вашингтон преследует еще одну цель, которую совершенно недооценивают правящие элиты Центральной Азии. Конечным итогом такого сотрудничества станет «перехват» США управления силовыми структурами этих государств, а значит — способность в любой момент отстранить от власти тех, кто, на взгляд Вашингтона, недостаточно «любит демократию». Ну а о том, что специалисты из спецслужб США будут осуществлять радиоэлектронную разведку стран пребывания, стремиться к контролю за системами связи и вдумчиво работать с агентурой из числа местных жителей — об этом и упоминать не стоит, это ясно по умолчанию.

Говоря об «афганском узле» и проблемах расширения присутствия США в регионе, нельзя не упомянуть столь скользкую и деликатную тему, как наркотрафик и производство наркотиков в Афганистане. Точнее — рост объемов как наркотрафика, так и производства опиатов. Некоторые мои российские оппоненты достаточно часто повторяют, что «США в Афганистане делают работу за Россию», защищая, в том числе, и ее интересы в регионе. Вот этот аргумент из тех, о которых российская пословица говорит — «дурак мечтами богатеет».

Это какие же такие российские интересы США защищает? Объем наркотрафика растет, управляемый «исламский экстремизм» расползается по приграничным государствам, глава афганского управления геодезии и картографии Фазыл Ахмад Хедайят заявляет о территориальных претензиях администрации Хамида Карзая к Ирану и Пакистану и намекает на необходимость пересмотра существующих границ с бывшими советскими республики, что, по сути, закладывает будущие конфликты с непредсказуемым исходом. Надо иметь какой-то уж совсем необычный ум, чтобы утверждать, что такое развитие ситуации отвечает интересам России!

Интересы России в регионе прямо противоположны, как я уже сказал — антагонистичны интересам США. России нужна стабильная Центральная Азия, России нужно максимальное сокращение наркотрафика и уничтожение опиумных плантаций, которые в ходе натовского присутствия официально стали источником доходов как декхан, так и проамериканской афганской администрации. Более того, США заинтересованы в увеличении объемов наркотрафика и посевных площадей.

Интересы России, как видим, антагонистичны интересам США, но полностью совпадают с интересами Ирана и Китая. Только три страны, только три региональных игрока (Россия, Иран и Китай) однозначно заинтересованы в мирном и стабильном Афганистане. Но если интерес Китая в афганском урегулировании достаточно ограничен (по большому счету, для Китая стабильность Афганистана важна как фактор обеспечения безопасности Синьцзян-Уйгурского автономного района), то интересы России и Ирана в этом вопросе совпадают полностью. Когда глава внешнеполитического ведомства Ирана Али Акбар Салехи говорит, что «экспансионистские планы США и продление американского присутствия в Афганистане под предлогом якобы желания искоренить экстремизм никоим образом не будут способствовать обеспечению и укреплению безопасности ни в самой стране, ни в регионе», он выражает позицию, соответствующую также и российским интересам.

Возвращаясь к оценке перспектив Боннской конференции по Афганистану, приходится констатировать, что это мероприятие, участие в котором заявили около ста государств, окажется очередной «тусовкой» (перс- sohbat bihasel), на которой не будет принято ни одно серьезное решение. По той причине, что действительное решение афганской проблемы лежит в русле сотрудничества России, Ирана и Китая и их эффективного противостояния экспансионизму США.


Вернуться назад