ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Газовый контракт и Украинский бюджет

Газовый контракт и Украинский бюджет


30-11-2011, 10:08. Разместил: VP

Будущий бюджет Украины будет выглядеть убедительно и привлекательно для МВФ лишь в том случае, когда стоимость газа для Украины упадёт до 230 долларов с нынешних 400-450. Автоматически возникает вопрос — что же Украина намеревается предложить «Газпрому» ради снижения стоимости газа вдвое? Согласие на торговлю в рублях выглядит, скорее, как разумная попытка «малой кровью» получить возможность оперировать хоть чем-то в газовых переговорах.

Конец календарного года в любой стране — это время формирования бюджета и построения планов на будущее. Период сам по себе непростой и ответственный, а в нынешней тяжёлой для экономик всего мира ситуации — особенно. Тяжелее всего приходится бывшим советским республикам. Тем более, когда начало отопительного сезона совпадает с парламентскими дискуссиями по поводу формирования финансовой политики следующего года. Желание платить «по-европейски» за газ оборачивается дополнительными трудностями для государственной казны, и стоимость энергоносителей приобретает становится вопросом выживания.

Об этом прямо заявляют украинские должностные лица. Украина не может принять государственный бюджет 2012: причины проста — цены на газ. «Если нам удастся добиться справедливой цены на газ, которая соответствует цене для других европейских стран, мы будем в состоянии средства, которые сегодня выделяются на расчеты за газ, перенаправить на решение острейших социальных вопросов», — заявил глава парламентской фракции Партии регионов Украины Александр Ефремов. Политик подчеркнул, что сдерживающим фактором в бюджетном процессе является продолжение газовых переговоров с руководством России. «Я надеюсь, что в течение четырех дней после завершения газовых переговоров проект закона о государственном бюджете на 2012 год будет передан в парламент, и мы сможем принять его даже в целом, поскольку он отработан достаточно», — резюмировал глава фракции Партии регионов.

При этом следует отметить то, что «газовые переговоры», о которых говорит Ефремов, ведутся на протяжении многих месяцев. Надо сказать, переговоры эти — совершенно бессмысленны, в них полностью отсутствуют предложения, которые могли бы заинтересовать «Газпром» и мотивировать его пересмотреть очень выгодный контракт, действующий в настоящее время. Во всяком случае, представители компании «Газпром» вынуждены регулярно, после каждой украинской «сенсации» о прорыве в переговорах, выступать с опровержениями и подтверждением того факта, что прежние договорённости — действуют, и их нужно выполнять.

Тем не менее, премьер-министр Украины Николай Азаров успел в очередной раз подсчитать выгоды неизвестно от чего, и заявил, что «после достижения договоренностей с Россией о приемлемой цене на газ экономия для Украины составит примерно $500 млн. в месяц., т. е. $6 млрд в год». Нетрудно подсчитать, если ежемесячные платежи «Газпрому» составляют примерно миллиард долларов, то подобная экономия может быть обеспечена только за счёт уменьшения цены на газ в два раза.

Причём Николай Азаров заявил, что по новой цене Киев рассчитывает расплатиться уже за поставки российского газа в ноябре. «Скажем, за ноябрь, думаю, мы будем платить по новой цене и на новых условиях», — сказал он в ходе заседания экономического пресс-клуба. Одновременно с этим, украинские СМИ развернули широкую кампанию, сообщая о том, что в новом газовом контракте между Москвой и Киевом стоимость газа будет на уровне 220–230 долларов за тысячу кубометров газа. Кроме того, в проекте нового контракта якобы прописано, что украинская сторона может оплачивать газовые поставки в рублях и брать кредиты в рублях.

Последнее обстоятельство преподносится как большая уступка «Газпрому» и России. Идея расплачиваться так, как удобно «Газпрому» вызвала большое возмущение украинской оппозиции, которая назвала подобное решение «затягиванием в экономическую и политическую кабалу» и «сдачей стратегических интересов», настаивая на проведении расчётов.... в украинской гривне.

Аргументация таких тезисов выглядит достаточно эффектно. «Поскольку мы являемся клиентами, а клиент, как известно всегда прав, то именно Украина должна диктовать, в какой валюте рассчитываться, а Россия в свою очередь конвертировала бы эти гривни в ту валюту, которую ей нужно», — убежден председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. «Поскольку в таком объеме рублей на украинском рынке нет, то украинская сторона будет за гривни покупать доллары и евро, а, затем на российском рынке будет покупать рубль — тем самым создавая повышенный спрос на российскую валюту и таким образом обеспечивать стабильность рубля», — сказал эксперт, добавив, что таким образом Украина будет увеличивать экономическую зависимость от России.

Сложно сказать, почему «увеличение экономической зависимости» от России воспринимается украинскими экспертами как катастрофа, а аналогичные действия, направленные в пользу европейской экономики и МВФ называются терминами вроде «свидетельство евроинтеграции». К тому же, Россия сейчас — одно из немногих государств, имеющих желание и возможности давать Украине деньги в долг. Постоянный представитель МВФ в Украине Макс Альер заявил, что МВФ до сих пор не пришел к единой позиции с Кабминетом министров Украины касательно реалистичности бюджета страны на 2012 г. 4 ноября Украина и Международный валютный фонд договорились «взять паузу». И начать пересмотр программы сотрудничества лишь после завершения тех самых газовых переговоров с Россией, которым не видно конца.

Проще говоря, МВФ не считает целесообразным выделять Украине денежные средства до тех пор, пока экономика этого государства не получит определённые гарантии своего существования за счёт снижения цены на российский газ. Впрочем, даже в случае нового этапа сотрудничества Украины и МВФ, беспокойство украинских экспертов вряд ли станет меньше. Потому что Россия постепенно увеличивает своё присутствие в МВФ. И деньги, получаемые Киевом от этой организации, всё равно будут российскими в значительной степени.

До сих пор считалось, что межгосударственные расчёты за энергоносители, в массе своей, осуществляются в долларах США. Хотя бывают случаи, когда выбор иной валюты торгов обусловлен особыми нюансами. Так, Китай покупает нефть у Ирана за евро. Повышенный спрос на рубль действительно имеет ряд положительных моментов, и было бы странно, если бы Москва не использовала возможность установить дополнительную «подпорку» под национальную валюту.

Бытовая апелляция к привилегированному статусу Украины как клиента в данной ситуации не работает вовсе. Украина не имеет возможностей отказаться от закупок конкретного товара у конкретного поставщика. И вся клиентская «правота» сводится исключительно к наличию доброй воли поставщика, или её отсутствию. С тем же успехом Киев мог бы настоять на возврате своих долгов МВФ в гривнах. И согласие на торговлю в рублях выглядит, скорее, как разумная попытка «малой кровью» получить возможность оперировать хоть чем-то в газовых переговорах.

Будущий бюджет Украины будет выглядеть убедительно и привлекательно для МВФ лишь в том случае, когда стоимость газа для Украины упадёт до 230 долларов с нынешних 400-450. Автоматически возникает вопрос — что же Украина намеревается предложить «Газпрому» ради снижения стоимости газа вдвое? Согласно данным, которыми оперируют экономические издания Украины, кулуарное соглашение с «Газпромом» предусматривает «преференции для российских инвесторов в случае их участия в приватизации украинских предприятий».

Как уже говорилось, действующий контракт приносит «Газпрому» миллиард долларов прибыли. То есть, российскому монополисту желают продать некие ресурсы, способные компенсировать потери, понесённые после снижения цены. По информации, распространяемой СМИ, близким к украинским правительственным кругам, в числе стратегических активов, которые намерена приватизировать Украина — энергогенерирующие и региональные газоснабжающие компании (облгазы).

До самого последнего времени, региональное газовое хозяйство находилось в ведении дочерней компании «Газ Украины» НАК «Нафтогаз Украины». Которая, в соответствии с приказом Министерства энергетики и угольной промышленности Украины от 27 октября, объявила о прекращении своей деятельности и присоединении к «Нафтогазу». До этого момента, «Нафтогаз» занимался вопросами добычи собственного газа и транзита российского. Теперь же «Нафтогаз Украины» перезаключил на себя все договора на поставку природного газа с предприятиями по газоснабжению и газификации (обл- и горгазами) и предприятиями коммунальной теплоэнергетики.

С точки зрения «газовых переговоров» это значит, что правительство Украины действительно создало условия, при которых «Нафтогаз» сможет продавать «Газпрому» коммунальные предприятия, ранее таким операциям не подверженные. Другого смысла подобная рокировка не имеет. Более того, входят в прямое противоречие с требованиями ЕС, согласно которым продажа, транспортировка и работа с конечным потребителем должны быть разделены.
Но возникает вопрос — захочет ли «Газпром» купить коммунальные предприятия Украины и работать непосредственно с населением?

В этом есть большие сомнения. Как уже говорилось, чтобы иметь фундамент для пересмотра действующего контракта, новые приобретения российского монополиста должны приносить около полумиллиарда долларов ежемесячно. При этом имеющаяся на сегодня задолженность населения за природный газ, которая составляет 675 миллионов долларов, в ближайшее время будет лишь возрастать. Об этом говорилось во время киевской пресс-конференции «Старт отопительного сезона 2011-2012: первые результаты».

И выгода «Газпрома» от выхода на региональные рынки не выглядит очевидной. Собирать деньги у населения — несколько сложнее, чем у государства, к тому же должны проявиться дополнительные расходы на поддержание функционирования газопроводов, персонала и т. д. По-крайней мере, в первые годы «Газпром» мало того, что не получит эквивалентной прибыли, но и будет вынужден вкладывать собственные средства в украинские активы, которые ему постараются продать.

Если МВФ и украинские чиновники не ошиблись в оценке роли «Газпрома» в бюджете Украины, то главный финансовый документ имеет все шансы остаться неподписанным в этом году. Что наверняка спровоцирует очередной политический кризис и размышления о том, куда же Киеву идти — в Европу или Евразию.


Вернуться назад