ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > ПЕРЕЗАГРУЗКА ЗАКОНЧИЛАСЬ? США отказались от обязательств по ДОВСЕ и готовят развертывание элементов ПРО по периметру российских границ

ПЕРЕЗАГРУЗКА ЗАКОНЧИЛАСЬ? США отказались от обязательств по ДОВСЕ и готовят развертывание элементов ПРО по периметру российских границ


25-11-2011, 10:46. Разместил: VP

Разумеется, никто в России не хочет нового витка «холодной войны» и продолжения гонки вооружений. Однако если США будут и дальше идти по пути силового давления и отказа от каких-либо компромиссов, то у Москвы не останется выбора. Решение вопроса будет окончательно перенесено из дипломатической плоскости в военную.

В 1962 году в отношениях между СССР и США возник конфликт, поставивший мир на грань уничтожения. В отечественной историографии он известен как Карибский кризис. Кризис возник после того, как Соединённые Штаты разместили на территории Турции ракеты «Юпитер», несущие непосредственную угрозу европейской части СССР. В качестве симметричного ответа, Советский Союз разместил аналогичные ракеты на Кубе. Политическое напряжение достигло предела, и 13 дней планета ожидала начала ядерной войны. Тем не менее, компромисс был найден, и стороны убрали ракеты с опасных территорий.

50 лет назад арсенал вооружений, которые позволили бы в сжатые сроки нанести неприемлемый ущерб враждебной стране, был не таким разнообразным. Конфликтующие стороны могли лишь наращивать количество ядерных зарядов и их носителей, стремясь добиться количественного перевеса. Средства противовоздушной и противоракетной обороны находились тогда в самом начале своего становления, и две сверхдержавы того периода были вооружены «мечами» без «щитов».

Ситуация, в основе которой лежал принцип гарантированного взаимного уничтожения, сыграла человечеству добрую службу, на полвека избавив планету от Третьей мировой войны. Кто бы ни начал ее, закончилось бы все плачевно для всех. На агрессора обрушился бы неминуемый удар возмездия, противопоставить которому было попросту нечего.

Однако, времена меняются. Сегодня наращивание «длины меча», гарантирующего уничтожение всего живого на половине планеты, потеряло всякий смысл. В новой ситуации Соединённые Штаты приняли решение обзавестись «щитом», который позволил бы нанести удар по противнику, оставаясь при этом в безопасности.

Тем самым упраздняется единственная гарантия неприменения ядерного оружия, действующая до сих пор. Сама идея создания глобальной ПРО, в стратегическом смысле нарушает баланс сил сильнее, чем получение отдельными государствами доступа к ядерным технологиям. Ведь глобальность планов подразумевает неопределённость в их применении. После завершения строительства ПРО будет ослаблен военный потенциал всех государств Земли, кроме самих США. Никаких гарантий неприменения ядерного оружия больше не будет.

При этом сегодня в случае «большой войны» никто не сможет противостоять США и блоку НАТО и с помощью обычных вооружений. Например, вооружённые силы Российской Федерации примерно в 4 раза уступают соединённой мощи НАТО, и наличие ядерного оружия выглядит своеобразным «последним доводом королей» государства, в отношении которого возможна агрессия США. И этот довод — единственный.

После разворачивания всех узлов ПРО, НАТО получает монопольное право на нанесение удара по противнику, обычным либо ядерным оружием. При этом следует помнить, что ни одно государство в последние 100 лет не развязывало столько войн и конфликтов, сколько Соединённые Штаты. Более того, единственная в человеческой истории ядерная бомбардировка состоялась, опять-таки, силами ВВС США. Можно ли безучастно наблюдать за ситуацией, когда самое мощное в военном отношении государство наших дней, пытается нейтрализовать единственное средство, способное его остановить? Вряд ли.

Тем более, не может это сделать Россия. Чем ближе завершение создания системы ПРО, тем очевиднее становится то, о чём многие говорили с самого начала. С того самого момента, когда было озвучено само намерение США возвести такую структуру, нетрудно было понять — «глобальная ПРО» имеет вполне локальные задачи и направлена против конкретных государств.

В качестве оправдания планетарного масштаба размещения радаров, противоракет, военных баз и спутниковой группировки наблюдения, Вашингтон ссылается на опасность, которую несут человечеству ядерные программы Ирана и Северной Кореи. Несмотря на то, что по самым алармистским прогнозам, эти государства не скоро смогут достичь технологического уровня, который позволил бы Тегерану и тем более Пхеньяну наносить удары (не массовые, единичные) по территории Европы или США, Вашингтон не считается со средствами. В этой ситуации нет смысла указывать на объективные причины, по которым пропагандистская «легенда» Вашингтона является попыткой обмана и сокрытия истинных намерений.

Глава российского МИД Сергей Лавров, возвращаясь из Гонолулу с саммита АТЭС, сообщил, что американская сторона уведомила его — планы развертывания системы ПРО могут распространиться на Черное, Баренцево, Северное и Балтийское моря. «(США) не исключают, и в этом нам тоже признались, что могут быть развернуты боевые корабли не только в Средиземном море, но и в Черном, Баренцевом, Северном, на Балтике, но все при этом остается в рамках все той же позиции, которую нам озвучивали изначально: «Вы не волнуйтесь, это не против вас». Нас это не может устроить», — пересказал Лавров суть бесед с американцами во время саммита АТЭС.

«Заявляется, что никаких ограничений на эту систему (ПРО) не будет, а на вопрос: «зачем так забираться на север?» звучит ответ, что так надо. На наш довод относительно отсутствия у Ирана возможностей запускать что-то в воздух, что долетит до северных баз, говорят: ну, может быть, впоследствие будет, мы должны предвидеть любую ситуацию», — сообщил Лавров.

Сложно добавить что-либо к вышесказанному. Достаточно отметить на глобусе флажками места, в которых возводится архитектура ПРО, чтобы увидеть — система строится по периметру Российской Федерации и к Ирану имеет весьма далёкое отношение. При этом следует отметить, что заявления относительно интереса к северным морям, куда иранские или северокорейские ракеты не смогут долететь никогда, являются не более чем констатацией очевидного.

В Норвегии, в нескольких десятках километров от российской территории, с начала 2000 годов действует радарный комплекс AN/FPS 129 HAVE STARE, стоимость обслуживания которого составляет около 17 миллионов долларов в год. По легенде, дорогостоящее оборудование выполняет достаточно абстрактную функцию — следит за космическим мусором. При этом умалчивается, что данный радарный комплекс, согласно аннотации производителя, компании Raytheon, оснащён «27 метровой антенной, спроектированной для сбора разведывательных данных о траекториях баллистических ракет, а также сопровождения спутников и воздушных объектов в качестве вторичной миссии». Радар, который раньше находился на территории США, является одним из немногих, способных отличить настоящую ракету от ее имитации, при этом «видит» всю европейскую часть России и часть акватории Северного моря.

Дополнительно предполагается развернуть радар такого же типа на острове Шемья, входящего в состав Алеутских островов. При совместной работе двух комплексов, любой запуск баллистической ракеты из северных вод будет отслежен, что позволит немедленно приступить к её перехвату. Вероятно, планируемый к постройке в Турции радар будет обладать, в целом, похожими характеристиками. При этом турецкий радар станет, видимо, единственным компонентом ПРО, который можно хоть как-то соотнести с «иранской угрозой».

Понятно, что деятельность США по нейтрализации возможного ответного удара российских РВСН не прекращалась никогда. Однако последние новости означают, что все приличия и дипломатические тонкости отброшены вовсе. Россию окружают в открытую.
Дополнительным доказательством существования у США намерений, которые выглядят недружественными, является отказ Вашингтона дать российской стороне юридические гарантии неприменения структуры ПРО против РФ. Разумеется, заключенные сторонами договоры никогда не останавливали войну, но отсутствие желания подписать их ради элементарного приличия воспринимается как ясный сигнал об отсутствии даже намерения изображать миролюбие.

Следующий ход США еще больше выводит ситуацию в конфронтационное измерение. США выступили с заявлением о частичном отказе в соблюдении Договора об обычных вооружениях в Европе. В качестве повода было указано, что Россия в 2007 году ввела односторонний мораторий на его выполнение. Хотя сам мораторий России был объявлен в связи с планами США развернуть в Европе систему ПРО, Вашингтон, воспользовался спровоцированной реакцией и теперь готов наращивать в Европе и обычные вооружения. Причём в качестве территории размещения указываются и прибалтийские государства. Таким образом, расширение НАТО, как это предсказывали российские эксперты, привело не росту стабильности в Европе, а лишь к новому витку противостояния. Которое американская сторона намерена наращивать и впредь, ясно давая понять, что «перезагрузка» закончилась.

Что делать России в этой ситуации? Президент России Дмитрий Медведев заявил, что в ответ на строительство ПРО в Европе Россия может выйти из Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. В качестве ответа на развертывание элементов ПРО в Европе Москва также выразила готовность разместить в Калининградской области тактические ракетные комплексы «Искандер».

Несколько дней назад появилась информация, что эти комплексы также могут быть развернуты в Краснодарском крае, а их численность будет поднята до уровня, позволяющего поразить компоненты ПРО, развёрнутые в Европе, Азии, северных и южных морях. Дополнительно, Минобороны получило приказ ввести в боевой состав радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении в Калининграде, активизировать разработку баллистических ракет, способных прорывать систему противоракетной обороны.

Разумеется, никто в России не хочет нового витка «холодной войны» и продолжения гонки вооружений. Однако если США будут и дальше идти по пути силового давления и отказа от каких-либо компромиссов, то у Москвы не останется выбора. Решение вопроса будет окончательно перенесено из дипломатической плоскости в военную.


Вернуться назад