Как сообщает AZE.az, 2012 год откроет всем нам новый акт драмы «Большая Игра», которая входит в свою кульминацию на огромном пространстве - от арабского Магриба до Китая. У крупнейших игроков - США, Франции, России (кстати, сопредседателей МГ ОБСЕ по карабахскому урегулированию) - активно действующих на Большом Ближнем Востоке, пройдут президентские выборы. Господин Медведев уже согласился с ролью «хромой утки», как называют уходящих президентов, и перспективы нового российского политического курса требуют отдельного анализа.
Но будущие ориентиры Запада, при всех его внутренних противоречиях, можно рассматривать в едином геополитическом контексте. В том числе, и в отношении Азербайджана. Именно поэтому на очередном заседании «Круглого стола», в котором участвуют наши постоянные эксперты, мы будем рассматривать весьма значимую для нас тему - «Прогноз интересов: Азербайджан в планах Запада».
Елена Касумова, доцент кафедры политологии Академии Госуправления при Президенте АР: - Мне думается, что в наступающем году проблема карабахского урегулирования не будет стоять на первых позициях в политической повестке дня Запада. У американских и французских кандидатов на высший государственный пост давно отработана своя тактика электоральной борьбы за каждый голос и проявлять какие-то проазербайджанские инициативы, пусть и в согласии с международным правом, они не захотят. И потом, Запад самым активным образом занят переформатированием всего ближневосточного пространства, как в геополитическом, так и в геоэкономическом смысле. Погружается ли оно в пресловутый «управляемый хаос» и насколько он действительно управляем - покажет недалекое будущее. Но Запад не собирается отказываться от горячего желания продвигать феномен «арабской весны» все дальше на восток - от Туниса, Ливии и Египта - в Центральную Азию. На этом пути есть порог, который хочется переступить - Сирия, и дверь, которую рано или поздно надо открыть - Иран. И с этих позиций Азербайджан, конечно, представляет для Запада значительный интерес. Вас не удивляет непосредственность Дженнифера Уолша, директора по России, Украине и Евразии министерства обороны США, заявившего, что политика его страны ориентирована на развертывание плацдарма на Южном Кавказе? Сей факт объясняется географической близостью региона «к Ирану и странам, которые являются возможными поставщиками оружия массового уничтожения»? Конечно, аналитики давно просчитали все конфликтные точки азербайджано-иранских отношений. Первая - иранская поддержка Армении в карабахском конфликте, лишь выдаваемая за объективность и беспристрастность вплоть до готовности посредничества, Вторая - стойкое сопротивление светского Баку экспорту «исламской революции». Третья - хорошие отношения Азербайджана с Западом и Израилем. И четвертая - наличие сложнейшего азербайджанского национального вопроса в Иране. Но сказанное вовсе не значит, что Баку готов становиться каким-то «плацдармом» для гипотетической «антииранской» коалиции или ему надо это сделать. В формате отношений «Азербайджан-Запад» надо сегодня говорить не столько о преференциях, которые они могут принести Баку, сколько о минимизации давления, которое будет оказываться на Азербайджан Западом именно из-за «иранской проблемы». И здесь позиции Баку представляются весьма состоятельными по причинам и внутренней стабильности, и выверенного политического курса. Но не только. Для того чтобы разгрузить опасный маршрут военных поставок из Пакистана в Афганистан - через порт Карачи и Хайберский перевал - США в течение нескольких последних лет используют альтернативный путь снабжения американских и натовских войск в Афганистане - т. н. Северную Распределительную сеть - Northern Distribution Network (NDN). Одним из ее «крыльев» является американский военный транзит через Азербайджан. Легко предположить, что с уходом Д. Медведева американо-российская «перезагрузка» начнет давать сбои, а, значит, значение Азербайджана, как ключевого звена в одном из «крыльев» NDN, будет только возрастать. Вспомним и энергетические проекты Запада в Евразии. Конечно, в них слабая коммерческая составляющая, но они открывают перед официальным Баку широкое поле для точных политических маневров. Поэтому я уверена, что у Азербайджана есть все возможности в 2012 году выглядеть очень убедительно на мировой геополитической арене. Ризван Гусейнов, политический аналитик, журналист: - Я думаю, что несмотря на прогнозы некоторых экспертов о том, что Южный Кавказ и вообще Прикаспийский регион в ближайшие годы будет находиться в дальнем ящике приоритетов американской внешней политики, этот регион все больше привлекает внимание США. Дело в том, что события «арабской весны», революции и перевороты в странах Северной Африки и Ближнего Востока, значительно скорректировали направление приоритетов во внешней политике Штатов. Мало того, что «арабская весна» докатилась до Сирии и грозит быть импортированной в Иран, так еще следует отметить, что и Южный Кавказ находится близко к этим событиям. Более того, ключевая страна Южного Кавказа - Азербайджан, является основным производителем и транзитером углеводородов из региона на европейские и иные рынки. И, конечно, азербайджанский фактор исторически играет особую роль во внутренней политике Ирана. Запад, видимо, посчитав почти выполненной программу «арабской весны», решил с октября этого года конкретно «взяться» за иранскую ядерную программу и под этим поводом, пытается влиять на внешнюю и внутреннюю политику Ирана. Если Запад намерен искать «слабые точки» в иранском обществе, то нетрудно прогнозировать, что вашингтонские политики попытаются использовать азербайджанский фактор в Иране, где азербайджанцы составляют не менее 30 миллионов. При этом не исключено, что Запад попытается опереться на поддержку Азербайджанской Республики, которая, однако, все это время старается не становиться политическим субъектом в американо-иранском противостоянии. При этом, в качестве давления на Азербайджан, как это ни странно, используется Иран, который весьма болезненно относится к исламскому вопросу в Азербайджане и старается оказывать давление на Баку, обвиняя его в «репрессиях против мусульман». То есть, Штаты не прочь попытаться столкнуть Тегеран и Баку по этим вопросам, что, по их мнению, сделает более сговорчивым азербайджанскую сторону в вопросе поддержки планов Запада относительно Ирана. Также не следует забывать, что стабильно растет роль Азербайджана как важного энерготранзитного сегмента поставок газа из стран Центральной Азии и Прикаспийского региона на мировые рынки. Амбициозный проект строительства трубопровода Набукко во многом зависит от позиции и шагов Азербайджана. Однако, говоря о перспективных приоритетах США в отношениях с Азербайджаном, не следует забывать, что они станут более предсказуемыми или даже очевидными после президентских выборов 2012 года. Если у власти останутся демократы, то следует ожидать более жесткой и негибкой политики в отношении Азербайджана. А если к власти придут республиканцы, традиционно отдающие предпочтение во внешней политике нефтегазовому и энерготранзитному фактору, то уровень и формат американо-азербайджанских отношений станет более широким, взаимовыгодным и комплиментарным, т.е. учитывающим весь спектр глобальных интересов обеих сторон. Естественно, по сравнению с тем, что мы видим при нынешней администрации Обамы. Александр Васяк, генерал-майор, военный эксперт:
- Я тоже уверен, что на сегодня «пиковым интересом» Запада является Иран, ближайший сосед Азербайджана, в котором, конечно, видят возможную фигуру для разыгрывания антииранской партии. Более того, о грядущем ударе по Ирану западные СМИ говорят, как о безальтернативной перспективе. Но давайте посмотрим к чему мир уже пришел. События в зоне «арабской весны» явно развиваются не по западному сценарию, во всяком случае, его самой предпочтительной либеральной версии. Можно сколько угодно острить по поводу того, что у главы Центрального американского командования ВС США генерала Джеймса Мэттиса прозвище Chaos (Хаос), и более того, он имел такой позывной в Афганистане, но события на Магрибе, особенно в Ливии, показали всю несостоятельность теории «управляемого хаоса». «Умиротворение» Сирии силами НАТО пока наталкивается на жесткое неприятие Россией и Китаем. И, удар по ядерным объектам в Иране для изменения внутриполитической ситуации в этой стране, казалось бы, нанести вполне реально, как это сделал в обход ООН Израиль в Ираке в 1981 году. Но я считаю, что на этот шаг Запад пойти не готов. Недавно через очень информированного журналиста CNN Бена Ведемана «утекла» информация, что Барак Обама, чьи дела в президентской гонке не так уж и плохи, вовсе не намеревается начинать какие-либо военные действия до ноябрьских выборов. Это косвенно подтверждается нежеланием США инспирировать «драконовские» санкции против нефтяных интересов Ирана и его Центробанка. Тот же источник поведал, что и в израильском руководстве нет единства насчет превентивного удара по ядерным объектам Ирана. Во всяком случае, все руководители израильских спецслужб вместе со своими предшественниками во главе с экс-руководителем Моссад, авторитетнейшим Мейром Доганом, - категорически против подобных планов. Можно было бы предположить, что мы имеем дело с неким информационным «прикрытием» готовящейся операции. Вот, только президенту Обаме война без гарантированной победоносной перспективы - явно не нужна. Без участия США европейский сегмент НАТО атаковать Иран не решится, а возможности Израиля - весьма ограничены. До целей в Иране израильтянам лететь почти тысячу километров. Да, Израиль превосходит Иран в численности самолетов (460 против 330), но у него просто нет стратегических бомбардировщиков и менее десятка заправщиков, что совершенно недостаточно для проведения операции против Ирана. Поэтому я уверен, что против Тегерана достаточно долгое время будут применяться меры из хорошо известного арсенала «холодной войны», в том числе, и создание враждебного «санитарного кордона» вокруг этой страны. Конечно, Азербайджан должен и будет дистанцироваться от этих «игр» и, как ни парадоксально, такая позиция только обеспечивает ему рост международного авторитета в регионе. Эта политика основана не на равноудаленности, а на допустимой, для соблюдения собственных национальных интересов, равноприближенности к основным «центрам силы». После череды президентских выборов противоречия по ближневосточной проблематике между Россией и Китаем с одной стороны и Западом - с другой, только усилят позиции Азербайджана по многим направлениям, включая разрешение карабахского конфликта. Алексей Синицын, главный редактор NET-FAX - NET-ФАКС: - Что ж, я вижу - мнения наших экспертов недалеко разошлись. Конечно, Азербайджан в планах Запада учитывается, прежде всего, в формате разрешения иранской проблемы. Кажется, сегодня все меньше аналитиков верят в потенциал «управляемого хаоса», выключающего целые регионы из «цивилизационного процесса». Каковы же первые результаты «арабской весны»? На Ближнем Востоке нарождается новый «центр силы» во главе с Саудовской Аравией и Катаром, имеющий теократический и очень далекий от западной демократии политический вектор. У него огромные энергетические ресурсы, гигантские средства, жесткая идеологическая конструкция и мощный пропагандистский аппарат, ведомый катарской «Аль-Джазирой» и дубайской «Аль-Арабией». И главное - этот «центр силы» внутренне глубоко антагонистичен Западу. К чему приведет создание «хаоса» в Иране можно только догадываться. Поэтому Запад пока будет стремиться только к смене властного режима Тегерана, чтобы именно Иран превратить и в свой энергетический анклав, и в союзника, противостоящего другим силовым полюсам. Вовлечь в эту «увлекательную игру» Азербайджан, безусловно, попытаются. Сначала в качестве фигуранта «антииранской» коалиции. А несколько позже - в формате реализации последней концепции Збигнева Бжезинского по созданию «нового содружества от Ванкувера до Владивостока». Туда, кстати, должны войти, надо понимать, при полной потере политической идентичности, Россия и Турция. Но все подобные проекты чреваты непредсказуемыми последствиями, превращающими желаемую цель в свою противоположность. А Азербайджан всегда демонстрировал самую высокую степень прогнозируемости своей внешней политики. У Баку нет никаких оснований совершать крутые политические виражи в угоду интересам чьих-то властных элит. У него достаточный ресурс внутренней стабильности и сильные позиции в энергетическом и военно-транзитном отношении. Поэтому у Азербайджана есть возможность внимательно наблюдать за развитием процессов на Большом Ближнем Востоке, принимая только те решения, что будут соответствовать его собственным национальным интересам.
Вернуться назад
|