ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Воздушная мощь: столетие несбывшихся обещаний

Воздушная мощь: столетие несбывшихся обещаний


6-11-2011, 15:26. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

The New York Times, США

Дэниел Свифт

Сегодня исполняется сто лет с тех пор, как в ходе войны между Италией и Турцией итальянский авиатор Джулио Гавотти (Giulio Gavotti) сбросил со своего моноплана три ручные гранаты на лагерь турецких и арабских войск в Аин-Заре, неподалеку от Триполи. Это была первая воздушная бомбардировка в истории. Гранаты весили по три фунта, и пострадавших скорее всего не было. "Я вернулся довольный результатом", - отметил лейтенант Гавотти в письме отцу. Итальянские газеты вышли с аршинными заголовками: "Турки в ужасе разбежались".

Начало, как видим, было весьма скромным, но в дальнейшем авианалеты как форма ведения войны приобрели иной масштаб и захватили воображение людей. Еще с конца 19 века популярные писатели вроде Герберта Уэллса фантазировали о боевых воздушных кораблях и летательных аппаратах. В годы Первой мировой войны подобные сцены перекочевали из научно-фантастических романов в аналитические записки военных стратегов, считавших, что бомбардировки способны принести полную и молниеносную победу. В 1914 году заместитель начальника штаба германских ВМС контр-адмирал Пауль Бенке (Paul Behncke) отмечал: налет на лондонский правительственный квартал в Уайтхолле вызовет "панику среди населения, которая, возможно, поставит под сомнение продолжение войны". Налеты начались в январе 1915 года, и до конца войны немецкие "Цепеллины" сбросили на Британию 6000 бомб – от них погибло 556 человек. В 1917 году британский генерал Ян Смэтс (Jan Smuts) предсказывал: "Возможно уже скоро придет день, когда воздушные бомбардировки огромного масштаба, опустошающие территорию противника, уничтожающие его промышленность и крупнейшие города, станут основным способом ведения боевых действий".

Адепты бомбардировочной авиации всегда отмечали, что она изменит до неузнаваемости характер войны. "Трудное и дорогостоящее истощение сухопутных сил противника за счет постоянных атак больше не потребуется", - утверждал в 1920-х годах Основатель американских ВВС Билли Митчелл (Billy Mitchell). Он был убежден, что воздушные операции несомненно "смягчат и улучшат условия ведения войны, принося быстрый и решительный результата".

Это казалось привлекательной альтернативой крови и грязи "наземных" боевых действий, и самые рьяные сторонники воздушной мощи никогда не забывали об ужасах "окопной войны" в Первую мировую, которые так ярко описал поэт Уилфред Оуэн (Wilfred Owen): "Согнувшись пополам, как нищие с мешками, хромая, кашляя надрывно, мы плелись". Оуэн хотел стать авиатором, но ему, как и миллионам других, суждено было погибнуть пехотинцем на французской земле. Только в первый день наступления на Сомме британская армия потеряла убитыми и ранеными более 57 тысяч человек.

Ничего ужаснее представить себе было невозможно, и если уж воевать, то лучше в воздухе, а не в грязи. 30 мая 1942 года Королевские ВВС Великобритании провели первый налет с участием тысячи бомбардировщиков – целью был немецкий город Кельн. Через две недели глава Бомбардировочного командования Артур Харрис (Arthur Harris) в письме Черчиллюпросил еще больше усилить бомбардировочную авиацию. Только так, настаивал он, можно уберечь британских солдат от истребления "в грязных окопах во Франции и Фландрии". На конференции в Касабланке в январе 1943 года Рузвельт и Черчилль договорились о совместном "воздушном наступлении" на противника. В рамках этой англо-американской бомбардировочной кампании с июля 1944 по апрель 1945 года на Европу было сброшено более миллиона тонн бомб.

Войны продолжались, а с ними и бомбардировки. В 1950-1953 годах США сбросили на Корею 635000 тонн бомб и 32557 тонн напалма. Историк Брюс Камингс (Bruce Cumings) отмечает: "В Корее ВВС руководствовались собственным стереотипом времен Второй мировой – относительно того, что налеты с применением зажигательных бомб подрывают моральный дух противника и приближают конец войны". Эта иллюзорная идея продолжала определять военную стратегию и дальше. 13 февраля 1965 года президент Джонсон отдал приказ о начале воздушной операции "Раскаты грома" (Rolling Thunder). Генералу Максуэллу Тейлору (Maxwell Taylor) она виделась как "вал авианалетов, медленно, но неумолимо продвигающийся на север, и способный убедить правительство в Ханое, что, если оно не изменит свою позицию, столица и окружающие районы будут полностью опустошены".

Возможно, бомбардировки и ускорили окончание этих войн – но точно установить это невозможно. Очевидно другое – они не сделали Вьетнамский конфликт "хирургически чистым", а боевые действия в Корее – эффективными. История любой войны в воздухе – это история гибели мирных жителей. Ведь бомбардировки сберегают жизни "своих" солдат за счет истребления других людей. Статистические данные о потерях гражданского населения от авиаударов всегда ненадежны, но в ходе Второй мировой войны от союзных бомб в Германии погибло, вероятно, до 500000 мирных граждан, а операция "Раскаты грома" по оценкам стоила жизни 182000 мирных жителей Северного Вьетнама.

Тем не менее наша военная стратегия до сих пор основывается на утопических представлениях о безграничных возможностях воздушной мощи. В марте нынешнего года французские самолеты нанесли удар по танкам ливийских правительственных сил в окрестностях Бенгази. Это стало началом кампании НАТО, продлившейся до гибели полковника Муаммара Каддафи 20 октября. Кстати и сам эпизод его смерти весьма красноречив: в воздухе в тот момент находился американский ударный беспилотник "Предейтор" и французский боевой самолет, но бывшего лидера Ливии захватили пехотинцы повстанческих войск.

Воздушные бомбардировки виделись как новаторская форма ведения войны, означающая разрыв с прошлым. И тем не менее каждый новый конфликт становится еще одним эпизодом в долгой истории обещаний, что авианалеты принесут "победу без потерь" и придадут войне "чистоту". На каждый пример конфликта, в котором воздушная мощь сыграла позитивную роль, найдется контрпример – война, которую воздушные операции лишь осложнили и сделали более интенсивной. Так, гражданская война в Ливии в отсутствие натовской поддержки с воздуха  несомненно была бы куда более кровавой, но в то же время бомбовые удары беспилотников ВВС США в Афганистане и Пакистане провоцируют антиамериканские настроения. Воздушная война непредсказуема, и пожалуй самая большая из связанных с нею опасностей заключается в том, что, обещая превратить конфликт в "легкую прогулку", эта форма боевых действий втягивает нас в войны, которых можно было бы избежать. В этом смысле она представляет собой и символ нашей веры в технологии, и признак того, что мы остаемся в плену прошлого.

Этим летом натовский самолет вновь сбросил бомбы на Аин-Зару – теперь это пригород Триполи. Все возвращается на круги своя. 

Дэниел Свифт – автор мемуаров "Пилот-бомбардировщик: поэзия проигранной войны" (“Bomber County: The Poetry of a Lost Pilot’s War”)

 
Источник: Инофорум

 


Вернуться назад