ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Джон Лафлэнд: «Между демократией и национальным единством нет противоречия»
Джон Лафлэнд: «Между демократией и национальным единством нет противоречия»1-11-2011, 17:29. Разместил: VP |
Участник секции «Демократические институты в полиэтнических обществах» Мирового политического форума — 2011, британский журналист, учёный и писатель, член совета Британской Хельсинкской группы по правам человека, директор исследовательских программ Института демократии и сотрудничества (Париж) о демократии, идентичности Европы, процессе нациостроительства и доктрине гуманитарной интервенции. — Каким образом современное национальное государство может совмещать право на отличие для меньшинств с необходимостью поддержания единства нации на базе некоторых общих оснований, которые сегодня постоянно подвергаются испытанию на прочность? Является ли демократия способом разрешения данной дилеммы?
Советский федерализм был репрессивным, многослойным и асимметричным. Поэтому единой советской нации не получилось. Единая российская нация тоже не складывается, хотя нынешний российский федерализм скорее либеральный. Но он не просто асимметричный. Он какой-то кривобокий.
Более того, результатом ликвидации СССР стало появление на мировой арене ряда новых государств, которые имели лишь небольшой исторический опыт государственности или не имели его вовсе. Это привело к тому, что последующие десятилетия были потрачены ими на «усвоение» новоприобретённой независимости. Многие из этих государств сейчас просто превратились в колонии Запада. Иными словами, опыт России в данном случае не должен вводить нас в заблуждение: между демократией и национальным единством не существует никакого естественного противоречия. Во всех национальных государствах существуют национальные или иные меньшинства, по отношению к которым государства, без всякого сомнения, должны проводить политику толерантности при активной поддержке культуры и прав большинства (немцы называют это политикой «направляющей», или «доминирующей», культуры — die Leitkultur). Демократия не является проблемой: наоборот, проблема начинается тогда, когда государство теряет национальную гордость и веру в себя, принося всё это в жертву политической корректности и предоставляя меньшинствам часто больше прав, чем большинству.
— Являются ли наблюдаемые сегодня сложности всего лишь частью непрекращающегося процесса нациостроительства, который иногда достигает критической точки, в которой государствам приходится радикально меняться с целью продолжить существование?
— Некоторые считают, что в нынешние времена, когда Организация Объединённых Наций собирается принять в свой состав государство под названием Южный Судан, единственной возможностью предотвратить будущее членство в ООН, скажем, Северной Италии является искусственное внедрение чего-то нового, такого как, например, европейская идентичность. Если усиление локальной идентичности неприемлемо, может, стоит попробовать найти решение на глобальном или по меньшей мере региональном уровне? Будучи известным евроскептиком, что вы ответите на это предложение? Почему это не сработает и уверены ли вы, что не сработает?
Независимость Шотландии от Соединённого Королевства является намного более вероятной, хотя в настоящий момент националистические силы в Шотландии ведут дискуссии о необходимости поддержания единства Шотландии и Англии в составе Соединённого Королевства. Концепция «европейской идентичности» является бессмыслицей: если даже Бельгия, которая председательствует в европейских институтах, не может сохранить своё единство на основе какой-либо «европейской идентичности», то ни одно другое государство не сможет этого сделать. В любом случае именно идентичность Европы позволяет различным нациям уживаться друг с другом в близком соседстве. Однако отождествлять европейскую идентичность с концепцией постнационализма было бы филистёрством. Я не верю в то, что существуют какие-либо различия в процессе распада государств в развитом и развивающемся мире: отделение от государства какой-либо из его частей может быть мирным, а может быть и насильственным (Чехословакия/Югославия; Южный Судан/Эритрея). Процесс отделения Южного Судана ещё не завершён, однако, думаю, про него уже можно говорить как о примере мирного отделения.
— Насколько важным для сепаратизма на сегодняшний день является культурный фактор? Быть может, он вообще не имеет значения и в конечном счёте успех той или иной модели мультикультурализма никак не повлияет на стремление к независимости у тех народов или групп, которые решились на это по совсем другим причинам?.. Не обманываем ли мы себя, приписывая причину подобных процессов некой мифической культурной несовместимости?
— Имеет ли Россия какие-либо преимущества по сравнению с другими полиэтническими демократиями? Располагает ли Россия какими-либо особыми «российскими» механизмами, которые могли бы быть использованы для снижения уровня напряжённости между различными группами и для организации их совместной конструктивной работы в рамках демократических процедур?
Большая, многонаселённая, многонациональная страна с длинной и сложной историей, страна, в которой представлены все социальные группы, все религии, все профессии, все, какие только возможно, людские судьбы. В которой есть блистательные мегаполисы и замшелые медвежьи углы. Где бедные и богатые, интеллектуалы и тупицы, гуманисты и держиморды сосуществуют в едином социальном поле. В такой поразительно многообразной стране просто должен быть представлен весь спектр политических движений. Вот он и представлен.
С другой стороны, разделение российской территории на республики и автономные субъекты, некоторые из которых имеют этническую основу, на мой взгляд, является ошибкой, унаследованной ещё с советских времён. Нет сомнений в том, что сегодня эта система с трудом подлежит реформированию, однако следует понимать, что любые государства могут быть серьёзно ослаблены в случае чрезмерно развитого федерализма. Административные границы советских республик стали основой для разделения Советского Союза в 1991 году, и следует сделать всё возможное, чтобы административные границы России не стали впоследствии государственными границами новых независимых государств.
— Эти и другие проблемы будут обсуждаться в рамках Мирового политического форума в Ярославле, который вы планируете посетить в этом году. Каковы ваши ожидания от предстоящей дискуссии? Что вы планируете сказать и что вы ожидаете услышать от других участников?
Вернуться назад |