ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Собирание земель

Собирание земель


13-10-2011, 08:26. Разместил: VP
Собирание земель

Россия, Белоруссия и Казастан в новом году вступают в Единое экономическое пространство. О плюсах трехсторонней интеграции в своей статье в 'Известиях' рассказал глава правительства РФ Владимир Путин.


тренд: Объединение постсоветского пространства


Владимир Путин, премьер-министр РФ: 1 января 2012 года стартует важнейший интеграционный проект - Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Проект, являющийся, без преувеличения, исторической вехой не только для трёх наших стран, но и для всех государств на постсоветском пространстве.
Путь к этому рубежу был непростым и порой - извилистым. Он начался двадцать лет назад, когда после крушения Советского Союза было создано Содружество Независимых Государств. По большому счёту была найдена та модель, которая помогла сберечь мириады цивилизационных, духовных нитей, объединяющих наши народы. Сберечь производственные, экономические и другие связи - без которых невозможно представить нашу жизнь.
По сути, речь идёт о превращении интеграции в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры.
Замечу, что именно такая задача ставилась при создании в 2000 году ЕврАзЭС. И в конечном счёте, именно логика тесного, взаимовыгодного сотрудничества, понимание общности стратегических национальных интересов привели Россию, Белоруссию и Казахстан к формированию Таможенного союза.
Принципиально важно, что ЕЭП будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях - в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере техрегламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. А затем - и на единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах. То есть, творчески применить опыт Шенгенских соглашений, ставших благом не только для самих европейцев, но и для всех, кто приезжает работать, учиться или отдыхать в страны ЕС.
Добавлю, что теперь не потребуется техническое обустройство 7 тысяч километров российско-казахстанской границы. Более того, создаются качественно новые условия для наращивания приграничного сотрудничества.
Для граждан снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров, так называемых «трудовых квот» будет означать возможность без всяких ограничений выбирать где жить, получать образование, трудиться. Кстати, в СССР - с его институтом прописки - подобной свободы не было.
Кроме того, мы значительно увеличиваем объём товаров для личного потребления, которые можно ввозить беспошлинно, тем самым, избавляя людей от унизительных проверок на таможенных постах.
Вместе с тем, мы можем говорить и о начале настоящей «конкуренции юрисдикций», о борьбе за предпринимателя. Ведь каждый российский, казахстанский, белорусский бизнесмен получает право выбирать - в какой из трёх стран ему регистрировать свою фирму, где вести дела, где заниматься таможенным оформлением грузов. Это серьёзный стимул для национальных бюрократий заняться совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата. Словом, устранять те «узкие места» и пробелы, до которых прежде не доходили руки, совершенствовать законодательство в соответствии с лучшей мировой и европейской практикой.

 

Александр Лукашенко, президент Белоруссии: Александр Лукашенко накануне в телефонном разговоре с премьер-министром России Владимиром Путиным обсудил его статью в "Известиях".
"Я ему сказал, что мы с коллегами хотели бы в этом направлении свою точку зрения высказать, поскольку это приобрело в определенных кругах ажиотаж, - считает глава белорусского государства. - Поэтому было бы неприличным, это касается нас и казахов больше всего, если бы мы не отреагировали на это".
По словам Александра Лукашенко, он поручил уже сегодня собрать материалы на эту тему. "И я хочу, если, конечно же, "Известия" опубликуют эту статью, высказать свою позицию. У меня много есть, что рассказать", - отметил Президент.
В то же время Александр Лукашенко подчеркнул, что приветствует позицию Владимира Путина по ЕЭП. "Похоже, что Россия однозначно определилась, в каком направлении ей двигаться. Мы это приветствуем и готовы в этом участвовать", - сказал глава государства.
"Я всегда говорил: пока Россия не определится и не начнет двигаться, объединять всех нас вокруг, ничего не будет. Не только я, но и Назарбаев, другие поддерживали, толкали: давай-давай, Россия. Надо сказать, что руководство России готово, но у вас же пласт либеральный был, который говорил: интеграция на постсоветском пространстве - это хорошо, но надо быстрее в ВТО. И этот вопрос годами не решался", - отметил Александр Лукашенко.
"Сегодня уже практически мы пришли к Единому экономическому пространству, но вот так концептуально, как Путин в этой статье пишет, это впервые", -

сказал Президент Беларуси, особо подчеркнув роль того, что свое мнение премьер-министр России высказал публично. "Надо знать Путина, его хорошая особенность - если ты хочешь от него чего-то добиться, ты должен от него добиться обещания, публичного лучше всего. Вот если он пообещает, он всегда держал слово", - отметил глава государства.
Президент считает, что высказывания Владимира Путина не следует понимать в том ключе, что Беларусь или Казахстан утратят независимость. "Да чепуха, он нигде об этом там не пишет, - подчеркнул Александр Лукашенко. - И потом, это наше право: мы можем соглашаться, можем не соглашаться, можем идти на это, можем не идти". Он также добавил, что с 1 января ЕЭП начнет функционирование. "И если белорусы увидят, что мы будем иметь равные условия для граждан, бизнеса, предприятий, значит, мы будем считать, что определились правильно. Если этих условий равных не будет, какой смысл для нас имеет это Единое экономическое пространство?" - сказал Президент.

Реакция политиков


Эльвира Набиуллина, министр экономического развития РФ: Это долгосрочный проект, который не зависит от перепадов конъюнктуры, и дает возможность использовать России многие преимущества от создания общего рынка.
За время функционирования Таможенного союза объем взаимной торговли за первое полугодие вырос на 40%, в то время как объем торговли со странами дальнего зарубежья только на 29%. То есть опережающими темпами растет наша взаимная торговля. Это первый эффект.
Второй эффект, который мы заметили, то, что многие инвесторы, и иностранные инвесторы , более активно стали интересоваться вопросами локализации на территории России своих производств. Ожидается увеличение количества такого рода проектов.
К единому экономическому пространству, к его запуску с 1 января 2012 года мы тоже готовы. Были подготовлены 17 соглашений, восемь из них делало Минэкономразвития, а остальные координировали. И все они ратифицированы уже парламентом.

 

Александр Торшин, первый вице-спикер СФ РФ: Это не надуманная кабинетная схема, а веление жизни. И этот проект охватывает огромную территорию, в общей сложности 165 млн человек. Реализация этого проекта даст возможность выбора для этих людей: где им жить, где им работать, где им учиться.
С созданием Евразийского союза уйдут в прошлое миграционные процессы, отпадет необходимость охраны теперь уже внутренних границ между Россией и Казахстаном, протяженность которых превышает 7 тыс. км, и между Россией и Беларусью.
При этом речь не идет о попытках воссоздать СССР, как считают многие аналитики, в том числе и зарубежные. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, СССР нельзя возродить, так же, как нереально возродить российскую империю. Евразийский союз станет совершенно новым, принципиально качественным образованием, которое ничего общего не имеет с бывшим союзом.
Как бы ни ругали СНГ, Содружество необходимо развивать, поскольку это тот самый потенциал, из которого будет произрастать Евразийский союз.
Впереди еще очень много работы. Но как правильно отметил Владимир Путин, мы динамично развиваемся. Евросоюз создавался 40 лет, а мы за 20 лет пришли к единому экономическому пространству. Имея такие территории и такой потенциал, мы ничем не уступаем Евросоюзу, и главное, этот потенциал реализовать.
Все попытки стран СНГ войти в Евросоюз оказались тщетными. Евразийский союз будет открыт для новых стран в отличие от Евросоюза, где страны для того, чтобы вступить в него, стоят в очереди десятилетиями.
Создание Евразийского союза ни в коей мере не противоречит ориентации некоторых стран СНГ на Европу.
Евразийский союз позволит пройти более гибко и с минимальными потерями кризисные явления, и создание такого союза станет привлекательным уже в самой ближайшей перспективе и другим странам СНГ, в том числе и Украине.

 

Геннадий Зюганов, лидер КПРФ: КПРФ поддерживает идею создания Евразийского союза, которую выдвинул недавно в своей статье премьер-министр Владимир Путин. Мы эту идею о создании и возрождении союза 20 лет высказывали.
Союз России и Белоруссии - это же первый очень важный шаг, укрепление связей с Украиной. И нечего каждый раз торговаться за цену нефти или газа, что касается Казахстана - тоже самое. Нас будет почти 250 миллионов, и мы будем конкурентноспособны на мировом рынке.
Идея восстановления связей и создания союза давно витает в воздухе, и нам надо скорее, энергичнее и мощнее ее реализовывать. Эта идея пробьет себе дорогу, бесспорно, но надо правительству заниматься конкретной работой, а не делать декларации.

реакция экспертов:

 

Андрей Хазин, профессор Высшей школы экономики: Евразийский союз позволит его участникам сушественно расширить свои экономические возможности.
Расширение экономического пространства является мировым трендом. В рамках этой тенденции можно говорить и о упрощении торговых отношений между странами БРИК, и о экономических процессов, связанных с ШОС.
Евразийский союз будет развиваться именно в рамках этих тенденций.
Используя весь российский потенциал, можно эффективно встроиться в мировой экономический процесс и Евразийский союз будет одним из шагов на пути к этой цели.

 

Александр Шпаковский, белорусский политолог: Полагаю, что подобные заявления Владимира Путина не являются лишь предвыборной риторикой, а имеют под собой реальную основу.
Вероятным видится сценарий при котором действия премьер-министра Российской Федерации согласованы с европейскими коллегами, о чем свидетельствует консолидированная позиция стран ЕС в отношении официального Минска на саммите "Восточного партнерства".
Возможно, в обмен на невмешательство России в события на Ближнем Восток Европейский Союз при молчаливом согласии США "развязал руки" Кремлю на части постсоветского пространства. Однако, интеграционные планы Путина могут и не найти своего реального воплощения, слишком непопулярной является идея единого эмиссионного центра у политических элит стран-участниц ТС.
Кроме того, если говорить о Белоруссии, то в этой стране и у населения и у элит сильны ценности государственного суверенитета и существует определенная фобия более глубокой интеграции с РФ, как неприятие возможности поглощения белорусского государства Россией.

 

Михаил Нейжмаков, Центр анализа международной политики ИГСО: Инициатива о Евразийском союзе должна показать, что Кремль предлагает ответ прозападным наднациональным проектам, свой путь. Это, конечно, не призыв "восстановить СССР" (и в статье Путина это подчеркивается), но возможность не дать межреспубликанским связям советской эпохи уйти в прошлое и надежда углубить интеграцию между постсоветскими государствами в будущем. Такая инициатива властей и патриотически настроенным избирателям понравится, и в предвыборной кампании "партии власти" найдет свое место.
Удачно выбран момент для призыва к активизации интеграционных процессов. Еще 4 года назад правящим элитам постсоветских государств казались интереснее не интеграционные процессы на постсоветском пространстве, а ожидание более выгодных предложений в обмен на собственные геополитические возможности от игроков за пределами бывшего СССР. Тем более, что сами данные игроки такие надежды вполне подтверждали. Вспомним примирительные шаги европейских политиков в отношении Белоруссии и отмену санкций ЕС против руководства Узбекистана осенью 2008 года, активизацию диалога между Вашингтоном и Ереваном в 2009 году, продолжающийся и ныне рост внимания США к Азербайджану, инициативы Евросоюза по поводу украинской газотранспортной системы при Викторе Ющенко и т.д.
Однако надежды постсоветских политиков на поддержку партнеров за пределами бывшего СССР оказались сильно преувеличенными. Сегодня ведущие международные игроки ослаблены собственными внутренними кризисными явлениями (как ЕС) или сосредоточены на ситуации в более экономически значимом регионе Большого Ближнего Востока. К тому же, Владимир Путин нашел весьма сильный аргумент для постсоветских государств - новые интеграционные проекты повысят привлекательность этих стран для внешних игроков.
Таким образом, Путин призывает активизировать интеграционные процессы именно в тот момент, когда семена этого призыва готова упасть на благодатную почву. В дальнейшем весьма вероятно расширение круга стран бывшего СССР, заинтересованных в интеграции. И почти наверняка следующим встанет вопрос о переходе на новый уровень не только экономических проектов, но и институтов безопасности на постсоветском пространстве. Опыт последних лет снова показал, что вопросами безопасности стран бывшего СССР никто, кроме них самих, заниматься не будет.


Вернуться назад