ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Путин входит в логово дракона ("Asia Times", Гонконг)

Путин входит в логово дракона ("Asia Times", Гонконг)


10-10-2011, 09:40. Разместил: VP

М.К. Бхадракумар (M K Bhadrakumar)

 

Спустя две недели после своего заявления о намерении баллотироваться в президенты на выборах 2012 года премьер-министр Владимир Путин отправится в Пекин. Кремль придает большое значение политическим символам, а китайские лидеры никогда не скрывали своих симпатий к Путину. Запланированные на 11-12 октября переговоры в Пекине привлекут к себе огромное внимание всего мира.

 

В центре визита неизбежно окажется тема энергетического сотрудничества, являющаяся важным вектором российско-китайского стратегического партнерства. Но как показало на этой неделе довольно редкое "двойное вето" по Сирии в Совете Безопасности ООН, российско-китайское партнерство приобретает новое качество. Эти две страны никогда не проявляли такую общую озабоченность по поводу Ближнего Востока и коллективную решимость отстаивать свои интересы в данном регионе.

Путин отправляется в Китай на фоне гораздо более обширной картины российских отношений с Западом, и в частности с США. Произошла не только остановка российско-американской "перезагрузки". Ситуация на самом деле выглядит так, будто кто-то перевел часы на более раннюю, дообамовскую эпоху.

 

Администрация Обамы воскрешает спорные вопросы по всем направлениям. Это главным образом противоракетная оборона, каспийское соперничество, стратегия "Большой Центральной Азии", и так далее. Так получилось, что эти вопросы влияют и на ключевые интересы Китая, и теперь важный вопрос заключается в том, в какой мере Москва и Пекин посчитают полезным и целесообразным согласовывать свои позиции.

 

Рост ожиданий


Но главное в повестке Путина это энергетическое сотрудничество, и это на самом деле та смазка, которая способна ускорить непростые российско-китайские взаимоотношения. Разногласия по поводу цен остановили триллионную в долларовом выражении сделку на поставки российского газа в Китай. Мировую экономику очень сильно интересует то, сумеет ли Путин создать обнадеживающие тенденции в этих затянувшихся переговорах.

 

Газовое соглашение в случае его подписания придаст мощный импульс двустороннему партнерству, однако у России ожидания и надежды гораздо масштабнее, ибо, как написал недавно ведущий московский специалист по энергетическому диалогу с Китаем Игорь Томберг, "продажа сырья не имеет никакого отношения к стратегическому партнерству".

 

В статье в мидовском журнале "Международная жизнь" Томберг пишет:

 

В случае с Газпромом [российский энергосырьевой гигант], например, это активное участие - не только ресурсное, но и технологическое, финансово-инвестиционное – в формировании самого рынка. То есть не только поставлять газ, но также путем приобретения активов и нового строительства входить в газораспределительные сети, добиваться как минимум оперативного управления внутренними газораспределительными сетями.


Он отмечает, что пока выход российских энергетических компаний на китайский внутренний рынок происходит "крайне медленно, фрагментарно". Томберг выступает с радикальным предположением, намекая на то, что Москва может проявить гибкость в вопросах газового ценообразования, если ей будет предоставлен доступ на китайский внутренний рынок, потому что "центр образования прибыли сдвигается [от российской китайской границы] внутрь" Китая. Ученый признает, что это "задача колоссальная не только политически, но и технически". Для ее решения потребуется всесторонняя "гармонизация интересов двух государств в сфере энергетической безопасности".

 

Важно то, что Томберг написал свою статью в преддверии путинского визита. Он отмечает: "В Москве видят значительную заинтересованность со стороны китайских партнеров и экспертов в расширении взаимодействия". Далее он предлагает: "Совместная работа российских и китайских экспертов могла бы проводиться по таким направлениям, как согласование энергостратегий двух стран, прогнозы и сценарии; развитие рынков и инфраструктуры; энергоэффективность и альтернативные источники энергии".

 

Ввод в эксплуатацию газопровода "Северный поток", идущего в Европу, а также приближение начала строительных работ трубопровода "Южный поток" ставят Россию на прочное основание. Однако в энергетической политике каспийского региона появляются новые элементы напряженности.

 

Азербайджан сорвал джекпот, найдя новые и весьма крупные газовые месторождения. Это мгновенно улучшило перспективы продвигаемых США транскаспийских трубопроводных проектов, способных дать Европе прямой выход на энергетические ресурсы этого региона и сократить свою сегодняшнюю зависимость от российских поставок.

 

Если говорить просто, Европа может получить новые мощные рычаги в ценовых переговорах с Россией, а также загнать в угол российские энергетические компании, агрессивно проникающие на европейский энергетический рынок с целью покупки активов и получения доли в системе распределения. Москва наверняка увидит тайные козни США в возобновившихся усилиях Еврокомиссии по выработке и утверждению общей политики для всех своих стран-членов в их энергетических отношениях с Россией.

 

Ширма ПРО


Но это соперничество острее всего проявляется в серьезном споре по вопросу системы противоракетной обороны (ПРО), разворачиваемой США. В среду администрация Обамы объявила, что базой для крейсеров с системой "Иджис" станет испанское побережье. А совсем недавно прозвучали заявления о размещении компонентов ПРО в Румынии, Болгарии и Турции.

 

Два года тому назад, начиная "перезагрузку" с Россией, Обама пообещал полностью пересмотреть план ПРО – по крайней мере, Москва поняла это именно так. Но сейчас он продолжает его осуществление, намереваясь завершить создание системы к 2020 году.

 

Москва отреагировала незамедлительно. Министерство иностранных дел в своем заявлении осудило договоренность с Испанией и пригрозило полностью отказаться от сотрудничества с США. Оно объявило, что Соединенные Штаты якобы приняли решение "без коллективного обсуждения", и что это ведет к "существенному наращиванию противоракетного потенциала США в европейской зоне". В заявлении говорится:

 

Мы не только не видим готовности администрации пойти навстречу российским озабоченностям в ключевом для нас вопросе о предоставлении юридических гарантий ненаправленности будущей системы ПРО против российских СЯС, но, наоборот, фиксируем стремление все более расширительно подходить к районам развертывания противоракетных средств США. Если события и дальше будут развиваться подобным образом, то … шанс превратить противоракетную оборону из области конфронтации в предмет сотрудничества будет упущен.


Вопрос о противоракетной обороне наверняка превратится в нечто большее, чем простой спор между Россией и Западом. Соединенные Штаты вводят в систему ПРО Японию и Южную Корею. Интересен следующий момент. В начале сентября Организация Североатлантического договора официально передала Индии приглашение стать "партнером" в ее программе противоракетной обороны. Индийский военный истэблишмент активно обсуждает натовское приглашение, желая поставить шах и мат китайскому ракетному потенциалу.

 

Можно ожидать, что Китай во все возрастающей степени будет разделять российские взгляды на ПРО как на ширму, при помощи которой США хотят нейтрализовать его оборону. А поскольку зачаточное российско-американское сближение и предварительные переговоры по ПРО начинают спотыкаться, Москва и Пекин наверняка посчитают необходимым выверить свой политический ответ на брошенный им вызов.

 

С другой стороны, обеспокоенность России и Китая проблемами безопасности находит новое подкрепление в связи с решением администрации Обамы оживить свою стратегию "Большой Центральной Азии". Вашингтон сегодня называет ее проектом "Шелковый путь" и расширяет его масштабы, включая в этот проект европейских союзников США и увязывая его со стабилизацией в Афганистане, где НАТО играет ключевую роль.

 

Проект "Шелковый путь" имеет почти ту же цель, что и стратегия Джорджа Буша "Большая Центральная Азия", а именно – снизить российское и китайское влияние в этом регионе. На первый взгляд, Москве и Пекину будет трудно противостоять проекту Обамы, поскольку  он пользуется поддержкой Европы и якобы связан со стабилизацией Афганистана.

 

Вашингтон надеется создать международный консенсус в пользу этого проекта на предстоящей конференции по Афганистану, которая должна состояться в турецком городе Стамбуле 2 ноября.

 

Тем временем, появляются все новые признаки того, что Узбекистан готов поддержать планы НАТО по расширению своего влияния в Центральной Азии. Соединенные Штаты намерены значительно расширить  свое военное сотрудничество с Узбекистаном, в том числе, в сфере поставок оружия. Следует отметить, что эти последние тенденции вкупе с перспективой постоянного военного присутствия США в Афганистане бросают вызов региональным интересам как России, так и Китая.

 

Завис в воздухе


Как отмечается в московском комментарии по поводу 10-й годовщины войны в Афганистане под руководством США, график Обамы "по выводу войск к 2014 году, похоже, завис в воздухе". Действительно, новый командующий коалиционными силами в Афганистане генерал Джон Аллен (John Allen) открыто признал в интервью CBS, что график вывода к 2014 году может быть не соблюден. "План заключается в том, чтобы победить. План должен быть выполнен. Так что, хотя люди и слышат о том, что мы уйдем в 2014 году … мы, на самом деле, намерены остаться здесь очень надолго".

 

Москва ощущает потребность в создании действенной контр-стратегии. Именно в этом свете можно рассматривать недавнее предложение Путина о создании "Евразийского Союза". По оценке Путина, в конечном итоге набеги Запада на глубокий российский тыл в Центральной Азии может остановить расширяющееся общее экономической пространство России с Казахстаном и Белоруссией. Этот проект способен стать важной составляющей во время его нового президентского срока, если предположить, что Путин получит эту должность (что весьма вероятно).

 

Китай пока вежливо уклоняется от выдвинутой Путиным идеи, а китайская Peoples Daily полностью одобряет "смену мест" в тандеме, заявляя: "Это обеспечит поддержание стабильности в России и ее устойчивое развитие в направлении восстановления статуса великой державы".

 

Вместе с тем, как отмечает газета, 20-летняя история России подтверждает, что политическая трансформация этой страны является "уравнением с несколькими неизвестными", и что у этого уравнения будет не один, а несколько ответов, поскольку это "сложный системный проект, у которого нет гладкой дороги, по которой можно двигаться, и нет способа действий, который можно было бы применить". Тем временем, в газете китайской компартии появился еще один комментарий, в котором дается весьма осторожная оценка следующего плана:

 

Идущая за Путиным Россия пока соответствует китайским интересам. В отдаленной перспективе она может принести проблемы Восточной Азии, но сейчас говорить об этом сложно. Возрождение России непреодолимо, а ее отношения с Китаем будут более сложными. Основополагающей целью китайской политики по отношению к России должна стать оперативная адаптация к тому пути развития, по которому ведет страну Путин, и поддержание стратегического партнерства и сотрудничества.

Посол М К Бхадракумар был кадровым дипломатом индийского Министерства иностранных дел. Он работал в Советском Союзе, Южной Корее, Шри-Ланке, Германии, Афганистане, Пакистане, Узбекистане, Кувейте и Турции.

 


Оригинал публикации: Putin enters the dragons den


Вернуться назад