Складывается впечатление, что КНР одновременно преследует две цели. Первая — вынудить США не на словах, а на деле заняться решением проблемы своих долгов, что необходимо для хотя бы частичного возврата тех капиталов, которые Китай вложил в США. Вторая же цель заключается в том, чтобы вне зависимости то того, назовут ли дефолт США «дефолтом» или он будет поименован как-то изящнее, сдвинуть финансовый полюс мира на несколько градусов в сторону Пекина.
2 августа истекает последний срок, отпущенный президенту США для того, чтобы договориться с парламентом. И, в зависимости от итога переговоров, будет понятно — останется ли финансовая система США и, как следствие, всего мира в неприкосновенности, или же межгосударственные денежные отношения выйдут на новый, не вполне поддающийся предсказаниям этап. Поскольку государственный долг США в чистом виде составляет около 15 триллионов долларов, а с учётом всех обязательных социальных и прочих выплат — все 60 триллионов, необходимо принимать меры по стабилизации ситуации. Ведь долг США растёт в геометрической прогрессии, и уже сейчас высказываются сомнения в возможности выплатить физически даже сегодняшний объём денег, которые США должны всему миру. Когда речь идёт о суммах такого порядка, небывалое количество заёмных долларов переходит в новое качество. И, по правде говоря, уже очень мало зависит от того, кто занимает кресло президента США, и каковы его действия. Так или иначе — безболезненно выйти из ситуации просто нельзя. Обязательно будут пострадавшие. Что касаемо самих США, то основные споры идут там вовсе не о путях спасения мировой финансовой системы. Решается куда более локальный вопрос — за чей счёт будет проводиться терапия американского долга? Учитывая то, что избирательная кампания в США уже не за горами, дискуссия о спасении национальных финансовых институтов неизбежно затрагивает и чисто политическую плоскость. Если бы не грядущие выборы, то ничего нового с точки зрения экономики не наблюдалось бы — США много раз поднимали планку государственного долга, и печатать дополнительные доллары пока никто не мешает. Однако президент Барак Обама и представители демократической партии предлагают спасать национальную экономику путём увеличения налогов для больших компаний и концернов, проще говоря — крупного капитала. Против подобного «произвола» выступают сами крупные компании, политики, которые лоббируют их интересы, а также аналитики, настаивающие на том, что как раз крупные компании обеспечивают большинство рабочих мест. И только крупные компании способны оказать положительный эффект на состояние американской экономики.
Сторонники защиты крупного капитала от дополнительных налоговых посягательств имеют большинство, что переводит ситуацию в разряд патовых. Разумеется, расставаться с деньгами корпорации и опекающая их республиканская партия намерены только в самом крайнем случае. А в качестве альтернативы предлагают латать дыры в бюджете перераспределением средств иного рода — урезать социальные выплаты и пособия, то есть блокировать социальные инициативы самого президента Обамы. Который, как легко догадаться, тоже не горит желанием на это идти. Доступное медицинское обслуживание — вот главный козырь Барака Обамы во время прошлой избирательной кампании. Если его собственными руками уничтожить мечту о качественной медицине для всех, о втором президентском сроке ему можно будет забыть. Переговоры между президентом, конгрессменами и сенаторами, конечно, ведутся. Но с учётом принципиальности противоречий, прогресс измеряется миллиметрами. 29 июля план предотвращения технического дефолта был утверждён нижней палатой Конгресса. С минимальным перевесом, 218 голосов против 210. Он отличался от «чистого» плана Обамы, предусматривал лишь тактическое поднятие планки госдолга на два месяца, но его принятие всё же могло считаться добрым знаком. Однако сенат его не поддержал. Учитывая то, что до роковой даты 2 августа остались сутки — спасти президентские амбиции Обамы, социальные гарантии простых американцев и налоговые льготы крупных компаний одновременно может только чудо. Учитывая то, что даже в такой сложный для государства момент инерцию бюрократической машины преодолеть невозможно, есть основания полагать, что ветви американской власти договориться не успеют. Агентства, присваивающие кредитные рейтинги, уже явным образом махнули рукой на договороспособность парламента США и Барака Обамы, и начали первые, достаточно осторожные попытки привести денежный табель о рангах в какое-то соответствие с действительностью. Рейтинги кредитоспособности во многом зависят от слухов и всевозможных психологических нюансов. И здесь масла в огонь подлил сам Барак Обама, без всяких видимых причин заявивший, что, мол, нельзя сравнивать ситуацию в США и ситуацию в Греции и Португалии. А несколько позже призвал соратников из Демократической партии «сплотиться перед лицом неминуемого кризиса». Эти два заявления главы государства никак не могли добавить обществу уверенности в завтрашнем дне. Одновременно с этим были опубликованы данные по росту ВВП США, который оказался намного меньше расчётного. И рейтинги США зашатались. Конечно, рейтинговые агентства опасаются наносить очень уж явный удар по американской финансовой цитадели. И робкие предостережения основательного пересмотра первенства и эффективности американской экономики звучат деликатно, и оставляют простор для разного рода маневров. Международное рейтинговое агентство Moody’s, скорее всего, сохранит существующий кредитный рейтинг США на уровне ААА, но может пересмотреть прогноз на «негативный», что станет основой для ухудшения рейтинга в будущем. Однако аналитики рейтингового агентства готовы рассматривать проблемы бюджетного регулирования США в качестве «допустимых колебаний». И агентство «выражает уверенность» в том, что даже если не удастся достичь компромисса до 2 августа, казначейство США в первую очередь будет обслуживать свои долговые обязательства, отодвинув на второй план другие программы. Как видим, приходящее всем на ум слово «дефолт» финансовые аналитики стараются не произносить, но всем и так понятно, о чем идет речь. Американское рейтинговое агентство «Эган-Джонс» также понизило кредитный рейтинг США. «Главной причиной понижения кредитного рейтинга является размер госдолга, который выходит за пределы 100 процентов от ВВП США», — подчеркивается в сообщении агентства. Тем не менее, «Эган-Джонс» особо отмечает, что «нынешнее снижение рейтинга не вызвано угрозой возможного дефолта, который угрожает американской экономике». Хотя, в принципе, превышающий 100% ВВП государственный долг любой страны как раз и означает состояние дефолта. Одновременно с понижением рейтинга США, Moody’s повысило на одну ступень, с уровня A1 до Aa3, рейтинг Китая. Неизвестно, было ли это комплиментом, или вызвано объективными причинами, но можно констатировать — одновременно с ростом влияния Китая, его руководство намерено в очень жёсткой форме требовать от США большей ясности и ответственности в вопросах урегулирования государственных долгов. Китайское рейтинговое агентство Dagong Global Credit Rating заявило, что снизит суверенный рейтинг США в течение полугода. Ранее то же агентство отмечало, что оценивает кредитоспособность США на уровне АА, что ниже кредитного рейтинга Китая (АА+) и значительно ниже кредитного рейтинга, присвоенного Америке тремя крупнейшими международными рейтинговыми агентствами, в том числе и упоминавшимся Moody’s. Отметим, что это — не единственный эпизод полемики китайских аналитиков с крупнейшими рейтинговыми агентствами. Первый раз Dagong «укусило» Америку в ноябре 2010, понизив рейтинг государственных облигаций США. При этом в Dagong не исключили, что однажды рейтинг США будет понижен до категории, в которой находятся такие страны-должники, как Испания и Португалия. В том же направлении действует и китайское информационное агентство People’s Daily, нередко выполняющая функции рупора Компартии КНР. People’s Daily в последнее время все чаще обрушивается на США за «безответственность» и «безнравственность» в вопросе повышения потолка госдолга. Более того, критике подвергается не только финансовая, но и политическая система США. В статьях отмечается, что американская демократическая система превратилась в «неуклюжий фарс», который ярко иллюстрируется ситуацией вокруг «потолка» государственного долга.
Издание обвиняет американских политиков в том, что они «приносят в жертву интересы народа ради нескольких лишних голосов» и утверждает, что «электоральная система США ограничила способности Белого дома к действию». «Ни один из них не задумывается о национальных интересах США, не говоря уже об остальном мире», — пишет газета. Напомним, что Китай является крупнейшим держателем облигаций казначейства США. Складывается впечатление, что КНР одновременно преследует две цели. Первая — вынудить США не на словах, а на деле заняться решением проблемы своих долгов, что необходимо для хотя бы частичного возврата тех капиталов, которые Китай вложил в США. Вторая же цель заключается в том, чтобы вне зависимости то того, назовут ли дефолт США «дефолтом» или он будет поименован как-то изящнее, сдвинуть финансовый полюс мира на несколько градусов в сторону Пекина. Александр Вишневский
Вернуться назад
|