«СОБЛАЗНЕНИЕ» НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ.
Американские специалисты по «оранжевым революциям» взяли шефство над афро-арабской молодежью Франции
Одним из самых неожиданных последствий французских беспорядков 2005 года стал растущий интерес США к молодым людям иммигрантского происхождения, гражданам Франции, которые, однако, в массе своей настроены против французского государства.
В октябре 2005 года во Франции имели место массовые уличные беспорядки, представленные СМИ как социальный протест. На деле в них участвовали молодые люди неевропейского происхождения, живущие в основном на окраинах больших городов. По официальной версии, беспорядки были спровоцированы смертью двух несовершеннолетних преступников, которые, будучи преследуемы полицией с целью обычной проверки документов, спрятались в трансформаторной будке и умерли от удара электричеством. Последствия этих беспорядков были тяжелыми: за 3 недели трое убитых, три тысячи арестованных, десять тысяч сожженных машин и десятки разгромленных общественных зданий — школ, складов, магазинов, архивов и даже церквей. Эти беспорядки быстро превратились в настоящий бунт молодых французов арабо-африканского происхождения против французского государства. Для сдерживания зачинщиков было мобилизовано около 11 тысяч полицейских. В определенный момент в стране было даже объявлено чрезвычайное положение. Урон от погромов был оценен примерно в 200 миллионов евро. Это были худшие городские беспорядки во Франции с 1968 года. В 2009 году немецкий журналист и писатель Удо Ульфкотте (Udo Ulfkotte) опубликовал удивившую всех книгу под названием «Der Krieg im Dunkeln: Die wahre Macht der Geheimdienste» (Война в темноте: власть тайн) в которой автор развивает тезис, что беспорядки не были абсолютно стихийными, а их организацией и поддержкой занимались профессиональные агитаторы. В своей книге журналист называет эти массовые волнения вариантом цветной революции, но происходящей в 2005 году во Франции. Мы не знаем точно, верна ли или надумана эта теория, но параллельно ей стоит рассмотреть одно из самых неожиданных последствий французских беспорядков — растущий интерес США к молодым людям иммигрантского происхождения, гражданам Франции, которые, однако, в массе своей настроены против французского государства. Текст дипломатического донесения от 25 января 2007 года, опубликованный на Wikileaks, кажется, приоткрывает завесу тайну над некоторыми фактами. В этом документе американское посольство сообщает о разработке политической линии поддержки и развития афро-арабских общин Франции, нацеливаясь при этом на молодых французских мусульман. Первые попытки ведения такой политики были зафиксированы в 2001 году, после событий 11 сентября. Действительно, американские дипломаты утверждают, что ситуация с демографической эволюцией Франции такова, что многочисленные французы афро-арабского происхождения будут определять завтрашний день французского государства. После трагедии 11 сентября и войны в Ираке, госдепартаменту США казалось жизненно важным улучшить имидж Америки в глазах европейских мусульман. Многие известные личности стали ключевыми участниками этой американской игры во Франции. В 2009 году Барак Обама назначает Чарльза Ривкина послом США во Франции. Сделавший карьеру в индустрии развлечений и рекламы, Ривкин был одним из тех, кто отвечал за сбор финансов в ходе предвыборной кампании Обамы. В сентябре 2009 происходит событие, важность которого многие не сразу оценили. Посол Ривкин и его супруга стали почетными гостями мэра парижского пригорода Вилье-ле-Бель. Они получили приглашение на торжественное открытие первого граффити, нарисованного в рамках франко-американской программы обмена художественным и образовательным опытом в городском искусстве. Вилье-ле-Бель не совсем обычный город: именно отсюда пошли молодежные беспорядки 2005 года. В ноябре того же года посольство Соединенных Штатов Америки приглашает 24-х французских старшеклассников стать послами своей культуры в США. Программа «Молодые послы», проводимая два года подряд во Франции, позволила старшеклассникам из малообеспеченных семей провести две недели в США, в сопровождении и окружении официальных лиц, как мы увидим далее. Около тридцати молодых людей отправились в США в марте и в апреле 2010 года в рамках молодежной программы Госдепартамента «Международные гости». Среди этих молодых гостей было много руководителей общественных ассоциаций, а также рэпперов и молодежи иммигрантского происхождения или сотрудничающей с общественными организациями, действующими внутри иммигрантских общин. Программа «Молодые Послы» не является чем-то принципиально новым, ведь из статьи под названием «Президентские выборы во Франции как идеальный пример успеха Программы международных визитов», опубликованной в 2007, мы узнаём, что многие видные французские политики (как правой, так и левой направленности) также были членами данной американской программы. В статье упоминаются Николя Саркози, Брис Ортефе, Франсуа Фийон, Кристина Бутен. 2 апреля 2010 года Чарльз Ривкин проводит встречу с молодежью города Бонди (это пригород Парижа, где концентрация иммигрантов — одна из самых высоких в стране). В своей речи он заявляет следующее: «У нас в Америке все по-другому. Ты можешь быть африканцем, индейцем, но, прежде всего — ты американец [...] Мне нравится разговаривать со всеми французами. Я знаю и уверен, что следующий французский лидер будет из пригорода». Перед отъездом он спрашивает молодежь: «С кем из американских актеров вы хотели бы встретиться?». Держа свое обещание, 13 апреля 2010 посол возвращается в Бонди для встречи с молодежью в сопровождении американского чернокожего актера Сэмюэля Л. Джексона и его жены. Актер выступит с такими словами: «Вы — будущее страны, не упустите свой шанс, организуйтесь в сообщество, [...] заявите, что это не нормально, когда на экране я не вижу похожих на меня людей». 24 июня 2010 года посольство США организовало форум под названием «Create Today» (Создавая сегодняшний день) с участием молодых американских и французских предпринимателей. Во время приема в саду посольства, гости могли посетить художественные выставки или послушать новую песню «Vida loca» французской рэп-группы «Kommando Toxik» из Вилье-ле-Бель. 29 июня 2010 года американский посол торжественно открывает первый «Парижский хип-хоп кампус» (Hip Hop Campus) в Ля Вилетт. Он участвует в первом круглом столе на тему «Французский хип-хоп против американского: новая школа успеха!» 5 августа 2010 года Сильвестр Сталлоне, Джейсон Стэтхем и Дольф Лундгрен в составе делегации посольства США посетили город Росни-су-Буа, также с большим процентом населения иммигрантского происхождения, социальными проблемами и частыми беспорядками. После встречи Сильвестр Сталлоне заявил: «Было замечательно встретиться с жителями Росни-су-Буа, это настоящие люди». В июле 2010 года в целях поддержки подобной деятельности помощником посла США во Франции назначаетсяМарк Таплин. Профессиональный дипломат, Таплин специализируется на общественной дипломатии. До своего назначения он был преподавателем в Университете Джорджа Вашингтона, конкретно — в Институте общественной дипломатии и мировых связей. Он также вел блог, где обсуждал интеллектуальные методы воздействия (сочетание методов мягкой и жесткой силы). В 1984-1987 годах Таплин занимал должность помощника атташе по культуре, а в 1994 году помощника пресс-секретаря при посольстве США в Москве. С 1999 по 2001 годы он был советником по Общественной деятельности посольства США в Киеве. С 2002 по 2004 Марк Таплин был директором Бюро по Украине, Молдавии и Белоруссии в Госдепартаменте США. На этой должности дипломат содействовал развитию американской политики в отношении Украины в перспективе президентских выборов 2004 года. Впрочем, летом 2004 года Таплин покинул свой пост. 21 ноября того же года на Украине началась «оранжевая революция». Затем с 2005 по 2008 год Таплин занимал пост заместителя главы дип. миссии США в Румынии, в Бухаресте. Горячий сторонник Обамы, Марк Таплин известен также тем, что сыграл первую скрипку в информационной кампании, приведшей к увольнению Алена Жуайанде, государственного секретаря Франции по вопросам сотрудничества, который, будучи с визитом на Гаити, вслух задавал нелицеприятные вопросы о действиях США в этой стране. После землетрясения, сотрясшего остров, американские войска взяли под контроль аэропорт Порт-о-Пренс и препятствовали посадке двух французских самолетов с гуманитарной помощью. Ален Жуайанде заявил о своем желании провести расследование касательно действий американцев, чтобы «выяснить, прибыли ли они помочь Гаити, или для того, чтобы оккупировать остров». Однако спустя некоторое время был обнародован факт нецелевого использования Жуайанде бюджетных средств (он нанимал частный самолет для командировки на Мартинику). Затем всплыл факт якобы незаконного получения разрешения на строительство. Наконец, Алена Жуайнде обвинили в том, что он, якобы, тратил государственные деньги на покупку сигар1. Оказавшись в эпицентре трех скандалов, Ален Жуайанде был, в конце концов, уволен с поста министра французского правительства 5 июля 2010 года. Таплин и Ривкин не единственные, кто проводит американскую стратегию «соблазнения национальных меньшинств» во Франции. Координацией этих операций (кто-то назвал бы их манипуляцией) также занимаются Лора Берг, атташе по культуре посольства США, и, главным образом, гражданка Франции Рандиан Пекку, которая вот уже десять лет отвечает за взаимодействие посольства США с мусульманскими общинами. Эта скромная 53-летняя женщина по своей официальной должности является «ответственной по вопросам гражданского общества» в американском посольстве и практически никогда не дает интервью. Французская газета «France-Soir» (в статье «Как Али Сумаре „был обработан“ в американском посольстве» от 6 августа 2010) раскрыла ее имя, добавляя, что записная книжка этой дамы «содержит все разнообразие контактов ведущих политических и общественных деятелей Франции». Конечно, всевозможные способы американского вмешательства во внутренние дела Франции давно не новость. Сидни Хукс, один из руководителей Конгресса за свободу культуры — обширную программу, финансируемую ЦРУ в течение Холодной войны — уже в 1941 году заявлял следующее: «Перевоспитание и переформирование населения Франции являются, на мой взгляд, основными и срочными задачами для американской демократической политики в этой стране». Сидни Хукс, по всей видимости, имел в виду французский народ в целом. Новое же прочтение его слов состоит в том, что целью американцев теперь является отдельная часть населения Франции. 1На самом деле, этим занимался другой французский чиновник — Кристиан Бланк, курировавший в правительстве дела Парижа и столичной агломерации. В июне 2010 года он стал объектом пристального внимания публики, когда выяснилось, что он удовлетворял свое пристрастие к кубинским сигарам за счет налогоплательщиков
СТРАТЕГИЯ ПОСЛА РИВКИНА: США ОБЪЯСНЯТ ФРАНЦИИ, КАК РЕШАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И ВЕСТИ МОЛОДЕЖНУЮ ПОЛИТИКУ
В январе 2010 года посольство США в Париже составило депешу, в которой посол Чарльз Ривкин разъясняет деятельность американцев по отношению к меньшинствам Франции. Дипломатическое донесение состоит из 10-ти пунктов, в которых, соответственно, сообщается о кризисе американского присутствия во Франции, о важности разработки особой стратегии для этой страны и вступления в позитивный диалог, а также о необходимости пропаганды успешного примера запуска агрессивной молодежной программы.
В январе 2010 года посольство США в Париже составило депешу, в которой посол Чарльз Ривкин разъясняет деятельность американцев по отношению к меньшинствам Франции. Дипломатическое донесение состоит из 10-ти пунктов, в которых, соответственно, сообщается о кризисе американского присутствия во Франции, о важности разработки особой стратегии для этой страны и вступления в позитивный диалог, а также о необходимости пропаганды успешного примера запуска агрессивной молодежной программы. Он также затрагивает вопросы поощрения сторонников умеренных взглядов и распространения практического опыта, а также углубления понимания проблем и, наконец, объединения усилий. Ниже я кратко изложу содержание пунктов данного дипломатического донесения:
Краткое резюме
«В соответствии с уникальными обстоятельствами и историей Франции, посольство США в Париже разработало Стратегию взаимодействия с меньшинствами, которая, в том числе среди прочих групп, касается французских мусульман, и отвечает задачам, определенным в телеграмме — донесении A. Наша цель состоит в том, чтобы активизировать все группы населения Франции для консолидации усилий этой страны в претворении в жизнь идеалов равенства, тем самым способствуя продвижению национальных интересов Америки. В то время как Франция по праву гордится тем, что именно в этой стране зародились демократические идеалы, а также своей ролью в качестве ревностного защитника прав человека и правового государства, французские социальные институты на деле не обладают достаточной гибкостью, чтобы адаптироваться к нынешней демографической ситуации в стране, со все возрастающим числом иноверцев.»
Предпосылки: кризис американского представительства во Франции
«Франция долгое время пропагандировала защиту прав человека и правовое государство, как на своей территории, так и на международном уровне и ощущала себя полноправным историческим лидером среди демократических стран. История Франции, её восприятие самой себя в современном мире сыграют важную роль при воплощении в жизнь представленной нами здесь стратегии, состоящей в том, чтобы оказывать давление на Францию с тем, чтобы это государство направило свои усилия на более эффективное проведение в жизнь демократических ценностей, продвижением которых оно занимается». «В большинстве французских СМИ по-прежнему работают одни „белые“, небольшое улучшение наблюдается только в плане присутствия меньшинств перед камерами телевизионных новостных передач. Среди элитных образовательных учреждений Франции, принявших решительные меры по интеграции, нам известен только Институт политических исследований (Sciences Po), который представил альтернативный метод набора для иностранных студентов и студентов с иностранным происхождением, не готовых для сдачи французских письменных экзаменов. Если ситуация с представителями меньшинств, работающих в частных организациях немного изменилась к лучшему, то на руководящих должностях компаний их представителей по-прежнему крайне мало. Таким образом, реальность французской общественной жизни противоречит идеалам равенства нации. Общественные институты Франции до сих пор определяются группками „посвященных“ и политической элитой, в то время как крайне правые и ксенофобские идеи представляют интерес только для малой (однако, влиятельной) части населения». «Мы полагаем, что Франция не использует в полной мере всю энергию, способности и идеи проживающих в ней меньшинств. Несмотря на то, что Франция считает себя образцом для подражания в плане ассимиляции и меритократии (власти одаренных), очевидное неравенство во французском обществе портят имидж Франции и ослабляют ее влияние на международной арене. Мы считаем, что устойчивый отказ от политики развития возможностей и продвижения политических интересов меньшинств может ослабить и разделить Францию. Геополитические последствия ослабления и разделения Франции отрицательно скажутся на американских интересах, ведь нам необходимы сильные партнеры в центре Европы, которые помогали бы нам в продвижении демократических ценностей». Следовательно, американцы хотят использовать в своих интересах существующие во Франции противоречия. Трудно сказать, чего они больше боятся — «ослабления Франции» или американских интересов в Европе. Судя по смыслу данного утверждения, Франция по-прежнему является основным плацдармом для американских интересов в Европе.
Стратегия во Франции: наши цели
«Основная цель нашей ориентированной на меньшинства стратегии состоит в том, чтобы активизировать все уровни населения Франции для того, чтобы помочь им в осуществлении их собственных задач социального равенства. Наша стратегия нацелена на три уровня населения: (1) групповое большинство, и, особенно, элиту; (2) групповые меньшинства, лидерам которых будет уделяться особое внимание; (3) все население в целом. Используя семь нижеперечисленных тактических приемов, мы будем стремиться способствовать осознанию французской элитой преимуществ политики расширения возможностей и, напротив, убыточности поддержания существующего порядка вещей; повышать компетентность и развивать уверенность лидеров групп меньшинств, стремящихся увеличить свое влияние; выражать населению Франции в целом наше особенное восхищение разнообразием и динамичностью народов этой страны, подчеркивая преимущества данных качеств, которые следует использовать, открывая возможности для всех групп населения»
Тактический прием №1: Вступить в позитивный диалог
«Во-первых, мы сфокусируем наши выступления на проблеме равенства возможностей. В публичных заявлениях на тему демократического сообщества, мы будем подчеркивать такие характерные признаки демократии как право на отличие, защита прав меньшинств, ценность равенства возможностей и важность существования настоящих политических представителей меньшинств». «Мы будем сообщать о затратах, которое несет французское государство из-за недостаточного представительства меньшинств в стране, подчеркивая преимущества, которые приобрела Америка, упорно работая над устранением препятствий, возникшими перед меньшинствами США». «Кроме того, мы продолжим и сделаем более интенсивной работу с французскими музеями и преподавателями с целью реформирования учебных планов по истории, преподаваемой во французских школах, таким образом, чтобы учитывалась роль меньшинств в истории Франции, а также их точка зрения на историю данного государства».
Тактический прием №2: Подавать положительный пример
«Мы будем использовать пример как одно из средств данной стратегии. Мы продолжим и приумножим наши усилия по организации визитов во Францию лидеров американских меньшинств для того, чтобы те поделились своим непосредственным опытом с французскими лидерами. Когда мы отправим французских лидеров в Америку, то как можно чаще будем включать в программу их пребывания моменты, демонстрирующие равенство возможностей в нашей стране. Мы продолжим приглашать на мероприятия в нашем посольстве представителей разнообразных групп французского общества, избегая, таким образом, таких мероприятий, где бы присутствовали представители только белой расы или только национальных меньшинств».
Тактический прием №3: Запуск агрессивной молодежной программы
«В-третьих, мы продолжим и укрепим наши усилия по активизации молодежи для того, чтобы рассказать молодым французам любого социокультурного происхождения об общности наших ценностей. Ведущую роль при этом будет играть Отдел по поддержке молодежных инициатив при посольстве, который ставит своей целью рост положительной динамики среди французской молодежи, что обеспечит большую поддержку американских ценностей и задач». «Для осуществления данных целей, мы будем опираться на уже действующие масштабные программы Общественной Дипломатии, а также совершенствовать различные творческие методы оказания влияния на французскую молодежь. Для этого будет использоваться новые средства информации, а также корпоративное партнерство, конкурсы национального масштаба, мероприятия, ориентированные в первую очередь на молодежь — особенно приглашение известных американских гостей. Мы также займемся разработкой новых методов выявления, обучения и воздействия на будущих французских лидеров. В рамках расширения возможностей образования и обмена для французской молодежи, мы будем следить за тем, чтобы при выборе участников поддерживаемых нами программ обмена, не было никакой дискриминации. Опираясь на уже существующие во Франции молодежные социальные сети, мы создадим новые интернет-сообщества, содействуя, таким образом, общению будущих лидеров Франции на форуме, ценности которого — инклюзию (включение), взаимоуважение и открытый диалог — мы поможем сформировать».
Тактический прием №4: Поощрять «умеренных»
«В-четвертых, мы будем поощрять почти неслышимые голоса сторонников толерантности к более смелому и уверенному выражению их мнения. Мы будем вести данную деятельность при помощи двух интернет-сайтов, ориентированных на молодых франкоговорящих мусульман — oumma.fr и saphirnews.com — мы займемся поддержкой, обучением и заставим действовать информационных и политических активистов, разделяющих наши ценности». «Мы будем делиться с Министерством внутренних дел Франции и с религиозными объединениями страны наиболее эффективными методами обучения толерантности, которые в настоящее время используются в мечетях, синагогах, церквях и других религиозных учреждениях США. Мы задействуем напрямую Министерство внутренних дел для сравнения французских и американских подходов к вопросу поддержки лидеров из меньшинств, которые отстаивают умеренные взгляды и призывают к взаимопониманию, сопоставляя при этом наши методы с методами лидеров, сеющих раздор и ненависть».
Тактический прием №5: Делиться практическим опытом
«В-пятых, мы продолжим осуществление данного проекта, делясь практическим опытом с молодыми лидерами всех областей деятельности, в том числе с молодыми лидерами политических партий умеренной направленности, с тем, чтобы они пользовались необходимым инструментарием и менторской поддержкой для своего продвижения. Мы создадим и обеспечим поддержку образовательных программ и программ обменов, которые наглядно покажут долгосрочные положительные результаты инклюзии как внутри школьной среды, так и внутри групп гражданского общества, среди блоггеров, политических советников и политиков местного уровня».
Тактический прием №6: Углубить наше понимание проблемы
«Занимаясь подробным изучением таких значимых событий, как дискуссия о национальном самосознании, мы планируем отслеживать тенденции и, в идеале, предугадывать изменения, касающиеся положения меньшинств во Франции, оценивая при этом, как подобные изменения повлияют на интересы США в стране».
Тактический прием №7: Объединять, определять цели и давать оценку нашим усилиям
«Наконец, рабочая группа по взаимодействию с меньшинствами будет объединять действия соответствующих подразделений и ведомств Посольства, отвечающих за позитивный диалог, мероприятия и анализ ситуации. Эта группа будет работать в тандеме с Программой молодежных инициатив, и будет определять среди населения страны лидеров и группы, обладающих определенным влиянием». «По итогам каждого года группа будет давать оценку нашему влиянию, анализируя как фактические, так и нематериальные показатели успеха. Фактические изменения будут заключаться в измеряемом росте числа представителей меньшинств, занимающих руководящие посты и работающих в государственных или частных организациях, в том числе учреждений образования. К таким изменениям также относится рост числа конструктивных усилий лидеров меньшинств в получении политической поддержки как внутри собственной общины, так и вне ее, уменьшение поддержки населением Франции ксенофобских политических партий и программ. Хотя мы не можем гарантировать успешность данных позитивных мероприятий, мы сконцентрируем наши усилия на вышеописанной деятельности, которая будет поощрять, подталкивать и стимулировать движение в нужном направлении».
ФРАНЦУЗСКИЕ УЧЕБНИКИ: МОНОМАТАПА ВМЕСТО НАПОЛЕОНА, СОНГАЙ ВМЕСТО ЛЮДОВИКА ЧЕТЫРНАДЦАТОГО.
Поэтому по советам из посольства США их имена исчезают со страниц школьных учебников
Король-Солнце теперь отправлен в программу 5-го класса под конец учебного года, в течение которого ученики надолго задерживаются на теме африканских цивилизаций Мономотапа и Сонгай и на работорговле в восточных колониях Франции. В действительности, Франциск I, Генрих IV, Людовик XIV и Наполеон I теперь относятся к тому, что новые учебные программы называют «контекстуальными элементами понимания» и, следовательно, больше не являются объектом внимания школьных учебников в программе французского народного образования.
Все новое — хорошо забытое старое
«Франция этого не знает, но с Америкой мы находимся в состоянии войны [...] Войны постоянной, войны насущной, войны экономической [...] Да, они упрямы и жадны, эти американцы, они хотят безраздельной власти над миром... Вы видели, что после войны в Персидском заливе, они захотели взять весь этот регион под свой контроль, ничего не оставив своим союзникам.[...] Мы не должны поддаваться им, мы не должны позволить им убедить себя». Высказывание Франсуа Миттерана, цитата из книги «Последний Миттеран» (автор Жорж-Марк Бенаму). В таком американском подходе к молодым кадрам нет абсолютно ничего нового. В Европе уже давно функционируют многочисленные американские ассоциации, целью которых является формирование про-американской элиты. Во Франции можно привести в пример известный Франко-Американский фонд, созданный в 1976 году тремя выдающимися американцами: Джеймсом Гордоном Лоуэнстейном, Джеймсом Чейсом и Николасом Уолом. Двое первых были членами влиятельного Совета по международным отношениям (CFR), где вырабатывалась американская внешняя политика, а третий был преподавателем политологии. С целью расширения американского влияния на французскую элиту, эти американские деятели делали ставку на занимающих высокие посты французов. Открытие Франко-Американского фонда состоялось благодаря предложению президента Жискар д’Эстена во время приема в посольстве Франции в Вашингтоне 18 мая 1976 года, где присутствовал президент США Джеральд Форд и госсекретарь Генри Киссинджер. При этом, как напоминают официальные тексты, преследовалась следующая цель: «Цель Франко-Американского фонда состоит в том, чтобы укрепить франко-американские отношения, которые считаются необходимой составляющей трансатлантического партнерства». С 1981 года действует программа «Молодые лидеры», в которой принимало участие огромное число французских политических деятелей, а также журналистов.
На кого делают ставку США сегодня?
Новым в этой «политике обольщения» является то, что она фокусируется на этнически-религиозных объединениях Франции. Стратегия же состоит в том, чтобы «показать французам, что они также сумеют признать ценность этнических меньшинств, как это сделали США». Эта дипломатическая политика идет через французскую социально-политическую элиту, а также посредством интернет-сайтов общин французских иммигрантов. Приведем в пример два основных сайта: oumma и saphir, которые открыто признают тесные отношения с посольством США во Франции: 1. Oumma.com: «Мы действительно поддерживаем замечательные отношения с сотрудниками посольства и это дает нам особые привилегии, например, мы смогли заполучить исключительное право на интервью с г-жой Фарах Пандит, членом правительства Обамы (специальным представителем Госдепартамента по делам мусульманских стран)». 2. Saphirnews: «Связи между американскими официальными лицами во Франции и сайтом Saphirnews, действительно, существуют уже давно, и благодаря этому, например, мы имели возможность в декабре 2008 года встретиться с официальным представителем американского Конгресса Линн Уэйл, для обсуждения ситуации во французском обществе». Пример нижеперечисленных личностей типичен. Среди наиболее «раскрученных» можно назвать следующие имена: Рохайя Диалло (Rokhaya Diallo) — молодая француженка сенегальского происхождения, общественная активистка, теле- и радио-журналистка. Она убежденная феминистка, сначала была членом леворадикальной организации Attac, затем активно занялась общественной деятельностью и продвижением идей феминизма через различные ассоциации, такие как «Mix-cité» и «Les indivisibles (Неразделимые)». В марте 2010 года она была выбрана для участия в программе «Международные гости»: получив приглашение от федерального правительства США, Диалло посетила страну с целью изучения «многообразия общества». В сентябре 2010 года она была приглашена на 40-е Закрытое политическое собрание конгрессменов-афроамериканцев (Congressional Black Caucus), ежегодное мероприятие, в котором участвуют члены парламента США афро-американского происхождения. Реда Диди — еще один француз иммигрантского происхождения, которого «обхаживают» американцы. Это бывший руководитель французского эколого-социалистического движения «зеленых», который также побывал в США вместе с другими восемью избранными кандидатами в рамках программы «Семена Франции». Эта программа имеет своей целью вовлечение граждан в политическую деятельность, организуя объединения активистов, привлеченных из населения желательно иммигрантского происхождения. Уилл Бернс, руководитель избирательной кампании Обамы в американский сенат в 2000 году, пришел в правительство из этого клуба. Пример Али Сумарэ наиболее известен во Франции. Кандидат от Социалистической партии на выборах региональных советов, этот глава общественной организации, соучастник беспорядков в Вилье-ле-Бель, уже более двух лет пользуется в США репутацией «молодого лидера из иммигрантского квартала». Его много раз принимали в парижском посольстве США, он принимал участие в семинарах, обучающих ведению избирательных кампаний. С ним также консультировались по различным актуальным темам, таким, например, как интеграция. И каждый раз перед ним расстилали красную ковровую дорожку. «Социалистическая партия, в которой я состою, никогда не оказывала мне и половину того внимания, которое проявили ко мне американцы», говорит он. «Они действительно пытаются понять наши проблемы. Это так интересно и очень льстит мне». Альмами Кануте, активист общественной организации и номер один в независимом рейтинге кандидатов на выборы в коммуне Френ (Fresnes), весной минувшего года возвратился из трехнедельной поездки по США. Программа, в которой он участвовал, называется «Руководство этническим разнообразием». «Визит проходил очень интенсивно. Мы участвовали в собраниях, посещали многие места. Я сделал вывод, что, даже если американцы не больше французов преуспели в интеграции населения иностранного происхождения, они посвящают этому гораздо больше средств и усилий. Там я чувствовал, что меня понимают, здесь же меня считают этническим экстремистом. Они, по крайней мере, не осуждают нас». 37-летний Саид Аммуш также принимал участие в программе "«Международные гости». Он родился в Париже и вырос в Бонди, департамент Сен-Сан-Дени. Являясь основателем агентства по найму персонала «Mozaïk RH», цель которого — благоприятствовать этническому разнообразию кадров на французских предприятиях, он в конце 2008 года ездил в США по вышеупомянутой программе обмена. «Для них [американцев], эти поездки нужны, чтобы менять наше устоявшееся мнение относительно их страны. Мы не даем себя провести, знаем, что возможно нами манипулируют, но сейчас я лучше понимаю желание американцев двигаться вперед и создавать, предпринимать что-то. Это очень сильное качество, о котором я прежде не знал». Но поездки нескольких лидеров, о которых нам известно — еще далеко не все. В ноябре 2010 года по случаю первого большого форума по проблемам занятости, инициированного ассоциацией «В наших кварталах есть таланты», американское посольство приняло участие в организации встречи с шефами крупнейших предприятий в отеле «Newport Bay Club» в парижском Диснейленде. Эта ассоциация, оказывающая помощь по трудоустройству для молодых людей из этнических меньшинств, существует с 2005 года и была создана Объединением французских предпринимателей (Medef) Сен-Сан-Дени, департамента с наибольшей во всей Франции этнической и религиозной плотностью населения. В форуме участвовало около 5 тысяч молодых людей. Ассоциация «В наших кварталах есть таланты» была основана в декабре 2009 года. В ее планах до 2015 года увеличить в десять раз число молодых последователей, а также постоянных спонсоров, без сомнения при ненавязчивой помощи американского посольства.
Американский креатив для Франции: супергерой из предместья воюет с полицейскими
Подобная деятельность также касается французских мусульман. 2 декабря американский консул Марк Шапиро открыл ассоциацию под названием Confluences (Слияния), цель которой — продвижение интересов меньшинств, а особенно мусульман. Этот проект — результат партнерства между регионом Рона-Альпы и госдепартаментом США (аналогом нашего министерства иностранных дел). Цель ассоциации Confluences — создание, руководство и контролирование в Лионе центра по вопросам этнического разнообразия и борьбы против дискриминации. Атташе по культуре американского консульства в Лионе является членом совета руководства ассоциации. Время от времени незаметное американское вмешательство принимает другие формы: 3 августа прошлого года телеканал BBC News огласил информацию о том, что США весьма щедро финансировали создание японских комиксов манга. Они были призваны убедить японскую молодежь в необходимости военного союза между США и Японией (а именно сохранении американской военной базы на Окинаве, против которой протестует все большее и большее число японцев). Именно в таком же ключе, в декабре 2010 в США появился новый супергерой комиксов Nightrunner. Речь идет о Билли Асейа, 22-х летнем алжирском исламисте-сунните, иммигрировавшем во Францию и обосновавшемся в городке Клиши-су-Буа. Воплощая ценности чести, прямоты и справедливости, он помогает вдовам и сиротам. Он также защищает интересы своей общины (мусульман), на которых несправедливо нападают. Это тем более вызывает беспокойство, что первый эпизод комикса происходит во время беспорядков 2005 года во французских пригородах. Вместе со своим другом, 16-тилетним Билалем, он был несправедливо обвинен и избит полицией, хотя ничего плохого он не сделал. После того, как он поджег комиссариат, он был убит. Тогда Билаль становится «ночным полицейским» (Nightrunner), чтобы восстановить справедливость и демократический порядок. Этот комикс уже вышел в двух выпусках сборников комиксов (Annual Batman Detective Comics (№ 12) и Batman Annual № 28), и конечно никто не сомневается, что этот новоявленный Бэтмен появится в ближайшее время во французских киосках. В особенности в киосках пригородов.
Толерантность побеждает: юным французам больше не будут забивать голову Наполеоном и Людовиком XIV
Кроме того, согласно сайту Wikileaks, в донесении, отправленном в январе 2010 года послом Ривкином, говорится следующее: «Мы продолжим и сделаем более интенсивной работу с французскими музеями и преподавателями с целью реформирования учебных планов по истории, преподаваемой во французских школах, таким образом, чтобы учитывалась роль и перспективы этнических меньшинств в истории Франции». Спустя 9 месяцев, в сентябре 2010 года был принят закон, до минимума сокращающий разделы учебников истории, посвященные историческим личностям (Франциск I, Генрих IV, Людовик XIV и Наполеон) или некоторым периодам истории Франции в пользу иностранных, а точнее африканских культур. Это официальное решение было принято во Франции в 2010 году во имя «открытия нашего мира для других цивилизаций». Таким же образом было пожертвовано изучением периодов Революции и Империи в счет более углубленного изучения периода активной колониальной торговли в XVIII и XIX веках, включая темы работорговли и рабства. В новой программе четвертого класса 4 часа учебных занятий посвящены работорговле, тогда как на всю историю французской революции и империи отведено менее 8-ми часов. Другой показательный пример: тема короля Людовика XIV, которая занимала основное время первого триместра 4-го класса, заменена темой под названием «Появление абсолютного монарха». Король-Солнце теперь отправлен в программу 5-го класса под конец учебного года, в течение которого ученики надолго задерживаются на теме африканских цивилизаций Мономотапа и Сонгай и на работорговле в восточных колониях Франции. В действительности, Франциск I, Генрих IV, Людовик XIV и Наполеон I теперь относятся к тому, что новые учебные программы называют «контекстуальными элементами понимания» и, следовательно, больше не являются объектом внимания школьных учебников в программе французского народного образования. Какие выводы нужно извлечь из деятельности американцев, направленной на этнические меньшинства и их программ, задействующих население пригородов и французов иностранного происхождения, которые обходятся посольству США в 3 миллионов долларов ежегодно? Во-первых, что американцы предпринимают империалистический демарш, занимаясь пропагандой своей модели общества, а также защитой своих будущих интересов во Франции. Американская политика поощрения меньшинств — это совсем не гуманитарная деятельность, не имеющая скрытой подоплеки. Американские программы, поощряющие меньшинства, развертываются в период, когда интеграция новых иммигрантов во Франции затруднена из-за экономический ситуации в стране. Речь идет о том, чтобы под предлогом продвижения этнического разнообразия, уважения культурных различий и успешности независимо от этнической принадлежности, улучшить имидж Америки в глазах молодых французских мусульман после войн в Ираке и Афганистане.
К чему может привести вмешательство США в дела Франции?
Однако для Франции эти диверсионные стратегии влияния на меньшинства представляют реальную опасность. Успешная интеграция во французское общество многочисленных волн иммигрантов осуществлялось всегда без каких-либо этнически-религиозных претензий иммигрирующих, но как раз благодаря комплексному процессу полной ассимиляции. Желание американцев сделать ставку на этническую и религиозную элиты основано на воспроизведении американской модели общества, которая абсолютно противоположна французской модели интеграции — республиканской, уравнительной и недискриминационной. Трудности, с которыми в настоящее время Франция столкнулась, связаны с чрезмерным развитием общинных объединений в социальном и этнически-религиозном плане. На территории страны развиваются независимые, протестные и даже враждебные французской традиции субкультуры. Для Франции, являющейся христианской и европейской страной, будущее которой в — Европе, американское вмешательство несет крайне негативные последствия. Поощряя настроения общинной обособленности и претензии этнических и религиозных меньшинств к французскому государству, американцы рискуют создать напряжение, которое может привести к точке невозврата. Кроме того, регулярные нападки на ассимиляционную модель интеграции, выбранную Францией, могут иметь опасные последствия, ведь известно, что этнически-религиозные конфликты могут увеличить уже имеющиеся в стране местечковые притязания. Нужно задаться вопросом, каковы намерения США в этой области. Пропагандировать свою модель общества? Ослабить сплоченность сообществ, чтобы предотвратить образование в Европе независимой военно-экономической зоны, конкурирующей с США? Не забудем провести параллель с неистовым желанием американцев присоединить Турцию к Европейскому Союзу, а также помешать любому сближению с Россией. Александр Латца Перевод с французского
Вернуться назад
|