Часть I
У аналитиков есть предположения, что Эрдоган хочет изменить само государственное устройство Турции, но дальше этого общего утверждения фантазия экспертов не распространяется. На самом деле, поле для маневра у Эрдогана не так уж и велико. Повернуть страну в сторону теократического государства по типу Ирана он не сможет.Так что, скорее всего, речь идет о каких-то косметических изменениях, основное назначение которых — навсегда стереть из памяти турок период безграничного властвования армии, которая и является автором ныне действующего Основного Закона Турции.
Предвыборная ситуация в Турции не давала повода для сомнений: выборы выиграет партия премьер-министра Реджепа Эрдогана. Интрига, правда, сохранялась. Турецкий премьер затеял изменение Конституции страны, а для этого требуется конституционное большинство в парламенте. Результаты выборов, на самом деле, должны были слегка разочаровать победителя. Набрав на 3,33% больше голосов, чем в 2007 году, Партия справедливости и развития (ПСР) потеряла 15 депутатских мандатов и не получила конституционного большинства. Главными «лузерами» прошедших выборов оказались националисты из Партии национального действия ставшие жертвами секс-скандала, которые случаются и в мусульманских странах. Один из лидеров партии был заснят скрытой камерой, установленной в потолке гостиничного номера, где он проводил досуг в компании симпатичной студентки. Другой деятель ПНД оказался несдержан на язык и позволил себе нелестные высказывания в адрес своей же партии, не обращая внимания на микрофоны. Опубликованные видео- и аудиоматериалы существенно сузили электоральную базу партии. Результат — снижение выборного результата на 1,28% и всего 53 места в парламенте, что на 18 мест меньше, чем в 2007 году. Оппозиционная кемалистская Народно-республиканская партия (НРП) получила 25,9%, что очень точно укладывается в предвыборный прогноз — 25,8% (135 мест, на 5,03% больше, чем на выборах 2007 года). 36 мест досталось независимым депутатам, которые, в основном, являются представителями прокурдской Партии мира и демократии (ПМД). Не имея возможности «пробить» высокий 10%-й барьер, она выставляет независимых кандидатов. Как отмечает редактор издающейся в Турции с начала прошлого века армянской газеты «Жаманак» Севан Дерменджян, такого количества депутатов-курдов никогда в турецком парламенте не было. Сенсацией можно счесть факт появления в турецком парламенте депутата-христианина. Это произошло впервые за последние 50 лет. В округе Мардин был избран 47-летний адвокат Эроль Дора, член сирийской православной арамейской общины из Южной Анатолии. Он не только первый депутат-христианин со времен военного путча 1960 года, но и первый представитель арамейского меньшинства в парламенте. Кандидатуру Дора поддержала прокурдская Партия Мира и Демократии, которая через своих «независимых» кандидатов получила 36 мест в парламенте и теперь может создать собственную фракцию. Вообще нынешние выборы характерны необычно большим количеством кандидатов-христиан в предвыборных списках самых разных партий. Самое большое их количество оказалось в списках партии-победительницы ПСР. Среди них были и двое православных — один сириец и один грек, а также двое армян. Еще двое армян были включены в списки оппозиционных партий. По мнению социолога Айхана Актара, специалиста по проблемам турецких меньшинств из университета Бильги в Стамбуле, это свидетельствует о сближении государства с меньшинствами: «Люди из этих сообществ всё лучше чувствуют себя в политике, еще 10 лет назад никто из них не отважился бы выставить свою кандидатуру в турецкий парламент». Надо отметить, что такие изменения были начаты правительством Эрдогана. В марте с.г. министр по европейским делам Эгемен Багис впервые в истории принял в свое министерство армянина, а вслед за этим МИД Турции назначило армянина послом в ОБСЕ. В последнее время турецкие христиане почувствовали позитивное внимание со стороны правительства. После десятков лет запрета им было разрешены церковные службы во многих церквях и монастырях, таких как православный монастырь Сумела в северной Турции, церковь Святого Креста на острове Ахтамар на озере Ван. Даже в исторических местах, доме Марии в Эфесе и церкви Св.Павла в Тарсе, имеющих статус музеев, христианам также разрешено проводить богослужения с предварительным уведомлением властей. После оглашения итогов выборов Эрдоган прямо сказал, что его правительство будет работать на благо всех граждан страны, независимо от их вероисповедания и стиля жизни. Теперь можно подвести итоги выборов. Партия Эрдогана решила задачу-минимум — сохранила власть в своих руках, но не смогла набрать конституционного большинства, необходимого для изменения Конституции страны. Однако у нее остается возможность привлечь на свою сторону Партию Национального Действия или часть независимых депутатов, и в случае успеха провести через парламент новый Основной закон. Откровенно говоря, остается неясным, собирается ли Реджеп Эрдоган вообще это делать, а если да, то каковы могут быть эти изменения. Для того чтобы попытаться предвидеть дальнейшие действия победителя выборов, нужно проанализировать нынешнее внешне и внутри политическое положение Турции. Правительство Эрдогана (что очень важно) обеспечило устойчивый рост экономики. За время правления Партии справедливости и развития ВВП увеличился более чем в три раза и это явный успех. Экономика Турции инвестиционно привлекательна, зарубежные компании размещают на территории страны свои производства. К традиционным видам бизнеса, таким как текстильная промышленность, прибавилось машиностроение. Процветает туристическая отрасль. Удачное географическое положение, сделавшее из Турции страну-транзитер на основных трубопроводных путях углеводородов, добавило и экономической стабильности и веса в международных делах. Всё это можно отнести к несомненным плюсам. Бурно развивающаяся турецкая экономика предопределила тягу Турции к Европе и США. Будучи единственной мусульманской страной-членом НАТО, Турция, казалось бы, не должна иметь на этом пути никаких препятствий. Однако, жесткая позиция Германии и Франции, двух основных доноров ЕС, поставила крест на пути турецкого полумесяца в объединенную Европу. Исторически в Турции ревнителем светских устоев свобод выступала армия, представители которой шли на все, в том числе и на нарушение гражданских прав и свобод, чтобы не допустить установления исламского порядка. В 1960 — 1980 годах военные перевороты в Турции стали столь же привычным явлением, как и в африканских странах к югу от Сахары. В последние годы правительство Эрдогана начало наносить по потенциальным штабам путчистов превентивные удары (дела «Бальёз» и «Эргенекон»). Кстати, часть обвиняемых по делам о попытках военного переворота успешно избежала уголовного преследования, избравшись в новый турецкий парламент. Как сообщает турецкая газета «Star», 5 человек, обвиняемых по делам террористической организации «Эргенекон» и фигурирующей в попытке военного переворота организации «Бальез», стали депутатами. По списку Народно-Республиканской партии, главной оппозиционной силы Турции, в парламент прошли 4 кандидата, каждый из которых проходит по делу «Эргенекон». Это член редакционного совета турецкой газеты Cumhuriyet Мустафа Балбай, профессор медицины Мехмед Аберал, бывший прокурор Эрзинджана Ильхам Джиханери, председатель торгового комитета Анкары Синан Айгун Партия Национального действия провела в парламент обвиняемого по делу «Бальез», генерал-лейтенанта в отставке Энгина Алана, набравшего наибольшее количество голосов в первом избирательном округе Стамбула. В тоже время, ряд «эргенеконцев» (турецкий журналист, писатель и политический деятель Тунджай Озкан, лидер Рабочей партии, известный диссидент Догу Перинчек), и «бальезцы» (бывший командир стамбульского первого гарнизона, генерал Четин Доган), потерпели поражение в выборах. Главным вопросом внутриполитической жизни Турции является изменение Конституции, однако что конкретно хочет изменить Эрдоган, никто не знает: «Мы напишем гражданскую, свободную конституцию, которая сведёт воедино все части нашего общества. В этой конституции найдёт себя каждый — и запад найдёт себя здесь, и восток!» Дальше этих невнятных заявлений дело не идет. Понятно только, что правительство хочет сменить конституцию, принятую в результате военного переворота в 1982 году, подчёркивая, что новый Основной закон будет написан гражданскими лицами, а не военными. Какой именно будет новая конституция, пока неизвестно. У аналитиков есть предположения, что Эрдоган хочет изменить само государственное устройство Турции, но дальше этого общего утверждения фантазия экспертов не распространяется. На самом деле, поле для маневра у Эрдогана не так уж и велико. Повернуть страну в сторону теократического государства по типу Ирана он не сможет.Так что, скорее всего, речь идет о каких-то косметических изменениях, основное назначение которых — навсегда стереть из памяти турок период безграничного властвования армии, которая и является автором ныне действующего Основного Закона Турции. Григорий Тинский Продолжение следует
Вернуться назад
|