ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > КНР наживается на иррациональной тяге США и Европы к «углеродной нейтральности»
КНР наживается на иррациональной тяге США и Европы к «углеродной нейтральности»22-01-2022, 07:21. Разместил: Око Политика |
Победное шествие «зеленой энергетики» по планете замедлило ход из-за резкого подорожания важнейшего ресурса, обеспечивающего отказ от выбросов СО2, — литияИз него, в частности, делаются батареи электрокаров, идущих на смену автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. Показав годовой рост более чем на 500%, цена на карбонат лития поставила под удар не только рынок литий-ионных аккумуляторов, но и связанные с ним производства — от бытовой техники до солнечных батарей. В обычной ситуации все «порешал» бы рынок. Но «зеленая энергетика», в том числе переход на электродвигатели, — это сегодня не экономический, а политический и даже мировоззренческий вопрос, во всяком случае, на Западе. Экологическая «повестка» диктует свои правила игры: считается, что ради борьбы с глобальным потеплением человечество обязано отказаться от углеводородного топлива любой ценой. И поскольку на транспорт до последнего времени приходилось 23% всех парниковых выбросов на Земле, производство тех же электрокаров будет только расти, невзирая на ценовые дисбалансы. В конечном итоге за все заплатят граждане стран, взявших курс на «спасение климата». Они сполна компенсируют производителям их издержки: либо напрямую — через покупку сверхдорогой продукции, либо косвенно — в виде налогов, которые пойдут на льготы и дотации для «зеленых» компаний. На уровне же государств в глобальном выигрыше окажется Китай. На Поднебесную сегодня приходится почти 75% мировых мощностей по производству литий-ионных батарей, и в ближайшие годы это доля будет расти. Стратегическая цель КНР — полный контроль над производственными цепочками при создании современных аккумуляторов, включающими не только литий, но также кобальт, никель и марганец. «Нужно больше лития!»Если открыть каталог портативной электроники: смартфонов, умных часов, ноутбуков и т. д. — то выбор «батарейки» для них окажется невеликим. Она будет или литий-ионной, или литий-полимерной. Появившись в 1991 году, этот тип аккумуляторов вытеснил за 30 лет все прочие варианты благодаря своим потребительским качествам: малому весу, высокой емкости, низкому саморазряду, подзарядке в любое время, а в случае с литий-полимером — еще и возможности принимать гибкую форму. Эти достоинства Li-ion и Li-poly перекрыли почти все их недостатки: пожароопасность, невозможность тушения обычными средствами, быструю разрядку при отрицательных температурах и даже — вот уж ирония! — неэкологичность при производстве и утилизации. За исключением, пожалуй, одного серьезного изъяна — быстрого старения такой батареи даже в случае неиспользования. Это, заметим, одна из причин того, производители смартфонов перестали делать аккумуляторы съемными. Подразумевается, что хранить их бессмысленно, а спустя несколько лет сам телефон морально устареет и будет заменен на новый — со свежей батарейкой. Примерно такой же подход наблюдается в автомобильном маркетинге: он давно уже диктует потребителям моду менять средство передвижения раз в три-четыре года. К тому же переработка использованного лития до недавнего времени выходила дороже, чем добыча нового, поэтому повторное использование изъятого из батарей металла не распространено. Все это и предопределило рост спроса на литий, свыше двух третей мировой добычи которого сегодня уходит на производство именно аккумуляторов (для сравнения: в 2010 году — около 25%).
И динамика здесь налицо, даже несмотря на пандемию коронавируса. Так, в 2020 году по всему миру было продано 3,24 млн электрических и гибридных автомашин, по сравнению с 2,26 млн годом ранее. А за первое полугодие 2021 года своих владельцев нашли уже 2,65 млн электрокаров. И хотя их общее число на дорогах, около 11 млн штук, пока выглядит мизерным на фоне 1,2 млрд автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), через 8 лет по планете, согласно прогнозам, будут разъезжать 100 млн электрокаров, а к 2040 году — 400 миллионов. К этому сроку автоаккумулятор, как считается, окончательно возьмет верх над ДВС, научившись конкурировать с ним в двух главных «номинациях» — запасе хода и скорости «заправки». Но это случится даже быстрее, если человечество ужесточит стратегию «не более 2°C глобального потепления к 2100 году», выдвинутую в рамках Парижского соглашения и подтвержденную на недавней конференции ООН по климату в Глазго (COP26). Китай пересаживается в электрокарыИтак, спрос на литий логичен. Тем не менее, цены на этот металл, добываемый двумя способами — из руды в карьерах и из рассола в солончаках — и торгуемый чаще всего в виде карбоната Li2CO3, совершенно неадекватны даже стремительно растущему рынку электромобилей. Упав за 2017-2020 годы в четыре с лишним раза, в 2021-м они вдруг продемонстрировали феноменальный рост. Сегодня карбонат лития стоит в КНР рекордные 327 500 юаней (51 650 долл.) за тонну. В чем же причина 35-процентного месячного и 506-процентного годового увеличения цены пусть и на важный, но далеко не самый редкий на планете ресурс, добываемый в десятке стран мира? Пожалуй, ключевым фактором стал перекос между повсеместным сокращением производства лития в начале пандемии COVID-19 и недооцененным восстановлением мирового спроса на электромобили уже в 2021 году, прежде всего в Китае. Напомним, что в 2020-м добыча упала во всех основных странах-поставщиках (Австралия, Чили, Аргентина, Бразилия), за исключением самой КНР. Ряд предприятий, в частности в Австралии и Канаде, вообще прекратили работу, а многие отказались расширять свои производственные мощности. В итоге практически у всех добывающих компаний запасы лития на складе к настоящему моменту исчерпаны.
Этот перекос между низкой добычей лития и высокими потребностями в нем не устранен до сих пор, в результате чего сырья на рынке банально не хватает. Некоторые производители не в состоянии выполнять свои обязательства даже по долгосрочным контрактам, что плохо сказывается на общей ситуации. Под контролем ПоднебеснойНо у рекордного повышения цен на карбонат лития есть еще одна причина, и она тоже «китайская». Дело в том, что Пекин все последние годы стремится прибрать к рукам мировые цепочки поставок этого металла, начиная с добывающих компаний и заканчивая производителями готовых аккумуляторов для самых разных нужд. Еще в 2013 году китайская Sichuan Tianqi Lithium Industries (теперь просто — Tianqi Lithium) получила контроль над австралийской Talison Lithium — совладельцем крупнейшего в мире месторождения литиевого рудника Greenbushes на юго-западе Зеленого континента. А в 2018 году, после покупки доли во втором по величине производителе лития в мире Sociedad Qu?mica y Minera (Чили), компания из провинции Сычуань, по некоторым данным, завладела 46% всей планетарной добычи этого металла. Впрочем, не Tianqi, а другой китайский гигант, Jiangxi Ganfeng Lithium, сегодня является топовым производителем лития и аккумуляторов из него по уровню капитализации. Ей принадлежат доли в месторождениях по всему свету и она же поставляет продукцию по твердым контрактам мировым лидерам электромобилестроения, начиная с Tesla и Volkswagen.
Помимо этих инвестиций, КНР постепенно устанавливает контроль над промышленным обращением еще трех металлов, критически важных при производстве продвинутых версий литиевых аккумуляторов — кобальтом, никелем и марганцем (LiNixMnyCozO2 или Li-NMC). В частности, 80% всего добытого в мире кобальта идет на производство аккумуляторов, при этом около 70% соответствующих перерабатывающих мощностей сосредоточены как раз в Китае. Отдельно отметим, что китайским инвесторам сильно помогает индифферентное отношение официального Пекина к развитии демократии в добывающих странах. Ярким примером выступает Демократическая Республика Конго (до 1997 года Заир), которая сегодня дает почти три четверти мирового производства кобальта и чьи недра содержат больше половины от общепланетарных запасов этого металла. Пока западный бизнес размышляет об уровне ESG конголезских компаний (Environmental, Social, Governance — экологическое, социальное и корпоративное управление, три индикатора т. н. устойчивого развития), китайцы уже делают с ними деньги. Установив доминирующее положение на мировом рынке лития и аккумуляторов, Поднебесная убивает сразу трех зайцев. Она расширяет политико-экономическую экспансию в страны третьего мира, душит конкурентов-производителей «автомобилей будущего», вынужденных покупать сырье втридорога, и одновременно наживается на иррациональной тяге Запада к «углеродной нейтральности», позволяя ему не думать, как именно добываются металлы и утилизируются батарейки. Вернуться назад |