ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Молдавия выгоду от участия в ЕАЭС меняет на сомнительные антироссийские проекты
Молдавия выгоду от участия в ЕАЭС меняет на сомнительные антироссийские проекты5-01-2022, 16:06. Разместил: Око Политика |
Президент России Владимир Путин заявил, что Молдова могла бы гораздо быстрее и эффективнее решать свои газовые вопросы за счет участия в работе Евразийского экономического союза (ЕАЭС)Однако прозападная власть Молдовы во главе с президентом Майей Санду предпочитает активность в совершенно иных проектах, зачастую с антироссийским подтекстом. При том что выгоды от сближения с ЕАЭС для республики несопоставимо более очевидны, чем от участия в «Восточном партнерстве» ЕС. Сближение с ЕАЭС при наличии определенных условий гипотетически выглядит вполне реалистичным и жизнеспособным, учитывая тот факт, что в 2018 году Молдова получила статус страны-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе. Кроме того, у Республики Молдова есть сформировавшиеся торгово-экономические связи со всеми государствами — членами ЕАЭС. Так, например, Россия по итогам 2020 года занимает 3 место среди партнеров Молдовы по экспорту (8,78 %, 216 миллионов долларов), а Беларусь — 9 место (2,67 %, 65 миллионов долларов). РФ также находится на 3 месте в списке молдавских партнеров по импорту (11,1%, 603 миллиона долларов), а Беларусь на 10 позиции (2,1%, 113 миллионов долларов). Конечно, показатели Армении, Казахстана и Киргизии выглядят скромнее, но в последнее время резко интенсифицировалась торговля Кишинева и Нур-Султана, увеличившись в 2020 году почти в 2 раза.
Однако необходимо понимать, что все обозначенные факторы, которые могли бы способствовать сближению Молдовы с ЕАЭС, должны рассматриваться с определенными оговорками. Например, в настоящий момент Республика Молдова фактически никак не использует свой статус страны-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе, зато активно реализует программы в рамках подписанного с ЕС Соглашения об ассоциации, а также стремится к тому, чтобы наладить взаимодействие с партнерами по таким антироссийским проектам, как «Инициатива трех морей» и «Ассоциированное трио». Безусловно, Кишиневу будет крайне сложно совместить участие в столь разных интеграционных форматах. Помимо этого, видно, что и сам статус страны-наблюдателя при ЕАЭС молдавские власти в одностороннем порядке де-факто аннулировали. 14 октября 2021 года руководство Молдовы по инициативе министра иностранных дел и европейской интеграции Николая Попеску решило отозвать своего представителя в Евразийской экономической комиссии Оксану Гречаный. Саму должность министр предложил ликвидировать, поскольку, по его словам, она «обходилась государственному бюджету как минимум в 10 тысяч евро в месяц без должной отдачи». Еще дальше пошла президент Республики Молдова Майя Санду, которая в своем интервью Владимиру Соловьеву для издания «Коммерсантъ», опубликованном 1 ноября 2021 года, в очередной раз заявила о том, что Молдова не может обладать статусом наблюдателя при ЕАЭС, поскольку процедура оформления этого статуса была осуществлена с нарушением молдавского законодательства. Есть и другие трудности, наличие которых на сегодняшний день фактически ставит крест на перспективах евразийского пути Кишинева. Очевидно, что в нынешних реалиях конструктивный диалог между Россией и Молдовой является залогом развития сотрудничества между Республикой Молдова и ЕАЭС. До того момента, пока не наступит реальная нормализация российско-молдавских отношений, прежде всего в политической и экономической сферах, нельзя будет говорить о подключении Кишинева к процессам евразийской интеграции хотя бы в ограниченном масштабе. К сожалению, пока никакого прорыва в этих отношениях не наблюдается даже после визита в Кишинев 11 августа 2021 года заместителя главы администрации президента РФ Дмитрия Козака, в ходе которого он встретился с представителями руководства Республики Молдова, в том числе и с президентом страны Майей Санду. На эту встречу многие эксперты возлагали большие надежды, учитывая в определенной степени примирительную риторику молдавских властей в отношении Москвы, неожиданно звучавшую на протяжении нескольких месяцев до этого. В ходе переговоров стороны обсудили приднестровскую проблему, газовый вопрос, а также перспективы беспошлинной торговли, снятие ограничений на поставки отдельных групп товаров, в первую очередь молдавской сельскохозяйственной продукции. Конкретных прорывных договоренностей ни на одном направлении достигнуть фактически не удалось.
Фактически самоустранилась молдавская власть и от решения еще одного крайне важного для страны вопроса — обсуждения газового контракта с компанией «Газпром». Такая позиция вполне предсказуемо привела к торможению переговорного процесса, а затем и к энергетическому кризису, в результате руководство страны было вынуждено вводить режим чрезвычайного положения. Попытки заигрывания Молдовы с западными партнерами ни к чему особо не привели. Объемы газа, которые страна могла бы получить от них, явно недостаточны для предотвращения коллапса национального энергетического сектора. Только подписание полноценного контракта с «Газпромом» могло бы реально спасти ситуацию. Сохранившиеся даже после заключения газовой сделки 30 октября 2021 года трудности в диалоге Молдовы и России по вопросам энергетики, безусловно, могли бы быть легко преодолены, если бы Кишинев был интегрирован в евразийские экономические структуры.
Конечно, для стран ЕАЭС Молдова в силу масштаба ее экономики не выглядит приоритетным партнером, хотя у них есть определенные возможности по наращиванию своего присутствия на молдавском рынке и по реализации некоторых проектов, что позволит им получить дополнительную прибыль. А вот для Кишинева развитие сотрудничества с партнерами из евразийского интеграционного объединения может оказаться весьма важным фактором экономического развития за счет поступления в бюджет больших средств от расширения торговли. Молдова могла бы добиться поставок сельхозпродукции на рынки ЕАЭС на выгодных условиях, а также получать энергоресурсы со скидкой. Кроме того, возможно было урегулировать вопрос о статусе молдавских мигрантов, в первую очередь в России. Безусловно, развитие сотрудничества со странами ЕАЭС могло бы обеспечить Молдове приток новых инвестиций и технологий в различные сектора экономики, прежде всего в инфраструктуру. К примеру, это позволило бы модернизировать энергетическую сферу и железнодорожный транспорт Молдовы, который находится в плачевном состоянии. Однако очевидно, что нынешнее прозападное руководство страны, несмотря на все заявления Майи Санду, реально не заинтересовано в развитии масштабных торгово-экономических отношений с Россией и ЕАЭС, а ориентировано на сотрудничество с ЕС и другими партнерами. В связи с этим европейский курс для Кишинева по-прежнему останется магистральным направлением во внешней политике. Для его реализации Молдова будет не только активно участвовать в различных проектах Брюсселя, таких как «Восточное партнерство», но и работать в других, по сути антироссийских форматах («Инициатива трех морей» и «Ассоциированное трио»). Так что о щедрых подарках от Москвы Кишиневу, который не настроен на реальное участие в евразийской интеграции, можно забыть. Евгений Коренев, Rubaltic.Ru Вернуться назад |