ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Казахстан может стать новой Украиной
Казахстан может стать новой Украиной5-01-2022, 13:36. Разместил: Око Политика |
Вспыхнувшие вечером 4 января 2022 года во многих населенных пунктах Казахстана протесты стали очередным признаком того, что это союзное России государство в любой момент может стать мишенью технологий по свержению власти, тех самых, которые неоднократно имели место на Украине, а также стали главным событием 2020 года в Белоруссии. Традиционно, сугубо социально-экономическая причина недовольства была быстро канализирована в политическое русло, а ход скоротечных протестов быстро обнажил «слабые места» государственной машины: отдельные полицейские в Актобе отказались задерживать протестующих, в Алма-Ате ведомственный спецтранспорт полиции влился в колонну недовольных граждан, идущих конфликтовать с нацгвардией. Триггером беспорядков стало повышение цен сжиженный газ для автомобилей – с 1 января его стоимость выросла 120 тенге за литр, чуть более 20 рублей. Впрочем, абсолютные цифры здесь имеют второстепенное значение – цена газа увеличилась ровно в два раза, что не могло не вызвать недовольства населения.
В ночь на 5 января беспорядки вышли на качественно новый уровень. По официальным данным МВД Казахстана, в Алма-Ате, Шымкенте и Таразе предпринимались попытки нападения на акиматы (администрации региона), где были выбиты стекла, двери и причинён другой материальный ущерб. В Актобе захват акимата увенчался успехом, и хотя правонарушители были достаточно оперативно вытеснены обратно силами нацгвардии, есть все основания считать, что попытки захвата администраций будут продолжены. Протестующие перекрывали дороги, блокировали движение транспорта, а также нападали на сотрудников правопорядка. Отмечались случаи «использования толпой камней, палок, газовых, перцовых баллонов и бутылок с зажигательной смесью». К утру 5 января в результате столкновений получили травмы 95 сотрудников органов внутренних дел, повреждены или уничтожены 37 служебных автомашин, за нарушения общественного порядка задержаны более 200 человек. К полудню местные органы полиции сообщили уже о 137 травмированных полицейских, известно о единичных случаях отъема оружия у силовиков. Президент республики Касым-Жомарт Токаев провел ряд оперативных ночных реформ – правительство Казахстана в полном составе было отправлено в отставку, временно исполнять обязанности главы правительства назначен первый вице-премьер Алихан Смаилов. Цена газа была снижена – причем даже ниже стартового уровня. Как сообщила пресс-служба правительства Казахстана, топливо в одной из протестных Мангистауской области подешевеет до 50 тенге (около 9 рублей за литр) в рамках социальной ответственности АО НК «Казмунайгаз». Были объявлены и другие реформы, однако время было упущено, а протесты не исчезли. Несмотря на серьезные экономические уступки властей, протестующие всё чаще высказывают политические требования, а в правительстве Казахстана возник предсказуемый кризис. Догоняющие реформыОсобую ответственность за возникновение гражданских беспорядков президент Токаев возложил на министерство энергетики и руководителя расположенного в Жанаозене газоперерабатывающего завода Тулепова, который был задержан за «необоснованное повышение» стоимости сжиженного газа. На государственном уровне было инициировано расследование на предмет ценового сговора в торговле сжиженным газом, с 5 по 19 января введено чрезвычайное положение и комендантский час в Мангистауской области и Алма-Ате с запретом въезда и выезда, а также запрещены продажа оружия и боеприпасов, этилового спирта и алкоголя. Кроме ограничительных мер обновленное правительство объявило о мерах социальной и экономической поддержки. И.о. премьера Алихан Смаилов после утреннего совещания поручил ускорить проведение госэкспертизы технико-экономического обоснования строительства завода по производству сжиженного газа в Мангистауской области, отложить на год введение электронных торгов сжиженным газом, а также ввести госрегулирование цен на автомобильное топливо, включая газ, на полгода. Помимо вопросов доступности топлива, правительству было поручено ввести госрегулирование на социально-значимые продовольственные товары, проработать вопрос субсидий на аренду жилья уязвимыми категориями граждан, обеспечить создание общественного фонда «Народу Казахстана», а также срочно разработать законопроект «О банкротстве физических лиц». Ко всему вышесказанному, правительство Казахстана обязали актуализировать планы комплексного развития «протестной» Мангистауской, а также Атырауской, Западно-Казахстанской и Актюбинской областей. Эти меры выглядят решительно, но могут оказаться запоздалыми. Корни текущего противостояния были заложены ещё в 2019 году, когда в Казахстане начался поэтапный переход на рыночную торговлю энергоресурсами, а с высокой вероятностью прогнозировать кризис стало возможно осенью 2021 года.
Одним из аргументов, который использовали чиновники в беседах с протестующими для объяснения невозможности «сделать как было» — перманентное недофинансирование собственной газодобычи, из-за чего оборудование крупнейших предприятий, например, Казахского газопереребатывающего завода, в ряде случаев изношено более чем на 90%. Очевидно, что в сжатые сроки невозможно кратно увеличить генерацию СПГ для удержания рыночной низкой цены. Единственное, что остается правительству Казахстана, это субсидировать цены – что оно и намерено делать. Проблема состоит в том, что протест к настоящему моменту уже вышел за рамки экономических требований, а протестующие в самых разных местах всё чаще используют лозунг «Шал, кет!» («Старик, уходи!»). Слоган адресован Нурсултану Назарбаеву, который хотя и завершил 29-летнее президентское правление в 2019 году, но остается главой Совета безопасности страны и в значительной степени определяет внутреннюю и внешнюю политику Казахстана. Действующий президент Касым-Жомарт Токаев стал фактическим преемником Нурсултана Назарбаева, что делает его одной из самых очевидных мишеней протеста в самой ближайшей перспективе, если он не начал собственную игру против клана Назарбаева. Газовый майдан?Проблема в «подбрюшье» России возникла удивительно вовремя – как раз накануне важнейших переговоров между Москвой и Вашингтоном по стратегической стабильности. Как вчера отмечали эксперты Института РУССТРАТ:
События в Казахстане имеют все признаки искусственно поддерживаемого процесса, с которым наблюдающие за событиями на постсоветском пространстве достаточно хорошо знакомы. Протестующие переходят от неконтролируемого вандализма и агрессии к продуманным и организованным действиям, например, начинают уничтожать камеры дорожного контроля и другие средства видеофиксации обстановки. Помимо затруднения работы силовых структур по пониманию реальной ситуации, уничтожение камер позволяет зачинщикам столкновений избегать ответственности. Ведется целенаправленная работа по отъему оружия у силовиков, а в информационной войне уже успели отметиться украинские, западные и оппозиционные белорусские СМИ, в том числе небезызвестная NEXTA. О том, что протестующие точно не руководствуются благом народа, ярко говорит массовая и целенаправленная кампания по атакам на медучреждения и машины скорой помощи. Внешнеполитических интересантов в беспорядках на территории Казахстана может быть, как минимум трое – кроме США и Турции, всё чаще объявляющей о своих особых претензиях на территорию «Тюркского мира», действия в Средней Азии активизировала Британия. Которая, к тому же, входит в тройку крупнейших стран-инвесторов в богатый полезными ископаемыми и лежащий в центре континента Казахстан. Все вышеперечисленные иностранные державы имеют большой опыт работы с националистически-ориентированной оппозицией президенту и правительству Казахстана. Единственная сторона мировых процессов, которую, скорее всего, можно исключить из перечня потенциальных зачинщиков казахских событий – это Китай. Перед лицом американской геополитической угрозы, альянс с Москвой явно имеет более высокий приоритет для Пекина, нежели доминирование в Казахстане. Исходя из специфики протестов в Средней Азии, развязки стоит ожидать в ближайшие дни. Казахстан и соседняя Киргизия, к большому сожалению, имеют богатый опыт гражданских беспорядков, в том числе с попытками захвата власти и свержения действующего правительства. Как правило, столкновения в этом регионе идут намного ожесточеннее, чем в других регионах, а скорость всех социальных процессов в разы превосходит любые аналоги. Растянувшееся на несколько недель противостояние властей и митингующих, как это было в Белоруссии, в Казахстане вряд ли может иметь место. В плане вектора протестной активности для Казахстана происходящие события не имеют ничего нового. Аналогичные политические лозунги против «клана Назарбаева» звучали в 2019 году – после убийства молодого человека в массовой драке в карагандинском ресторане в новогоднюю ночь, в 2020 – после коронавирусных ограничений. Главными поводами для беспокойства остается масштаб протестов – до сих пор беспорядки в Казахстане не приводили к успешным захватам административных зданий и перестрелкам. Кроме того, вызывает опасения явные попытки правительства Казахстана «догнать» уже вышедшую из-под контроля ситуацию, пренебрегая мерами профилактики проблем. Ещё в 2019 году жители Жанаозена, ставшие детонатором «газового» протеста, требовали у местных властей рабочих мест, в том числе за счет обновления производственных мощностей стратегических для общества предприятий и открытия новых. Выводы.Протесты в Казахстане имеют все признаки поддерживаемого извне процесса, в целом совпадающего с аналогичными событиями на Украине и в Белоруссии. Почву для массовых беспорядков создали недостаточно эффективные действия властей на местном уровне и кураторов в государственном правительстве, проигнорировавших достаточно очевидные риски. Несмотря на значительные экономические бонусы, протестующие перешли к политическим требованиям и откровенной агрессии, что отодвигает попытки стабилизировать ситуацию за счет финансовых вливаний на второй план. Исходя из специфики региональных социальных процессов, развязки кризиса стоит ожидать в самой ближайшей перспективе. Фактор беспорядков в Казахстане наверняка будет использован широким кругом заинтересованных государств на разных уровнях – от создания невыгодной переговорной позиции для России, так и для продвижения собственных интересов в российской зоне влияния. Вероятность массовых протестов в Казахстане, как и в любой другой стране, могла бы быть значительно снижена при условии постоянной и компетентной аналитической работы по оценке социальных последствий экономических решений. Вернуться назад |