ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > «Персидский Залив – Черное Море» — конец гегемонии коллективного Запада

«Персидский Залив – Черное Море» — конец гегемонии коллективного Запада


20-12-2021, 06:36. Разместил: Око Политика

«Персидский Залив – Черное Море» - конец гегемонии коллективного Запада

Черное море превращается в арену противостояния сразу нескольких держав

В борьбу за транзитные потоки из Азии в Европу между Анкарой, ЕС и Москвой теперь готов вступить и Тегеран. Ко всему добавляется немаловажный фактор НАТО.

Россия является ключевым участником проекта международного транспортного коридора «Север-Юг», который должен соединить Индию через Иран и Каспий со странами Балтики. Этот маршрут призван стать одной из альтернатив популярному водному пути через Суэцкий канал, который недавно оказался неожиданно для многих закупоренным гигантским сухогрузом. Турция же планирует оседлать так называемый «Средний коридор» на пути из Китая в Европу через страны Средней Азии. Реализация этих планов Анкары стала возможной после того, как Азербайджан, при военной помощи с ее стороны, одержал победу в Нагорном Карабахе. Баку с Анкарой добиваются открытия сухопутного коридора через армянскую территорию, соединяющего союзные тюркоязычные страны и дающего туркам выход на Каспийское море.

На трехсторонней встрече в Брюсселе Шарля Мишеля, Ильхама Алиева и Николя Пашиняна были достигнуты определенные результаты. Главной новостью стало принципиальное согласие сторон на разблокировку транзитных путей между Азербайджаном, Ираном, Арменией и Турцией.

Баку и Ереван подтвердили договоренность о перезапуске железной дороги. Железная дорога будет работать в соответствии с международно признанными пограничными и таможенными правилами на принципах взаимности, под суверенитетом и юрисдикцией стран. Армения получит доступ через железную дорогу к Исламской Республике Иран и Российской Федерации по железной дороге, пролегающей через Азербайджан.

Несмотря на то, что Иран является полноправным участником проекта «Север-Юг», в настоящее время Тегеран активизировался в направлении реализации собственного инфраструктурного проекта, который пойдет в обход и России, и Турции. Данная инициатива соединить единым транспортным коридором Персидский залив и Черное море с дальнейшим выходом в Европу, была озвучена иранскими властями еще в 2017 году. Что же она собой представляет, и каковы реальные перспективы транзитного коридора «Персидский Залив – Черное Море?»

Два варианта транзита

Тегеран рассматривает два варианта транзита через Закавказье: через Азербайджан на черноморское побережье Грузии, либо через Армению также в грузинские порты. Россия из этой схемы исключалась автоматически из-за политических проблем между Тбилиси и Москвой по поводу статуса Абхазии и Южной Осетии. Вариант с транзитом через Азербайджан, судя по всему, не очень устраивает Тегеран из-за тесного сближения Баку с Израилем и Турцией. Целью Тегерана является создание альтернативы инфраструктурным проектам США, Израиля, ЕС и Турции, а не увеличение геополитической зависимости от них. Хотя с Турцией Тегеран еще находит общий язык, как с ситуационным партнером, но ввиду продолжающегося кризиса вокруг ядерной сделки, ожидать возобновления контактов Ирана с США не приходится, ничего не говоря про Израиль.

Вероятность, что геополитические соперники Тегерана максимально постараются помешать осуществлению персидского транзитного проекта, достаточно велика. США и Израилю эти старания облегчат неровные отношения между Баку и Тегераном, которые отражаются и на экономике. Например, в октябре этого года Азербайджан временно закрыл свою сухопутную границу для транзитов из Ирана, тем самым вызвав раздражение в Тегеране. Для осуществления своей антииранской политики, США и Израиль могут рассчитывать и на своего стратегического партнера в лице Грузии. Грузия активно способствует транзитным проектам в направлении Восток-Запад, но вяло реагирует на проекты, направленные на оживление грузопотоков Север-Юг, несмотря на большие экономические дивиденды, которые могла бы извлечь Грузия из этого.

Для создания коридора Север-Юг, Ирану и России можно активировать водный маршрут из Бендер-Энзели в российский порт Астрахань, если обойти территорию Азербайджана. Хотя после встречи лидеров стран формата 3+3 в Москве, в котором Грузия отказалась принять участие, задействование Азербайджана в осуществлении «Персидского транзита» стало опять выглядеть реалистичным.

Лёд, кажется, тронулся и в ирано-грузинских отношениях. Недавно иранская делегация из Министерства дорог и городского развития посетила Грузию, чтобы обсудить ускорение подписание соглашения о транзитах между Персидским заливом и Черным морем. Иранская делегация также посетила порты Батуми и Поти на побережье Черного моря.

Естественно, что армянское руководство тоже не сидит сложа руки и пытается усилить свое присутствие в геостратегических проектах.

«Армения планирует создать новый транзитный маршрут из Ирана в Грузию. Мы заявили о готовности участвовать в строительстве этой дороги», — сказал в интервью агентству ILNA замминистра дорог и городского развития Ирана Хейрулла Хадеми.

Но в Тегеране пока не решили, на кого сделать окончательную ставку – на Азербайджан или на Армению, как страну-транзитера. В пользу Армении однозначно говорит политический фактор, так как отношения Тегеран-Ереван очень стабильные, чего нельзя сказать об отношениях Тегерана с Баку. Но против Армении, и в пользу Азербайджана, играет логистический, технический и экономические факторы. Для полноценного осуществления транзитного проекта, Ереван должен ввести в строй автомагистраль «Север-Юг», которая проходит через всю страну и соединяет обе ее границы. Только после реабилитации дорог в Армении, станет возможным направить большой объем контейнерных грузов в грузинский порт Поти и Батуми на Черном море. Оттуда сухогрузы пойдут в Болгарию, где София уже дала предварительное согласие сделать Бургас и Варну точками входа «Персидского маршрута». Более того, власти Болгарии даже готовы вложиться в строительство специальных терминалов. Из болгарских портов китайским товарам открывается прямой путь в Грецию и Италию. Иран намерен стать крупным транзитным хабом, получив доступ к рынкам Юго-Восточной Европы. Это стало особенно актуальным после того, как Пекин объявил о готовности вложить в Исламскую Республику 400 миллиардов долларов в ближайшие 25 лет.

«Персидский Залив – Черное Море» VS Суэцкий Канал

Транзитный коридор «Персидский Залив – Черное Море» в два с лишним раза короче, чем путь через Суэцкий канал, а доставка грузовых контейнеров — существенно дешевле. Проект «Север-Юг» с участием России реализуется слишком медленно, и потому Тегеран может привлечь в него также Индию, Оман и в перспективе даже Ирак с Сирией. В ноябре в иранской столице прошла встреча представителей Армении, Болгарии, Греции и Грузии, по результатам которой было объявлено, что транспортный коридор «Персидский залив-Черное море» будет запущен в самое ближайшее время. Глава министерства инфраструктуры ИРИ Амин Тарафо заявил:

«Учитывая его экономическую эффективность и безопасность, запуск этого коридора ускорит азиатскую торговлю с Европой и создаст ещ? большую привязку транзита к региональной и международной торговле между Ираном, странами Южного Кавказа и Черного моря».

Если у Тегерана все получится, это будет серьезным ударом одновременно по геополитическим амбициям и США, и ЕС, и Турции. Что касается значения России на Черном море, как крупного логистического хаба, не снизится, а наоборот. Возрастёт грузопоток в черноморских портах России.

Сейчас о рисках. Тегерану все-таки не стоит забывать, что его потенциальные основные партнеры по данному инфраструктурному проекту являются «вассалами» США. Это в первую очередь, Грузия и Болгария, способные отказываться от крупных проектов во вред себе, собственному населению, а также отчасти Греция с Италией. Достаточно исключить любое звено из этой логистической цепи, и она вся рассыпается. А сделать это очень просто, довольно посмотреть на то, что происходит в настоящее время у России с совсем еще недавно дружественной Чехией. Достаточно одной провокации, в которой будут обвинены иранские спецслужбы, и Тбилиси либо София приостановят сотрудничество с Ираном несмотря на то, что это означает для них большую упущенную выгоду. К примеру может служить проект «Южный поток», от которого под давлением США и ЕС отказалась Болгария, оставшись ни с чем.

Вашингтон по отношению к транзитному коридору «Персидский Залив – Черное Море» использует коварную тактику: сперва даст иранцам и китайцам возможность вложиться в этот инфраструктурный проект, как «Газпром» с его «Северным потоком-2», а после начнет вставлять палки ему в колеса, вынуждая постоянно искать какие-то варианты решения проблем и повышая издержки инвесторов.

Успешная геополитика Тегерана

Тем не менее, в последнее время Тегеран делает успешные геополитические шаги. Инициатива Ирана по вступлению в ШОС и перспектива присоединения к ЕАЭС в качестве постоянного члена реализует давнюю мечту Ирана стать частью Евразийского экономического объединения. Этим Тегеран сможет продемонстрировать свою конструктивную роль в международной системе, где пока только и слышно, что развалился СВПД и в регионе деструктивно действуют иранские прокси. После успешного осуществления транзитного коридора «Персидский Залив – Черное Море», Иран безусловно станет крупным геополитическим игроком на карте мира, что на руку не только Ирану, но и его партнерам, таким державам как Россия и Китай. Исламская Республика Иран способствует евразийской континентальной независимости от гегемонии коллективного Запада.

Шота Апхаидзе, специально для News Front

 


Вернуться назад