ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > К съезду Русского союза Латвии. Размышления по существу

К съезду Русского союза Латвии. Размышления по существу


5-12-2021, 19:21. Разместил: Око Политика

К съезду Русского союза Латвии. Размышления по существу

В связи с распадом СССР русское население Латвии и других республик постсоветского пространства стало объектом беспрецедентной массовой дискриминации

Миллионы людей оказались разделены, лишены политических прав, а в отдельных регионах бывшего СССР применялась практика латентного и прямого физического этноцида. Поэтому в 1990-е годы стал актуальным правозащитный путь, на который встали активисты «Равноправия» и ЗаПЧЕЛ – Владимир Бузаев, Татьяна Жданок, Наталия Ёлкина, Яков Плинер, Владимир Богданов, Сергей Диманис. И в то же время русское население было деморализовано и остро переживало свою поражённость в правах и непричастность к реальным общественно-политическим процессам.

В конце 1990-х годов ситуация изменилась. Выигранный референдум по «окнам натурализации» и успешная защита позиций русского языка мобилизовали большую часть русского населения, сплотили людей, заставили поверить в свои силы. Самым действенным средством сплочения стала угроза полной ликвидации образования на русском языке в средних школах. Это вызвало справедливый ответ в виде массовых акций протеста Школьной революции, к которым правящая элита Латвии вынуждена была прислушиваться и, пусть даже с большой неохотой, идти на ситуативные уступки.

Однако впоследствии тактика властей Латвии изменилась. При попустительстве и содействии российских бизнес-кругов, рассматривавших Прибалтийский регион как своеобразный плацдарм для своих экономических схем, на передний план вышел агрессивный телевизионный ресурс. Латышская национальная элита, с одной стороны, была вовлечена в макрорегиональные транзитные и торговые связи, а с другой, находилась в тесной зависимости от влияния западных политических корпораций, которые навязывали Латвии свою повестку дня.

В тех условиях русское языковое сообщество Латвии обречено было стать жертвой предательства своих гуманитарных, национальных, культурных, образовательных, языковых интересов. Эта продолжительная тактика латышского политического большинства на устранение «русской угрозы» привела к печальному, но закономерному результату.

Сегодня мы находимся на новом этапе развития. Хороший он или плохой, я не знаю – история рассудит. Но очевидно одно – русское население, русское сообщество Латвии отстранено от каких-либо рычагов и механизмов принятия решений и утратило любые правовые формы влияния на политические процессы. Сложилась ситуация, при которой мы имеем абсолютно неуязвимое латышское правящее большинство и уязвимое русское политическое меньшинство. И, в отличие от ситуации пятнадцатилетней давности, латышское правящее большинство при принятии решений может обойтись без привлечения русского политического меньшинства. Такое политическое неравноправие не соответствует реальному соотношению латышского и русского населения. Оно не соответствовало и раньше, а сейчас в особенности. Эту ситуацию всем нам необходимо менять.

В современных условиях обострилось исторически неизбежное противостояние двух мировых систем. С одной стороны – западная элита, стремящаяся к глобальному доминированию, мировому господству. С другой стороны – Россия и Китай, выбравшие путь неподчинения и сопротивления навязываемой Западом гегемонии, идея которой возведена в абсолют. В настоящее время мейнстримная политическая Европа по-прежнему готова безоговорочно обменивать своей национальный, региональный суверенитет на набор материальных преференций от американского, называйте, как хотите, англосаксонского глубинного кондоминиума, который использует захваченное им европейское пространство как форпост для антироссийского, антирусского наступления. Преференции эти достаются группе избранных, которые за долгие годы научились монетизировать русофобию и превращать её в политический капитал. Латышское правящее большинство не является исключением. Всеобщее наступление на Россию, на русских наблюдается в военно-политическом, медийно-информационном, культурно-мировоззренческом аспектах. Не замечать этого невозможно.

Сегодняшние действия России позволяют сделать вывод о том, что в её стратегическом планировании, пусть эпизодически, но начинает преобладать конструктивная интеграционная повестка дня. Стратегия наполнения российско-белорусского Союзного государства реальным содержанием, юридическое оформление оказания гуманитарной помощи Донбассу, чёткая манифестация своей геополитической позиции свидетельствуют о том, что Россия исторически созрела для того, чтобы позиционировать себя как евроазиатскую и – в перспективе – мировую державу.

В этих условиях русскому политическому сообществу Латвии следовало бы поменять философию и осознать, что в отрыве от России, от русского культурно-исторического пространства русское языковое сообщество Латвии, во-первых, может быть диаспоризировано, во-вторых, маргинализировано, в-третьих, ассимилировано. Это непреложный факт, доказываемый в научной парадигме. Примеров ассимиляции различных этносов много, они все исследованы, и это позволяет делать выводы, может быть, не совсем оптимистичные.

Диаспоральная логика, взятая на вооружение отдельными русскими, с одной стороны, некорректна, с другой – пагубна для всех нас. Диаспора предполагает сообщество людей, эмигрировавших из страны-метрополии. Это слово к нам категорически не подходит. Русские перемещались в рамках единого административно-политического пространства Российской империи и Советского Союза и не покидали пределов своей Родины. Однако в наших условиях нам нужно изменить наше отношение к России и определиться со своей политической и мировоззренческой идентификацией. И здесь особые надежды на «Равноправие» – ЗаПЧЕЛ – РСЛ. Русский союз Латвии всегда последовательно стоит на страже интересов русского сообщества. Как говорит народ, так сложилось исторически.

Убеждён, что для продолжения полноценного существования любой русской партии как авторитетного политического сообщества, на мой взгляд, следует позиционировать себя как интеграционную силу, ориентированную на русский мир. В связи с этим нам для начала стоит определиться с нашим пониманием России. Россия – это историческая и духовная Родина. Мы и наши предки родом из Российской империи и Советского Союза. Другой исторической Родины нам не дано. Современная Россия, будучи правопреемником и правопродолжателем Российской империи и Советского Союза, является гарантом сохранения и развития русской идентичности, оплотом православной веры и хранителем русских культурных и нравственных ценностей. Думать по-другому – значит обманывать природу. А обманывать природу – дело опасное и неблагодарное.

В современной России до сих пор ощутимы последствия трагической катастрофы, произошедшую тридцать лет назад. Это немалый срок, но и недостаточно большой. Конечно, современная Россия не избавлена от тех деструктивных явлений постсоветской реальности, которые коснулись абсолютно каждого государственного образования на руинах СССР. Однако для подлинного понимания образа России вне времени и эпохи следует обратиться к гениальным словам великого русского полководца, этнического немца Христофора Антоновича Миниха, который сказал следующее: «Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что оно управляется непосредственно самим Богом, иначе невозможно понять, как оно существует».

Пути взаимной поддержки могут быть разные, но стремление к нашей адресной поддержке российских геополитических начинаний чрезвычайно важна. Возможно, для начала следует наполнить реальным содержанием понятие «соотечественник» и предпринять обращение к России с предложением через Государственную Думу признать русское языковое сообщество Латвии носителями русского языка.

Пусть даже это представляется непростым делом. При этом недооценка стратегической задачи европейского истеблишмента маргинализировать и ассимилировать русских может дорого стоить. С учётом демографических и политических особенностей расчёт на чудодейственное европейское вмешательство не оправдывается.

Для достижения своих целей необходимо, не теряя контакты с немногочисленными европейскими сторонниками, фундаментально пересмотреть свои ценности и приоритеты в пользу планомерной интеграции с российским, общерусским культурным пространством.

Александр Филей, Латвия


Вернуться назад