ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Тобрук и Триполи: перспективы ливийских выборов
Тобрук и Триполи: перспективы ливийских выборов4-12-2021, 15:26. Разместил: Око Политика |
24 декабря в Ливии должны состояться парламентские и президентские выборы – решение об этом было принято в рамках «дорожной карты» Форума ливийского политического диалога (ФЛПД)Согласованию активно способствовали ООН и некоторые иные заинтересованные стороны, как организации, так и отдельные государства. 12 ноября в Париже состоялась очередная международная конференция, сопредседателями которой были первые лица Франции, Италии и Германии, Генеральный секретарь ООН, а участниками стали представители почти 30 государств и международных организаций. От Ливии в конференции участвовали глава Высшего государственного совета (ВГС) Мохаммед аль-Манфи и премьер-министр временного Правительства национального единства (ПНЕ) Абдель Хамид Дбейба. Работа конференции завершилась набором благих пожеланий и даже предупреждением о возможном введении санкций в отношении любых внутриливийских и внешних игроков, которые попытаются саботировать электоральный процесс. Ливия как единое суверенное государство не существует с 2011 года ни де-юре, ни де-факто. Страна политически и экономически расколота на части: Триполитанию, формально контролируемую силами ПНЕ, а также территории Киренаики и Феццана, преимущественно находящиеся под контролем Ливийской национальной армии (ЛНА) маршала Халифы Хафтара, связанные с парламентом страны – палатой представителей (ПП) в Тобруке. Пазл усложняется тем, что даже там, где доминирует то или иное военно-политическое образование, имеется серьезная оппозиция. Активно действуют многочисленные вооруженные группировки, которые часто меняют свою ориентацию и никто не может быть уверен, под чьим контролем в настоящее время находится та или иная часть территории. В Ливии сегодня как минимум две власти, которые находятся между собой в крайне сложных отношениях. Главной задачей ПНЕ, сформированного в феврале 2021 г. после мучительных усилий с участием лидеров ряда мировых держав, была унификация государственных институтов. ПНЕ не только не справилось с этим, но не оправдало даже собственное название, результатом чего стал вотум недоверия, вынесенный парламентом в сентябре. Одной из главных причин послужило то, что при отсутствии согласованного между органами исполнительной и законодательной власти годового бюджета Абдель Хамид Дбейба инициировал масштабные многомиллиардные программы развития. Обвинение возникло не на пустом месте: в конце сентября министр экономики и торговли ПНЕ Мухаммад аль-Хувейдж сообщил, что стоимость проектов восстановления экономики Ливии достигает 200 млрд долларов и уже началась активная работа. Прямо обвинив правительство в растратах и коррупции, глава ПП Агила Салех пообещал начать парламентское расследование заключенных сделок. В ответ председатель ПНЕ заявил, что решение о вотуме недоверия юридически ничтожно и, более того, «такой парламент не может представлять ливийский народ, должен уйти и уйдет». На этом фоне на третий план отошла дискуссия о сроках проведения конституционного референдума (до или после выборов), уже не говоря о спорах собственно по проекту конституции, разработанному в 2017 г.
Однако такую оценку разделяют далеко не все. Ключевой вопрос – формулирование избирательного законодательства совместно парламентом и ВГС, что стало очередным яблоком раздора. 10 сентября палата представителей приняла закон о президентских выборах, а спустя два дня ВГС утвердил собственную законодательную базу для плебисцита. В итоге появилось сразу два закона, причем с кардинальными различиями. Глава ВГС Халед аль-Мишри не только не признал предложенный ПП документ, но выступил против всех законопроектов, ранее одобренных депутатами парламента для осуществления избирательного процесса, и предложил перенести выборы президента на 2023 год. ВГС предостерег Высшую избирательную комиссию (ВИК) от реализации любых мер в соответствии с разработанной парламентариями базой, поскольку подана апелляция в Конституционный суд. Одновременно глава ВГС обвинил миссию ООН в поддержке продвижения «несовершенных законов», ратифицированных палатой представителей. В начале октября Высшая избирательная комиссия постановила: первый раунд президентских выборов должен состояться 24 декабря, а второй раунд и парламентские выборы – не позднее чем через 52 дня после этого. Предполагается, что новый парламент получит функции надзора за исполнительной властью, а президент будет наделен широкими полномочиями. И вновь возникли острые разногласия. На этот раз относительно того, кто может баллотироваться на пост президента. Как в Тобруке, так и в Триполи нацелены на устранение сильных конкурентов уже на предварительном этапе. Так, по закону ПП премьер-министр не имеет права участвовать в выборах, а ВГС считает, что военные не должны участвовать в президентской гонке ранее чем через два года после отставки – это прямой выпад в адрес фельдмаршала Хафтара.
Глава ВГС Халед аль-Мишри тем временем активизировал свои попытки добиться переноса или отмены выборов. Если ранее он призвал граждан их бойкотировать, то затем перешел к угрозам применить силу. 17 ноября по возвращении из поездки в Турцию Х. Аль-Мишри, известный своими связями с «Братьями-мусульманами»* (организация, запрещенная в РФ), встретился с лидерами вооруженных формирований. Среди приглашенных были и разыскиваемые Генеральной прокуратурой главарь группировки «Аль-Бакара» Башир Халафалла, «командир 166-го батальона» Мухаммад Хисан и руководитель бандформирований аз-Завии Мухаммед Бахрун. Выступая перед ними, высшее должностное лицо заявило о том, что Халифа Хафтар и Сейф аль-Ислам Каддафи ни при каких условиях не должны победить, даже если для этого потребуется заблокировать участки для голосования. МВД заявило, что для предотвращения вмешательства боевиков и террористических групп в избирательный процесс будет выделено 35 тыс. сотрудников служб безопасности. Однако ливийская действительность вызывает в этом отношении большие сомнения, равно как обеспечение унифицированного мониторинга выборов. Уже сейчас на западе Ливии открыто высказывается мнение о том, что голоса избирателей в районах, подконтрольных ЛНА, не могут учитываться. (Окончание следует) Антон Веселов, ФСК Вернуться назад |