ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Современная Польша: крикуны и патриотизм
Современная Польша: крикуны и патриотизм12-11-2021, 15:06. Разместил: Око Политика |
Как и каждый год в этот день, 11 ноября на улицах Варшавы проходит великая вакханалияПразднование Национального Дня Независимости идеально отражает доминирующее лицо современного польского «патриотизма» – раздутого, лишенного содержания и сводящего любовь к Родине к лозунгам ненависти в адрес других, как из собственного национального сообщества, так и из-за его пределами. 11 ноября – это сугубо условная дата, некая конвенция, не вполне соответствующая исторической истине. Помните, что закон, закрепляющий эту дату в качестве праздника, впервые был принят во времена милитаристского режима в 1937 году. Праздник должен был не только напоминать о восстановлении Польшей собственной независимости в 1918 году, но и в равной степени продвигать культ самопровозглашенного маршала и диктатора Юзефа Пилсудского.
В оппозиции к милитаристскому маршальскому режиму, польские демократы и социалисты наиболее ключевой датой для Польши осенью 1918 года считали 7 ноября. То есть день формирования Временного народного правительства Польской Республики во главе с Игнатием Дашинским. Таким образом, празднование Национального Дня Независимости именно 11 числа является закреплением пилсудчиковского видения новейшей истории страны в качестве основополагающего государственного мифа нашей с вами Третьей Речи Посполитой. И этот миф по всем своим показателям крайне вреден: и в плане государственного устройства (невозможно построить современную демократию на фундаменте культа диктатора), и в сфере международной политики (проистекающие из правления Пилсудского националистические комплексы польского мессианства, постоянный набор фобий и навязчивых идей). 11 ноября – время «патриотического» подъема, но прежде всего – для некоторых – возможность показать, насколько им «дорога» судьба Родины. Между тем, настоящий патриотизм должен заключаться в чем-то совершенно другом.
Если в наших повседневных экономических отношениях мы будем основываться на честности друг с другом, этот капитал будет расти. Такое действие имеет реальное патриотическое измерение. Экономический патриотизм также заключается в попытке поддержать своих, в том, что мы стараемся поддерживать отечественных производителей и поставщиков услуг, которым сегодня становится всё труднее конкурировать с расширяющими свои сети корпорациями. Патриотизм – это к тому же умение обсуждать. Каждая дискуссия в рамках нашего национального сообщества, каждый рациональный обмен взглядами обогащает нас как коллектив, умножает нашу коллективную мудрость и позволяет строить связи на основе уважения и понимания. В эпоху криков, нытья и топанья ногами эти «товары» у нас явно в дефиците. Поэтому патриотизм сегодня – это поддержка подлинной, не фасадной демократии. Демократии на уровне территориальных, профессиональных и экономических органов власти. И, разумеется, защита демократических процедур на государственном уровне, которым угрожает ошеломляющий авторитаризм властей и не менее интеллектуально убогая политкорректность нашей так называемой «оппозиции».
А что у нас есть? У нас есть энергия молодежи, потерянной и дезориентированной, подавленной неолиберальным капитализмом. И эта энергия, как пар в свисток, уходит без остатка в течение 11 ноября, когда эта молодежь выходит на улицы по вызову отлично оплачиваемых правительством манипуляторов. Шарлатанов, которые свою простую бизнес модель строят на том, чтобы вытаскивать очередные миллионы из правительства в обмен на политическую проституцию. Всякого рода андрушкевичей, беккевичей и других, для кого тысячи молодых, разочаровавшихся людей 11 ноября в Варшаве – это конвертер очередных грантов и премий. Молодые люди, идущие за политическими «бизнесменами», представляющими из себя лакеев ПиСовского правительства, заключают в себе громадный потенциал. Они могли бы со всей своей энергией и силой ринуться в русло здорового патриотизма, одновременно вступая в бой с системой, которая столкнула их на обочину общественной жизни. К сожалению, это не выгодно выдающим себя за националистов политическим извращенцам и крикунам. Именно они превращают польский патриотизм в привычную ноябрьскую вакханалию. Однако есть и некоторые положительные сигналы. Вдали от варшавского цирка, в разных городах и регионах, в день национального праздника Независимости собираются люди, чтобы обсудить что-то действительно существенное, обменяться взглядами. И прежде всего отметить этот день упражняя то, чего сегодня не хватает всей Польше – логическое, реалистическое мышление. Матеуш Пискорский, Mysl polska Вернуться назад |