ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Современная Польша: крикуны и патриотизм

Современная Польша: крикуны и патриотизм


12-11-2021, 15:06. Разместил: Око Политика

Современная Польша: крикуны и патриотизм

 

Как и каждый год в этот день, 11 ноября на улицах Варшавы проходит великая вакханалия

Празднование Национального Дня Независимости идеально отражает доминирующее лицо современного польского «патриотизма» – раздутого, лишенного содержания и сводящего любовь к Родине к лозунгам ненависти в адрес других, как из собственного национального сообщества, так и из-за его пределами.

11 ноября – это сугубо условная дата, некая конвенция, не вполне соответствующая исторической истине. Помните, что закон, закрепляющий эту дату в качестве праздника, впервые был принят во времена милитаристского режима в 1937 году. Праздник должен был не только напоминать о восстановлении Польшей собственной независимости в 1918 году, но и в равной степени продвигать культ самопровозглашенного маршала и диктатора Юзефа Пилсудского.

„День 11 ноября, как годовщина восстановления польским народом своей независимости и как дата, навечно связанная с великим именем Юзефа Пилсудского, победоносного Вождя польского народа в борьбе за свободу Родины, провозглашается торжественным праздником независимости” – говорится в постановлении 37-го года.

В оппозиции к милитаристскому маршальскому режиму, польские демократы и социалисты наиболее ключевой датой для Польши осенью 1918 года считали 7 ноября. То есть день формирования Временного народного правительства Польской Республики во главе с Игнатием Дашинским. Таким образом, празднование Национального Дня Независимости именно 11 числа является закреплением пилсудчиковского видения новейшей истории страны в качестве основополагающего государственного мифа нашей с вами Третьей Речи Посполитой. И этот миф по всем своим показателям крайне вреден: и в плане государственного устройства (невозможно построить современную демократию на фундаменте культа диктатора), и в сфере международной политики (проистекающие из правления Пилсудского националистические комплексы польского мессианства, постоянный набор фобий и навязчивых идей).

11 ноября – время «патриотического» подъема, но прежде всего – для некоторых – возможность показать, насколько им «дорога» судьба Родины. Между тем, настоящий патриотизм должен заключаться в чем-то совершенно другом.

Он должен проявляться в повседневной работе. Понятие труда является столь же ключевым, сколь и многомерным. Это может быть профессиональная работа или хозяйственная деятельность, выполняемая таким образом, чтобы каждый из нас вкладывал свою лепту в общий экономический потенциал нашей страны. От качества и эффективности этой работы, нашего отношения к ней, зависит ведь собственно… вообще всё. Не меньше зависит от того, что социологи называют капиталом социального доверия.

Если в наших повседневных экономических отношениях мы будем основываться на честности друг с другом, этот капитал будет расти. Такое действие имеет реальное патриотическое измерение. Экономический патриотизм также заключается в попытке поддержать своих, в том, что мы стараемся поддерживать отечественных производителей и поставщиков услуг, которым сегодня становится всё труднее конкурировать с расширяющими свои сети корпорациями.

Патриотизм – это к тому же умение обсуждать. Каждая дискуссия в рамках нашего национального сообщества, каждый рациональный обмен взглядами обогащает нас как коллектив, умножает нашу коллективную мудрость и позволяет строить связи на основе уважения и понимания. В эпоху криков, нытья и топанья ногами эти «товары» у нас явно в дефиците. Поэтому патриотизм сегодня – это поддержка подлинной, не фасадной демократии. Демократии на уровне территориальных, профессиональных и экономических органов власти. И, разумеется, защита демократических процедур на государственном уровне, которым угрожает ошеломляющий авторитаризм властей и не менее интеллектуально убогая политкорректность нашей так называемой «оппозиции».

Наконец, патриотизм – это наука, постоянное самообразование и повышение собственной компетентности во всё более сложном современном мире. Это понимание окружающих нас процессов, тех, что ближе к нам и тех, что поотдалённее. Это постоянный контакт с живой мыслью, исследование и изучение не только нашей истории и традиций, но и ряда других областей, позволяющих нам принимать рациональные решения в общественной сфере. Это также работа по распространению знаний в нашем с вами окружении, особенно среди представителей младших поколений.

А что у нас есть? У нас есть энергия молодежи, потерянной и дезориентированной, подавленной неолиберальным капитализмом. И эта энергия, как пар в свисток, уходит без остатка в течение 11 ноября, когда эта молодежь выходит на улицы по вызову отлично оплачиваемых правительством манипуляторов. Шарлатанов, которые свою простую бизнес модель строят на том, чтобы вытаскивать очередные миллионы из правительства в обмен на политическую проституцию. Всякого рода андрушкевичей, беккевичей и других, для кого тысячи молодых, разочаровавшихся людей 11 ноября в Варшаве – это конвертер очередных грантов и премий.

Молодые люди, идущие за политическими «бизнесменами», представляющими из себя лакеев ПиСовского правительства, заключают в себе громадный потенциал. Они могли бы со всей своей энергией и силой ринуться в русло здорового патриотизма, одновременно вступая в бой с системой, которая столкнула их на обочину общественной жизни. К сожалению, это не выгодно выдающим себя за националистов политическим извращенцам и крикунам. Именно они превращают польский патриотизм в привычную ноябрьскую вакханалию.

Однако есть и некоторые положительные сигналы. Вдали от варшавского цирка, в разных городах и регионах, в день национального праздника Независимости собираются люди, чтобы обсудить что-то действительно существенное, обменяться взглядами. И прежде всего отметить этот день упражняя то, чего сегодня не хватает всей Польше – логическое, реалистическое мышление.

Матеуш Пискорский, Mysl polska


Вернуться назад