ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > День народного единства — красный день календаря
День народного единства — красный день календаря4-11-2021, 23:06. Разместил: Око Политика |
Четыре века назад из Москвы изгнали интервентов. В основном польскихИзгонять интервентов из России — нужное и полезное дело. Нечего засиживаться, пора и честь знать. А честь у незваных гостей на Руси всегда самое слабое место. Польские военные подразделения вступили на землю русскую не сами, а по наущению Рима. Тогда уже сорок лет по всему миру успешно действовал орден иезуитов. Причудливо получается — под прикрытием звания Иисусовых братьев можно учинять самые непотребные вещи. В фокусе внимание чернорясых находились Африка, Япония, Вест-Индия — и заодно Россия. Но Московскому царству, как казалось, негоже уделять слишком много внимания. Небогата земля русская золотом, слоновой костью, пряностями и чернокожими рабами. А Речь Посполита на тот момент считалась прогрессивным, стремительно развивающимся государством с отлаженным механизмом парламентской демократии. И, главное, суперкатолическим. И изрядно поднаторевшим в преследовании православных крестьян в исконно восточнославянских землях. Кому, как не Польше, доверить расправу над Москвой, возомнившей себя Третьим Римом. Все факторы скорого крушения «северного колосса на глиняных ногах» были налицо. Западный рациональный ум с букмекерской расчётливостью предугадывал лёгкую прогулку. Посудите сами. Жестокий неурожай, вызванный феноменальными климатическими потрясениями. Массовое народное недовольство, вызванное нехваткой хлеба и растущими поборами. Закабаление русских крестьян. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Неудачи внутренней и внешней политики Бориса Годунова. И — самое уязвимое — сомнительные права последнего на пятисотлетний престол. К тому же определённая часть старорусской аристократии психологически готова была переметнуться на сторону любого бусурмана-иноверца, только бы воли себе прибавить. В головах у политической элиты вызрел глубочайший кризис государственности. Ну что может спасти Россию в таких условиях. Вот он, Кремль — бери его голыми руками. Народ бродит, смутьянничает, армия почти распадается, полководцы сплошь неумехи, бояре готовы открыть ворота любой крепости, а царь — ненастоящий. Настоящего предложили Сапеги, Мнишеки и Вишневецкие, склепав из беглого расстриги-авантюриста чудом выжившего царевича Димитрия Иоанновича. Все карты биты, все соломки подстелены.
Памятник Козьме Миничу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому стоит в центре Нового Иерусалима. Этот участок Москвы издавна воплощает собой концепт искупительной жертвенности. Лобное место — Голгофа. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву — это хорошо нам известный в обиходе Собор Василия Блаженного. Он же — Иерусалимский храм, призванный отражать символику небесного заступничества. Спасские ворота в русской традиции очень часто именовались Иерусалимскими. И здесь же в 1818 году — после разгрома очередного иноземного нашествия — была открыта монументальная скульптурная композиция, обессмертившая подвиг объединителей русского ополчения. И вот ведь парадокс. Князь Курбский, тот, что «от царского гнева бежал», закрепившийся в ливонском Вольмаре (латвийской Валмиере), в письмах русскому царю, державе которого он изменил, в качестве одного из аргументов пенял Ивану Васильевичу — мол, строй у тебя несовершенный. Дескать, кровавый ты диктатор и лютый сатрап. Не то, что у просвещённых поляков. И шляхта у них свободолюбивая, и нравы у них передовые, и Европой здесь пахнет отовсюду. Утешал себя беглец Андрей Иванович. Ведь именно крепкая централизованная власть помазанника Божьего оказалась надёжнее и вернее, чем разгул магнатского самовластия, при котором влиятельные группировки избирали себе короля-наёмника и прижимали его к стенке. У каждого великошляхетского заправилы была своя армия, своя служба безопасности, свои баскаки, свой сеймик. Это многоголовие и многоголосие политической элиты Речи Посполитой привели к её неизбежному закату и потере государственного суверенитета в конце XVIII века. Государыня Екатерина ещё милостиво обошлась с польскими землями. Может быть, из-за тёплых даже на тот момент чувств к Станиславу Понятовскому. Делили бы Польшу только немцы и австрийцы, ничего бы от неё не осталося…
Надо признать, что сегодняшняя Россия недостаточно созрела для того, чтобы праздновать вместе с днём 4 ноября и день 7 ноября. Потому что всё ещё бродят по Кремлю тени недавнего прошлого. Праздник ведь — это отражение настроений элиты. А настроения всё ещё смутные. Казалась бы, такая мелочь — сделать красным днём ещё один день. А на самом деле эта «мелочь» — великий эпохальный шаг и восстановление справедливости в отношении фундаментального выбора наших предков. Неглупых, в сущности, людей. Что убедительно доказывается семидесятилетней историей Союза Советских Социалистических Республик. Александр Филей, Латвия Вернуться назад |