ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Польше могут перекрыть финансирование из фондов Евросоюза
Польше могут перекрыть финансирование из фондов Евросоюза4-11-2021, 16:06. Разместил: Око Политика |
На последнем саммите ЕС в Брюсселе (21-22 октября) от Ангелы Меркель понадобилось незаурядное политическое мастерство, чтобы уговорить коллег обойтись без санкций против ВаршавыНо евротолерантности не хватило и на неделю: Европейский суд (высшая правовая инстанция, которой отцы-основатели еще на старте интеграции вменили в обязанность следить за соблюдением евродоговоров) через два рабочих дня после саммита выписал Варшаве ежедневный (!) штраф в миллион евро. В заявлении Евросуда говорится: «Польша приговорена к выплате €1 млн в день в пользу Еврокомиссии, до тех пор, пока она не приостановит действие национального законодательства, которое, в частности, относится к юрисдикции Дисциплинарной палаты Верховного суда». Отдельно в постановлении суда отмечается: необходимо «избежать серьезного и непоправимого ущерба юридической системе Европейского союза и ценностям, на которых он основан, в частности принципа верховенства права». Случай в практике ЕС беспрецедентный, тем более что еврокомиссар по юстиции Дидье Рейндерс просил о штрафе «всего» в 100 тысяч. Постфактум, стоит добавить, выяснилось, что в ЕС даже процедура принуждения к подобным выплатам отсутствует. Так почему же затянувшееся на долгие годы европейско-польское противостояние по «противоречивой», как дипломатично выражались в Брюсселе, судебной реформе этой страны вышло на столь принципиальный уровень?
Тут пахнет не просто «Полэкситом» (этот термин по Европе уже гуляет). Вопрос стоит так: а какой смысл в Евросоюзе в принципе, если его члены могут на свое усмотрение выбирать, каким общим нормам следовать, а каким – нет? Страна с 15-летним евростажем, осыпанная из Брюсселя градом дотаций и грантов, поставила под удар всю евроконструкцию. Идеологи судебной реформы из ультраконсервативной партии «Право и справедливость» запускали ее, чтобы «почистить» судейский корпус в свете своих задач, но в итоге сделали всю Европу заложником своих разборок с неугодными судьями и прокурорами. Приструнить последних придумано через ту самую дисциплинарную палату – в ее власти лишать иммунитета, подвергать уголовному преследованию, урезать зарплаты. Глава Еврокомиссии (правительства ЕС) Урсула фон дер Ляйен заявила, что это противоречит нормам европейского права. Варшава в ответ – что этот вопрос Брюссель не касается. После чего стороны подали в суд, причем каждая в свой. Вполне ожидаемо, каждая в своем суде выиграла. Что дальше? Пока это неясно. Никакого графика консультаций и тем более принятия решений не просматривается: стороны предпочитают непубличную дипломатию, что выливается в игру на нервах. В ЕС ждут «работы над ошибками» — отмены дисциплинарной палаты или корректировки ее полномочий, а также «реинтеграции» в судебный корпус тех, кого она уже санкционировала, напомнила Урсула ван дер Ляйен.
На кону, между тем, настоящие санкции. Речь, прежде всего, о Фонде восстановления и устойчивости (решение о его создании принято в конце прошлого года) общим объемом в 750 млрд евро, которые ЕС намеревался распределить между странами-членами для восстановления экономики после пандемии. Польша должна была стать одним из главных получателей – ей планировалось выделить 23 млрд евро в виде грантов ЕС. Плюс еще 32 млрд в виде дешевых кредитов. Все это зависло. Национальный план расходования этих средств Варшава на утверждение в Брюссель представила в мае. Первый транш (в 13 процентов от обещанной доли – около 4,6 млрд евро) ждали в августе. Но рассмотрение затягивается – если решение не будет принято до конца года, выплат раньше лета 2022-го не будет. В сентябре еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони дал понять, что выделение денег ЕС Варшаве является предметом переговоров, которые, «как хорошо знают польские власти», касаются «в том числе и вопроса приоритетности права ЕС». В Евросоюзе, очевидно, затягивают дискуссии по польскому плану восстановления. Хотя впрямую угрозой масштабных санкций и не размахивают – опасно. Не секрет ведь, что жесткие дискуссии по вопросам границ национальных суверенитетов и компетенций, особенно со странами из Восточной Европы, в ЕС больше не редкость. Как и применение финансового прессинга в качестве аргумента. План восстановления экономики Венгрии этим летом тоже завис (страна не получила 7,2 млрд долларов от ЕК), и произошло это после того, как в Будапеште приняли закон, запрещающий показывать материалы о гомосексуальности детям. Кто следующий? Вполне вероятно, что дело даже не в либерализме и не в верховенстве европейского права. Просто старожилам ЕС, которые являются главными «донорами», надоело финансировать «непослушных», особенно «непослушных демонстративно», и решили напомнить, кто в европейском доме хозяин. Однако сделано это так, что завело в тупик: по мере того, как с каждым днем нарастают миллионные польские штрафы, все очевиднее, что их вряд ли будут платить. От безнадеги дело, скорее всего, закончится компромиссом, который выявит слабость институтов ЕС, а вопрос о том, какое же право является определяющим, останется без ответа. И вот этот прецедент – «прецедент бессилия» — для ЕС, пожалуй, даже опаснее призрака «Полэксита», который ни в Польше, ни в Европе пока так и не материализовался. Вернуться назад |