ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Томос стал ловушкой для его авторов

Томос стал ловушкой для его авторов


1-11-2021, 13:51. Разместил: Око Политика

Томос стал ловушкой для его авторов

Украинские раскольники оказались в сложной ситуации — отец-основатель неканонической «Православной церкви Украины» (ПЦУ) Филарет Денисенко окончательно рассорился с греческими союзниками и тем самым поставил под сомнение весь автокефальный проект

О том, что произошло у самосвятов и чем это обернется.

То здесь, то там

А ведь как хорошо начиналось: в конце 2018-го Филарет Денисенко переживал триумф. Его «Киевский патриархат» объединился с другими раскольническими структурами в «Православную церковь Украины» и получил томос — грамоту об автокефалии — от Константинопольского патриарха Варфоломея. Тогда самосвят приписывал победу себе, рассчитывая стать единоличным лидером только что созданной организации.

Не вышло: его же воспитанник Епифаний Думенко постепенно отстранил ветерана украинского раскола от реальной власти. В мае 2019-го Филарет громко хлопнул дверью. Объявил, что покидает ПЦУ и «будет бороться за настоящий томос» в новой конторе, но со старым лейблом — «Киевский патриархат».

Думенковцы на это не обратили внимания. Понадеялись, что «старик образумится». Сложилась комичная ситуация: формально Денисенко числится в руководстве ПЦУ, фактически же у него собственная «церковь». Но очень маленькая: десяток «епископов» и пара сотен «священников».

На Украине никто не воспринимал его всерьез. Раскольника даже перестали звать на мероприятия с участием других религиозных деятелей. Ослабела и медийная активность — редко кто из журналистов приезжал к охочему до интервью самосвяту в резиденцию на Пушкинской в центре Киева.

Да и с улицы неподалеку — Банковой, где офис президента, — к нему заглядывали редко. Глава государства хоть и поздравлял матерую политическую и религиозную фигуру с праздниками, но так и не разрешил официально зарегистрировать «Киевский патриархат». То есть организацию Филарет возглавляет только на словах.

Церковный казус

Оттого так громко прозвучало недавнее решение Денисенко присоединить несколько десятков греческих приходов — так называемых старостильников. Это общины, которые в 1920-х не захотели принять новоюлианский календарь (совпадает с григорианским) вопреки решению Элладской православной церкви (ЭПЦ). Себя они позиционируют как «хранителей истинной традиции», хотя на самом деле их еще сто лет назад объявили раскольниками. Сейчас у сторонников старой системы летоисчисления порядка 70 общин и десять монастырей, один из них находится на горе Афон.

С традиционалистами неоднократно пытались примириться. Предлагали покаяться в грехе раскола. Но те не пожелали разговаривать с ЭПЦ.

Только ЭПЦ имеет право решить этот вопрос. Ведь почти вся Греция — ее каноническая территория. Термин очень важный для православного христианства, представляющего собой конгломерат пятнадцати поместных церквей. У каждой своя юрисдикция, которую нельзя нарушать собратьям.

У Русской, например, каноническая территория — страны бывшего СССР, Япония, Монголия и Китай. У Константинопольской — Турция, греческие диаспоры в Европе и США. В 2018-м Константинополь нарушил незыблемый многовековой принцип невмешательства: без согласования с Москвой выдал томос ПЦУ. Что вызвало раскол в 300-миллионной православной общине: одни поместные церкви признали правоту РПЦ, другие же, в том числе Элладская, стали союзниками киевского детища патриарха Варфоломея.

Они контактируют с Киевом при посредничестве Константинополя. Во многом как раз из-за Филарета, который в православном мире считается «токсичной» фигурой. Именно он устроил церковный раскол на Украине еще в 1990-х, когда вопреки клятвам о верности со скандалом покинул РПЦ.

Теперь же намечается другой конфликт: между церковными Афинами и Киевом. Конфуз в том, что Денисенко признал «старостильников», будучи членом руководства ПЦУ.

В Киеве, видимо, осознали серьезность проблемы: уже несколько дней Епифаний Думенко и его представители молчат. Ведь получается, что возглавляемая им структура вторглась на территорию союзников. Это противоречит томосу об автокефалии. Там прямым текстом говорится: «незалежная церковь» не имеет права создавать общины за пределами Украины.

Автор грамоты об автокефалии патриарх Варфоломей тоже воздерживается от комментариев. Неприятно: он долго убеждал ЭПЦ признать украинских раскольников, ссылался на каноны. А те их грубо нарушили.

«Каноны ничего не значат»

Как решать проблему — непонятно. Очевидно, что Филарет окончательно удалился от ПЦУ, говорит политолог Аркадий Малер. «Старостильники» ненавидят Константинополь и его союзников, — отмечает он. — Денисенко, видимо, настолько отчаялся заполучить хоть какую-то власть, что пошел ва-банк».

В результате столкнулись интересы нескольких структур, не признанных мировым православием.

«Но, думаю, патриарх Варфоломей не станет вмешиваться в ситуацию. Для него Денисенко не представляет никакой ценности, — полагает Малер. — Да и казус для него ничего не значит. В том числе и с точки зрения канонов — его вторжение на Украину показало, что древние церковные правила ничего не стоят».

В общем, ни к чему хорошему украинский автокефальный проект не привел. Вместо объединения людей, как декларировали инициаторы, он породил масштабную волну расколов. В том числе внутри «новой церкви».

Олег Налисник, РИА


Вернуться назад