ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Конфликт с Великобританией стал делом чести для Франции
Конфликт с Великобританией стал делом чести для Франции30-10-2021, 16:21. Разместил: Око Политика |
Какие только страсти про поездки на британскую сторону не рассказывал мне французский дальнобойщик СтефанМы ехали в его грузовике ночью под проливным дождём из Гавра в Булонь-сюр-Мер. В кузове — тонны свежевыловленных, ещё живых морских гребешков, которых утром распродадут на оптовом рынке ля Крие. Человек, который проезжает около 180 тыс. километров в год, был очень эмоционален. От рейсов в Великобританию он теперь отказывается из принципа. И грузовики на ту сторону Ла-Манша нужны специальные, с камерами, и остановиться там отдохнуть негде — всё платное, и ведут себя пограничники надменно-вызывающе. А ещё это его личный бойкот в знак солидарности с французскими рыбаками, которых брексит оставил без лицензий на вылов рыбы в британских водах. Говорит, если надо, он готов заблокировать порт Кале, закрыть им переправу и тоннель, объявить континентальную блокаду Великобритании. Мол, Наполеон не смог, а они сегодня смогут. Злости и задора хватит. А там и рыбаки подтянутся, заблокируют порты… Делали уже так совсем недавно, британцы тогда подогнали два военных патрульных корабля, на том и разошлись. Но в следующий раз будет иначе. У самих рыбаков сейчас голова о другом болит. Таких мрачных и молчаливых людей я давно не встречала. Отчасти виной этому наверняка было раннее воскресное утро, когда нужно снова на неделю идти в море. Они двигались по траулеру, как тени, молча, обходили меня, как столб, механически выполняя всё необходимое. Меня будто не существовало в этой вселенной. Капитан, высокий двухметровый грузный мужчина, всё время нервно тряс ногой, закопавшись в бумагах. Потом только я поняла, что он пытался на ходу разобраться, как ловить этих самых гребешков. На приборной панели на него с широкой улыбкой смотрел с фотографии дедушка, в уголочке висел аккуратный крестик. Рыбаки — люди суеверные, сказал мне Пьер, но на охоте это не помогает, нужны знания и чуйка. С какой скоростью идти, где бросать тралы, на сколько метров отпускать трос, под каким углом сгребать со дна этих гребешков и так далее. А ещё нельзя отвлекаться, у французского берега сейчас европейское столпотворение, а у британцев вольготно. За те двое суток, что я была на лодке, он спал урывками от силы часа три. Его команда — чуть больше. Это такой изнурительный труд, причём выполнять его надо, даже когда укачивает на волнах. А к морской болезни далеко не весь экипаж адаптируется даже с годами.
До того был ещё и ковид, тогда вообще все в порту стояли — продавать было некому: ни рынки, ни рестораны не работали. Сплошные убытки. Их доход зависит от улова, а он ограничен строгими европейскими правилами. Британцев француз понимает: они вышли из ЕС, выгнали всех из своих вод и теперь всю прибыль будут забирать себе. «Это очень в их духе, — сказал Пьер, вздохнув, — но зачем тогда было ставить подпись под договором о брексите, чтобы потом его не соблюдать». В общем, он не удивлён, а, скорее, разочарован. Личных проблем с британскими рыбаками, обиды, злости у него нет: пускай, говорит, Париж с Лондоном что-то решают, а он пока будет пытаться выживать. Рыбачил в итоге до упора. В порт приписки он вернулся одним из последних, уже когда на море бушевал сильный шторм. Для Парижа эта история, скорее, дело чести. Слишком много ударов и унижений в последнее время испытала Франция на международной арене, чтобы в этот раз просто смолчать. Чего стоит только создание за её спиной нового военного альянса AUKUS и разрыв контракта на покупку подлодок, за чем в том числе стояла Великобритания. Потому французские власти тут не стали сдерживаться. Сначала просили, потом предупреждали, потом грозили, потом собрали европейский кулак из 11 стран, потом был ультиматум, а потом терпение кончилось. Французские рыбаки к этому моменту получили меньше половины запрошенных лицензий, британская сторона говорит, что выдала разрешения всем, кому могла, и дальше не уступит. После всего этого нужно было что-то делать. Все ждали радикальных мер — отключения света на острове Джерси. Он расположен очень близко к французскому берегу и питается электроэнергией через подводные кабели с материка. Но то было бы в лоб и недостаточно по-французски утончённо.
А чтобы британцы не расслаблялись, с 2 ноября их рыболовецким траулерам будет запрещено сгружать свой товар в шести французских портах. Усилят пограничный, санитарный, вообще всевозможный контроль. Дальше обещают больше. Британцев можно понять: они вышли из ЕС и рассчитывают, что воды теперь будут исключительно их зоной промысла. Но у Франции в этом вопросе более выигрышная позиция, потому что есть ещё множество рычагов давления. Взять, например, мигрантов, которые штурмуют Ла-Манш на резиновых лодках. Французы могут закрыть на беженцев глаза, превратить их в инструмент по примеру Турции или Марокко. Открыл вентиль — противоположная сторона сразу становится более сговорчивой. Ещё один вариант — повысить цены на свет для острова Джерси. Сейчас, когда они повсюду в Европе и так взлетели до космических высот, когда всех призывают экономить и придумывают совершенно пещерные формы этой самой экономии, рост тарифов на электроэнергию тоже может стать действенным оружием. Остаётся ещё переправа и тоннель под Ла-Маншем, там тоже возможны различные меры, в общем, у французов есть простор для творчества, есть обида и целая многовековая история противостояния с Великобританией. А у тех, что на острове, любая попытка обойти французские меры будет так или иначе связана с повышением расходов. Остаётся упрямо игнорировать французов и делать заявления, что всё это чрезмерно и непропорционально. Или идти на переговоры. Премьер Жан Кастекс протянул Лондону руку, сказал, что они открыты, но на французских условиях. Британцы же так не привыкли, потому тянут время. И едва ли в этом споре кто-то сейчас пойдёт на попятную. Анастасия Попова, RT Вернуться назад |