ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > С началом работы «Северного потока -2» у Германии появятся главные рычаги управления политикой ЕС
С началом работы «Северного потока -2» у Германии появятся главные рычаги управления политикой ЕС28-10-2021, 10:06. Разместил: Око Политика |
Прошедшие несколько недель европейские политики и СМИ сделали все, чтобы списать свои ошибки на происки РоссииБыло бы очень справедливо, если бы причиной энергетического кризиса, в который погрузилась Европа, действительно оказалось не недомыслие европейских политиков, а коварный замысел внешних сил. Хотя бы потому, что своим поведением в мире страны Европейского союза создали за последние 30 лет невероятное количество оснований для самых суровых ответных действий со стороны как России, так и весьма удаленных от Старого Света держав. Но это не так – то, что происходит сейчас на энергетическом рынке Европы является исключительно делом их собственных рук. Энергетическая сфера в Европейском союзе – это сложнейшее переплетение конкуренции между отдельными государствами, амбиций европейской бюрократии и корпоративных интересов. Стабильные отношения с внешними партнерами имеют большое значение для потребителей, но в реальности не стоят на первом месте для внутренних игроков – им важнее добиться политических результатов или получить прибыль. Поэтому практически любая конфликтная ситуация между ЕС и Россией является результатом внутренних процессов, итогом которых станет сохранение или разрушение всей европейской интеграции. В своем выступлении 21 октября перед участниками ежегодной конференции клуба «Валдай» президент России со свойственной ему точностью обозначил причины возникшей в Европе ситуации, при которой этой зимой дефицит газа на рынке ЕС может составить 70 млрд кубометров. Здесь и авантюристическая политика европейских регуляторов, и стечение обстоятельств, и поведение союзников – американцев, которые отправили 9 млрд кубов на азиатский и латиноамериканский рынок вместо того, чтобы работать с Евросоюзом.
При этом российский Газпром уже увеличил поставки топлива на 11 млрд кубометров. Во многом именно поэтому обращение польского премьера в Европейскую комиссию с требованием расследования против российской компании, скорее всего, останется без удовлетворения. На этот раз Брюсселю действительно не к чему придраться: свои существующие обязательства Россия выполняет даже с избытком, а рост цен – это последствие либерализации рынка, к которому привели сами европейские чиновники, а также восстановление экономик после пандемии. Тем не менее за прошедшие несколько недель европейские политики и СМИ сделали все, чтобы списать свои ошибки на происки России. Сами немецкие регуляторы при этом не дали пока разрешения на поставки газа по трубопроводу «Северный поток – 2». Политическая цель Германии здесь достаточно очевидна – можно потерпеть и заставить замерзать соседей ради того, чтобы сломать всю энергетическую стратегию Брюсселя в нынешнем виде. Берлин, несмотря на всю риторику о «зеленой повестке», в отношениях с партнерами по ЕС проводит жесткую политику централизации вокруг промышленного ядра Евросоюза. Речь идет о Германии и группе ее сателлитов, вокруг которых должны оставаться слабые и зависимые экономики европейского Юга, включая Францию. Благодаря «Северным потокам» Федеративная Республика становится главным энергетическим центром Европы и в ближайшие годы займет здесь монопольное положение. В Европе только Германия может вести сравнительно уверенный диалог с американцами. Все остальные либо стремительно выходят «в тираж», как Франция, либо представляют собой – вроде какой-нибудь Литвы – придатки Европейского командования вооруженных сил США. Новое правительство Германии будет, скорее всего, балансировать между готовностью канцлера Шольца сотрудничать с Москвой и антироссийской риторикой министра иностранных дел от «Зеленых». Можно с достаточно высокой степенью уверенности говорить, что компромиссное решение между ЕС и Россией будет все-таки найдено. Но это произойдет после того, как Берлин сможет подавить своих партнеров по Евросоюзу, списав все проблемы на российский фактор. Москва в эту игру играет потому, что мнение европейских СМИ для нее, в общем, безразлично, отношения с Евросоюзом как таковым не могут ничего дать для реализации российских национальных интересов, а тактика Берлина хорошо известна и сочетается с его надежностью как экономического партнера. В конечном итоге даже уходящая канцлер Ангела Меркель никогда не славилась симпатией к России, но смогла довести до конца важнейший двусторонний проект – «Северный поток – 2». Общественное мнение в странах ЕС, как показывают опросы, постепенно становится все более антироссийским, но это тоже не проблема – европейские избиратели все равно давно не контролируют своих политиков. С политической и экономической точек зрения Россия взаимодействует в Европе только с одной страной, а продолжающийся диалог с Брюсселем – это часть комплекса германо-российских отношений. Это проявляется даже на уровне СМИ – так, например, опубликованный в пятницу материал о газовом кризисе ведущего европейского издания «Политико» был во вторник отредактирован и из него исчезло упоминание об особой позиции Германии по поводу отношений с Газпромом. Между собой страны ЕС будут вынуждены, как представляется, серьезно скорректировать амбициозные планы по переходу к «зеленой экономике». Никто, конечно, не откажется от таких амбициозных задач публично, но на практике движение в этом направлении будет замедленно. Да и в целом сложно рассуждать о планах, срок исполнения которых определен в лучшем случае на 2050 год. Они, как показывает практика, сами по себе являются переговорным инструментом для получения от внешних партнеров Европы преференций уже сейчас. Но в действительности краткосрочная погоня за выгодой может обернуться стратегическими издержками. И дело здесь даже не в отношениях с Россией, которые в сфере энергетики останутся для ЕС центральными и в 2050-м, и в 2060 году.
Неотъемлемым признаком политики Европы на всех направлениях становится авантюризм, который совершенно не ожидаешь от таких старых и опытных держав. Каждый из кризисов последних 15 лет – зоны Евро, миграционный в 2015 году, пандемический в 2020 году и теперь энергетический – результат непродуманных и слишком поспешных решений, производящих впечатление суеты в условиях, когда серьезно исправить свое положение Европа уже не может. За последние 30 лет у европейских государственных деятелей инстинкты политического выживания окончательно вытеснили из сознания любые попытки глубокой рефлексии. И могут ли они из такого состояния выбраться, совершенно неизвестно. Скорее всего, нет. Поэтому наиболее интригующий вопрос относительно будущего современной Европы – это не то, накроет ли наших соседей на западе системный кризис, а когда это произойдет и что потом возникнет на месте Европейского союза. Для России это может стать как вызовом, так и возможностью. Вызовом, поскольку мы привыкли к сравнительно стабильной Европе и не хотели бы с ней расставаться окончательно. Единая Европа, как символ того, что страны Старого Света уже никогда не будут представлять угрозу для остального человечества, имеет большое значение. Возможность видится в том, что избавляясь от ограничителей, связанных с необходимостью следовать в общей линии, отдельные европейские страны смогут вести себя более разумно. Но здесь все, как и в случае с началом работы «Северного потока», зависит от Германии – именно у нее теперь главные рычаги управления европейской политикой. Тимофей Бордачёв, ВЗГЛЯД Вернуться назад |